«Есть Путин — есть Россия. Нет Путина — нет России». Эта фраза, произнесенная с трибуны валдайского форума Вячеславом Володиным, на глазах превращается в основу новой идеологической конструкции, с которой, видимо, и предстоит жить целой стране в ближайшем будущем. «Лента.ру» попросила экспертов развить мысль первого заместителя главы президентской администрации.
Это не первая попытка отождествить Владимира Путина с российским государством. Нечто подобное пытались делать совершенно разные политики, от депутатов Государственной Думы до самых радикально настроенных оппозиционеров. Однако не в такой общественно-политической ситуации. События на Украине, волеизъявление в Крыму, последовавшее за этим противостояние со странами условного Запада и, в конечном итоге, санкции — все это сильно переформатировало конфигурацию взаимоотношений власти и общества. Изменилось и политическое пространство, окружающее Россию.
Собственно, ради обсуждения этого ключевого изменения и был собран XI Международный форум «Валдай». Дело в том, что Россия в глобальной политике способна менять эту самую глобальную политику, формируя новый международный порядок. Его-то и приехали обсудить более сотни экспертов из 23 стран. В течение двух дней они анализируют трансформации в современной системе международных отношений, проблемы на Украине и Ближнем Востоке. Эксперты отмечают рост международного интереса к России, что объясняется довольно просто — Кремль оказался в этом году в эпицентре глобальной политики. И во всем мире, в том числе на Западе, значительно повысился спрос на толкование позиции и мотивации российского президента как лидера, влияющего на мировую политическую повестку.
Соответственно, нет ничего удивительного в том, что заявление Вячеслава Володина прозвучало именно в закрытой части форума, когда разговор шел без излишних политесов. Володин подчеркнул, что россияне в настоящее время воспринимают атаки на президента как атаки на свою страну и лично на себя, поэтому санкции в отношении РФ не смогут расколоть и деморализовать страну. Скорее, наоборот: ограничения привели не к отторжению власти, а к консолидации общества. Это подтверждается социологическими исследованиями. Согласно недавнему масштабному опросу фонда «Общественное мнение», более 84 процентов граждан поддерживают курс президента страны, а более двух третей избирателей хотели бы переизбрания Путина в 2018 году.
Если развить эту тему, а особенно для западного слушателя — чтобы, повторим, была очевидна мотивация российской власти, — то логика заявления о тождественном характере высшей исполнительной власти и общества вырисовывается вполне ясная. Можно сказать, что так звучит новая формула российской политической жизни. В частности, по мнению главы фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» Дмитрия Бадовского, Володин попросту перевел на «язык смыслов» то, что чувствуют и понимают почти 90 процентов граждан страны: безудержная критика Путина на самом деле представляет собой атаку на российскую государственность в целом. Эксперт убежден, что выступление Володина было крайне важным и знаковым для специалистов, поскольку глава кремлевской внутренней политики сформулировал «те чувства и мнения граждан страны, которые отражают все социологические опросы последних месяцев».
Рейтинг руководителей многих стран мира ниже 20 процентов, и они находятся под прессом критики и массового недовольства. В таких условиях зарубежным экспертам сложно понять и признать, что в России решение крымского референдума по-настоящему воодушевило всю страну, а введение антироссийских санкций еще больше консолидировало все общество, говорит Бадовский. Он считает, что «Володин емко выразил то, что знают и понимают практически девять из десяти граждан России». «И, как мне представляется, благодаря формуле Володина многие участники "Валдайского клуба" намного лучше осознали причины крымского консенсуса в России и политической консолидации вокруг президента России», — добавил политолог.
Еще жестче высказывается директор Центра политической информации Олег Матвейчев. Он подчеркивает, что нападки на Путина легко отождествляются с нападками на Россию: «Националистам объяснят, что Путин благодетельствует кавказцам. Коммунистам расскажут, что он за олигархов. Простому народу донесут, что президент потворствует коррупции, а либералов и правозащитников убедят, что президент стал главным препятствием страны на пути в Европу».
Однако яснее всех высказался все-таки политолог Александр Коньков. Он считает, что слова Володина отражают «квинтэссенцию мировой реальности, с которой мы сегодня сталкиваемся». Путин, по словам эксперта, оказался «на острие противостояния, которое организовало западное сообщество в отношении России». А значит, его отождествление со всей страной становится неизбежным.