Шанс увидеть режиссера Андрея Кончаловского последнее время выдается не часто. Москвичам в этом ноябре повезло дважды: в Светлановском зале Московского международного Дома музыки мэтр встретился с поклонниками, а также провел мастер-класс на кинофестивале ВГИКа. «Лента.ру» побывала на первом мероприятии.
Кончаловский начал с разговора об искусстве, а в конце встречи, в беседе со зрителями перешел к обсуждению кризиса западной цивилизации. Причина кризиса в том, что она «ставит человеческие права и свободы выше обязанностей».
Однако «мир медленно расстается с идеей гегемонии западноевропейского образа жизни» и рано или поздно центром, объединяющим христианскую цивилизацию, неизбежно станет Россия. Судьбы мира, согласно Кончаловскому, решаются именно здесь, а не в Брюсселе или Вашингтоне, и решают их не Путин или Ходорковский, а люди, подобные почтальону Тряпицыну из последнего фильма режиссера. Несколько эпизодов из выступления Андрея Кончаловского удалось записать оператору «Ленты.ру».
Чтобы дети не подпали под очарование сомнительных западных ценностей и не ленились, режиссер советует воспитывать их в любви, но строгости, развивая их при помощи деревянных игрушек и книг вместо айфонов и прочих гаджетов. Маленькому Кончаловскому прививали любовь к музыке поленом, рассказал режиссер. Метод оказался настолько эффективным, что ему даже удалось поступить в Московскую консерваторию, из которой будущий кинорежиссер перешел во ВГИК.
Такой же метод Кончаловский рекомендует и в обращении с женщинами. «Для того чтобы женщина любила себя, ее должен любить мужчина», — говорит он. Роль в искусстве, которую режиссер приписывает женщине, сложно переоценить. Именно они, собачась с соседками в каменном веке, изобрели язык, положивший основу любому творчеству.
Орудие борьбы духовного человека с тлетворным влиянием чужой культуры — специальные альфа-волны, возникающие в созерцательном состоянии. Именно они помогают человеку воспринимать религиозный опыт или произведения искусства.
Цель художника — ответить на вопрос, что такое человек. Он должен стараться изо всех сил, хотя найти ответ никогда не удастся.