1 декабря исполняется два года с момента вступления в должность президента Мексики Энрике Пенья Ньето. Эту дату он встречает не в самых благоприятных условиях — в стране уже несколько месяцев не утихают протесты. Тысячи граждан в разных городах Мексики требуют отставки главы государства, скандируя на митингах: «Руки Пеньи Ньето в крови!» Ситуация грозит перерасти в полномасштабный политический кризис. Причина волнений — трагическая гибель 43 студентов, выступавших против инициированной Ньето реформы образования.
В 2006 году тогдашний мексиканский лидер Фелипе Кальдерон объявил войну местным наркокартелям. С тех пор в стране, по данным Национального института статистики и географии, без вести пропали более 105 тысяч граждан. Однако, как это часто и бывает, по-настоящему эта проблема всколыхнула общество после резонансного преступления, в очередной раз заставившего граждан задуматься о том, как прочно срослись власть и наркосиндикаты.
Речь идет о массовом похищении и, предположительно, убийстве 43 студентов мужского педагогического колледжа (Raúl Isidro Burgos Rural Teachers' College) 26 сентября этого года в городе Игуала, расположенном в 130 километрах от Мехико. Студенты направлялись в столицу штата Герреро — Чильпансинго-де-лос-Браво, чтобы присоединиться к митингу против реформы системы образования.
Горячие точки на карте Мексики
Самыми бедными и слабо развитыми в стране называют четыре из 32 штатов: Герреро, Халиско, Мичоакан и Тамаулипас. Сразу несколько преступных группировок в Мексике хотят заполучить контроль над ними. Запугивание местного населения, правительственных сил и конкурентов превратилось для главарей банд в рутину. Нераскрытые похищения стали нормой в стране. В войнах на стороне наркокартелей участвуют не только полицейские, но и офицеры армии. В стране процветают взяточничество и подкуп чиновников.
Эту инициативу президента Энрике Пеньи Ньето в стране многие называют спорной. По словам главы государства, он хотел сократить уровень коррупции, процветающий в мексиканских вузах. Реформа предполагала общую аттестацию всех преподавателей и учителей. Учебные заведения в свою очередь должны получить больше автономии. Однако преподаватели приняли изменения в штыки, решив, что при тестировании не будут учитываться их квалификация и достижения. Студенты же сочли, что предлагаемая вузам автономия в конечном счете обернется переводом различных учебных курсов на платную основу.
Полицейские утверждают, что пропавшие учащиеся педагогического колледжа, собираясь на акцию протеста, угнали три рейсовых автобуса. Стражи порядка преследовали угонщиков и открыли огонь. В результате погибли шесть человек — три студента, женщина в проезжающем мимо такси, а также водитель и футболист случайно попавшего под обстрел автобуса местной футбольной команды. 14 учащимся удалось сбежать и добраться домой на попутках. Оставшихся 43 студентов, по словам очевидцев, полицейские посадили в машины, чтобы отправить в участок в Пуэбло-Вьехо.
Однако, как выяснилось позднее, вместо этого студентов отдали в руки главарей наркосиндиката Guerreros Unidos, с которым у местных властей давно налажены близкие отношения. Двое представителей картеля впоследствии признались, что их действия были согласованы со стражами порядка. При этом гангстеры утверждают, что приняли часть студентов за членов конкурирующей с ними преступной группировки Los Rojos. Полицейские же сообщили, что нападение на студентов заказал мэр города Игуала Хосе Луис Абарка, недовольный их активностью. В тот день его жена Мария де лос Анхелес Пинеде должна была выступать в Игуале на конференции, посвященной проблемам социальной защиты. Учащиеся собирались сорвать ее выступление и тем самым привлечь большее внимание к акции протеста против реформы системы образования.
Мэра вместе с супругой, которая, к слову, — родная сестра главы картеля Guerreros Unidos Саломона Пинеды, арестовали 4 ноября. Следователи сразу обратили внимание на странное поведение градоначальника: вначале он заявил о своей непричастности к этому делу и отказался подавать в отставку. А уже через несколько дней на заседании городского конгресса Абарка попросил 30-дневный отпуск, сославшись на плохое самочувствие. Получив разрешение, он исчез из города вместе с семьей.
Студенты педагогического колледжа
Мужской педагогический колледж Raúl Isidro Burgos Rural Teachers' College был основан в 1926. Его студенты часто принимают участие в оппозиционных протестах. Зачастую это включает в себя похищение автобусов и грузовиков. После этого, по словам полицейских, транспортные средства обычно возвращаются на место, поэтому стражи порядка обычно закрывают на это глаза. Местные власти опасаются, что студенты связаны с левоцентристами или же соперничающими политическими организациями. Учащиеся уверяют, что единственное, что их объединяет с левоцентристами — социалистические взгляды.
Полицейские утверждают, что у учащихся педагогического колледжа тоже были проблемы с законом. Они регулярно угоняли автобусы, портили общественное имущество, совершали мелкие кражи, сливали бензин с припаркованных машин. Впрочем, сумевшие спастись 14 студентов уверяют, что в тот раз им удалось уговорить водителя автобуса бесплатно отвезти к их месту демонстрации.
Бандиты затолкали студентов в машины и отвезли на мусорный полигон в Кокуле, под Игуалой. 15 молодых людей к моменту прибытия были уже мертвы, остальных расстреляли на свалке. Гангстеры обложили трупы дровами, пластиком и покрышками, облили бензином и подожгли. Потом, упаковав останки в восемь мешков, сбросили их в реку Сан-Хуан. По информации газеты Milenio, один из членов Guerreros Unidos отправил своему боссу sms: «Они превратились в прах, мы выкинули то, что от них осталось в воду. Их никогда не найдут».
Однако останки все же обнаружили — несколько пакетов. Власти сообщили об этом 7 ноября.
Сейчас по делу о похищении и убийстве студентов арестованы 74 человека — полицейские, чиновники городской администрации, члены наркосиндиката. Судмедэксперты из Аргентины пытаются установить, точно ли найденные останки принадлежат пропавшим студентам. Пока идентификация не завершена, их официально называют похищенными, а не погибшими.
Убитыми не хотят признавать их и родственники. «Пока нет доказательств, они живы», — повторяют родители и близкие жертв наркомафии. По их словам, власти штата пытались сделать все возможное, чтобы заставить их отказаться от поисков. В частности, предлагали каждому из родителей по 100 тысяч песо (примерно 7,5 тысяч американских долларов).
Бессмысленный и беспощадный
Акции протеста вспыхнули по всей Мексике на следующий день после исчезновения учащихся колледжа. Люди выходили на улицы с требованием: «Мы хотим видеть их живыми». В штате Герреро волонтеры прочесывали местность в поисках пропавших. В конце сентября к гражданам страны обратился президент Энрике Пенья Ньето. Правда, сказал он совсем не то, что от него хотели услышать. Глава государства объявил, что правительство этим вопросом заниматься не должно, а вся ответственность за трагедию полностью лежит на местных властях. Вскоре губернатор штата Герреро Анхель Агуирре Риверо ушел в отставку.
Добровольцы, чьи родные также пропали несколько лет назад, во время поисков обнаружили десять массовых захоронений (еще 40 они нашли незадолго до исчезновения учащихся). Братские могилы, бездействие властей, вялое расследование — все это породило новую волну протестов по всей Мексике. Демонстранты требовали уже отставки президента.
В городе Акапулько, расположенном в штате Герреро, произошли жестокие столкновения между стражами порядка и демонстрантами. Протестующие были вооружены камнями, палками и мачете. Из-за беспорядков ненадолго оказался заблокирован местный аэропорт. СNN Mexico сообщал, что 16 сотрудников органов правопорядка ранены, число пострадавших демонстрантов до сих пор не известно.
Самая крупная акция протеста состоялась в Мехико 5 ноября. На нее пришли более 70 тысяч человек. В ходе манифестации были сожжены автобус и автобусная станция в одном из университетских городков. Через несколько дней демонстранты ворвались в здание Национального дворца в Мехико, в котором президент обычно проводит торжественные церемонии. Тысячи людей собрались около здания XVI века, бросали в окна бутылки с зажигательной смесью. Толпа скандировала: «Пенья — убийца» и «Пенья, убирайся». Охрана отбивалась водой и слезоточивым газом.
Сам президент в этот момент находился на саммите АТЭС в Пекине. Многие мексиканские политики назвали отъезд главы государства в такой момент за границу безответственным. В частности, представители оппозиционных движений — Партии демократической революции, Партии труда и Партии национального действия — заявили, что Энрике Пенья Ньето (член Институционно-революционной партии, представляющей социал-демократическое крыло — прим. «Ленты.ру») стоило остаться в стране «в этот период морального и политического кризиса».
Еще большую тень на репутацию главы государства бросила попавшая в СМИ информация о причастности президента к коррупции. Прессе стало известно, что правительство неожиданно расторгло договор с Китаем о строительстве сверхскоростной железной дороги протяженностью 210 километров от столицы Мексики до промышленного центра Керетаро. Стоимость проекта — 3,7 миллиарда долларов.
Как отмечают в администрации президента, Пенья Ньето аннулировал результат тендера, пойдя навстречу оппозиции: противники действующий власти утверждали, что конкурс был проведен нечестно. Основания для этого действительно имелись, поскольку соревнование получилось безальтернативным — никто, кроме китайской компании China Railway Construction Corp (CRCC), не успел подготовить и подать заявки.
Однако результаты повторного тендера вызвали еще больший скандал. Контракт достался компании Constructores Teya, владельцем которой является Хуан Армандо Инохоса Канту, близкий друг супруги президента Анхелики Риверы. Он также возглавляет фирму Ingenieria Inmobiliaria del Centro, построившую особняк для президентской четы. Кроме того, фирмы Канту выигрывали множество многомиллионных тендеров в Мехико, в то время как Пенья Ньето был мэром города.
Еще один скандал разразился вокруг роскошного особняка стоимостью семь миллионов долларов, где проживают президент и его жена. В администрации главы государства заявили, что, во-первых, пара заключила брачный контракт, по условиям которого каждый из супругов распоряжается своими финансами по отдельности. Во-вторых, дом с семью спальнями в пригороде Мехико почти за год до избрания Ньето президентом купила его жена Анхелика — бывшая звезда «мыльных опер». В середине ноября, как пишет Los Angeles Times, Анхелика разместила на своей странице в Facebook видео с сообщением о намерении продать особняк, чтобы «положить конец клевете и нападкам, обрушившимся на ее семью».
27 ноября президент Мексики в очередной раз обратился к нации, пообещав ужесточить меры по борьбе с коррупцией, он заявил, что хочет навести порядок в рядах полиции посредством специальной программы под названием «10 пунктов о безопасности, правосудии и правовом государстве». Поскольку Мексика — это федерация, состоящая из 31 штата и столичного федерального округа, регионам предоставлена достаточна широкая автономия. В каждом муниципалитете действует своя полиция, подотчетная только местной администрации. А та в свою очередь тесно связана с наркомафией. То, что стражи порядка похитили студентов и передали их в руки картеля, — очередное тому доказательство. Теперь 1800 местных служб предполагается заменить на 32 региональные с общими стандартами подготовки и снаряжения.
Кроме того, глава государства пообещал, что будет подготовлен «Закон против проникновения организованной преступности в муниципальную власть», а также появится единый для всей страны номер экстренных служб — 911. Также в стране создаются Совет по правам человека (Council on Human Rights) и единый реестр для регистрации всех пропавших без вести и пострадавших от произвола местных властей.