Под темным небом в Хельсинки Другие города: Лакричная водка, сыр Путина и иностранные студенты в столице Финляндии

Фото предоставлено автором

«Лента.ру» продолжает серию материалов «Другие города», в которой читатели рассказывают о местах, где живут. Текст о том, на что похожа жизнь и учеба в Хельсинки, прислала Полина Ивашина. История Хельсинки связана с Россией, а тот факт, что словом 2014 года в Финляндии на прошлой неделе было признано Putin-juusto («сыр Путина»), косвенно иллюстрирует и тесные экономические связи наших стран, к сожалению, пострадавшие после введения взаимных торговых санкций.

Главное, что влияет в Хельсинки на качество жизни — климат. Он суровый: даже если градусник будет показывать, что погода теплая, реально при выходе на улицу вас будет пронизывать ветер и расслабиться не получится. Если надеетесь увидеть солнце — с ноября по март оно будет светить пару раз в месяц. Улицы Хельсинки зимой таят опасность: если температура около нуля, то днем снег тает, а к вечеру превращается в лед, и тротуары делаются очень скользкими. От этого особенно страдают пожилые люди. Зимой в Хельсинки нужна теплая обувь с рифленой подошвой. Многие ходят со специальными палками типа лыжных.

Я живу в Хельсинки второй год по учебе. Это маленький город. Достаточно совсем немного отойти в сторону от центра, и уже можно посмотреть вокруг и не увидеть ни одного человека и ни одной едущей машины. Очень нравятся короткие расстояния, чистота, налаженность транспорта и всяких бытовых мелочей. Не нравятся постоянная темнота зимой и ветер. Света тут не хватает всем, и все местные жители горстями едят витамин D, который продается в десятках разных фасовок. Если нет хорошей теплой одежды, с октября по апрель жизнь в Хельсинки превращается в выживание. Возле домов, где обитают студенты, часто можно встретить учащихся африканского или азиатского вида, совершенно замерзших от непривычной погоды, замотанных шарфами поверх недостаточно теплых шапок и курток, торопливой трусцой бегущих домой.

Во всех домах есть сауны, есть они и в студенческих общежитиях от управляющей компании HOAS. Общежития — это обычные дома с отдельными одно-, двух-, трехкомнатными (и так далее) квартирами. Живут в комнатах по одному или семьями. Для примера, за каждую комнату в двухкомнатной квартире, которую делят две студентки, ежемесячная плата составляет 270 евро. Можно найти и дешевле, но доступные комнаты быстро разбирают, в HOAS всегда есть очередь из записанных и ждущих жилья студентов. В подвале общежития есть бесплатная сауна. Можно записаться на свободное время и попариться. Рядом находится тренажерное помещение, где можно «качаться», тоже бесплатно. Ключ от входной двери в подъезд отпирает и тренажерку.

Поступить в местные вузы просто, нужно только иметь сертификат о знании английского языка (IELTS или TOEFL) и сдать один-два несложных вступительных экзамена. Бакалавриат на английском языке для иностранцев пока бесплатный, и в местных вузах учится огромное количество студентов со всего мира. Есть русские студенты, обычно из северных городов России (Мурманска, Петрозаводска), есть студенты из Восточной Европы, но больше всего учащихся из Непала и других азиатских стран. Непальцы часто шутят на тему того, как много их понаехало в Финляндию на учебу. Финским студентам выплачивают стипендию, и они часто растягивают учебу на годы и годы.

Все надписи и указатели в Хельсинки пишут на двух языках: финском и шведском. Финский — язык не индоевропейской группы языков, он устроен совершенно по-другому, чем мы привыкли. Например, в нем нет предлогов, зато есть около двадцати разных падежей. Многие слова и словосочетания могут означать разные вещи в зависимости от контекста. По сравнению с финским шведский, даже если вы его никогда не учили, кажется интуитивно понятным. Финский легко дается только эстонцам и русским, приезжающим из Эстонии. Остальным лучше заранее смириться с тем, что максимум, чего удастся добиться — это примерно угадывать, о чем идет речь, и кое-как объясняться в магазинах. Финны это понимают и всегда готовы перейти на английский.

Летом в Хельсинки все загорают. Воздух чистый, солнце яркое, и можно сильно обгореть даже притом, что погода не слишком жаркая — градусов 23-25, и ветерок. Повсюду красноватые местные скалы, сосны и море. Очень красивые лишайники и мхи растут везде на камнях, их тут огромное разнообразие видов. Много черники, дикой малины и ежевики.

Главный праздник в городе — Ваппу (Vappu), отмечается приход весны. Он начинается 30 апреля вечером, а основные гулянья происходят 1 мая. На улицах пьют шампанское и поют песни. Этот день считается и главным студенческим праздником. У финнов очень популярны теплые комбинезоны — овероллы (overall, тут их еще называют «халари» — halari). Комбинезоны бывают студенческие, с эмблемами факультета, или в виде зверей — можно одеться под гигантского кролика и пойти на вечеринку или на гулянья в честь Ваппу, это очень распространенный наряд для праздника. Если дожил до Ваппу, значит, зима кончилась, и впереди наконец-то лето, когда все оживает. Еще один праздник — Иванов день, 21 июня. Но в этот выходной все, как правило, уезжают из города на природу.

Летом можно поехать на целый день загорать в крепость Суоменлинна на островах, куда из Хельсинки ходит паром. Это старинное место, популярное и у туристов, и у местных. Крепостные стены, брусчатка и все прочее в этом комплексе реставрируется заключенными. Тюрьма открытого типа расположена в самой крепости: по вечерам заключенные возвращаются в камеры. Вообще местные заключенные много работают на пользу экономике, например все номерные автомобильные знаки делаются в тюрьмах.

Стремительные велосипедисты

С транспортом в Хельсинки все шикарно. Добраться куда угодно из города можно очень быстро: поезда работают как метро, единственная причина, по которой поезд может задержаться — если кто-то бросится на рельсы, чтобы покончить с собой. Это случается относительно часто, потому что финны довольно депрессивный народ. Стоимость билетов высокая, так что покупать билеты на одну поездку не стоит, лучше купить проездной на день, на три дня или на месяц — выходит дешевле в разы. Если три раза в неделю куда-то едешь, уже окупается месячный билет. Штраф за безбилетный проезд — 80 евро, и выписывают их контролеры без промедления, направо и налево. С другой стороны, ходят контролеры редко, и всегда можно успеть пробить билет, если они появились в конце вагона.

Кстати, штраф накладывают и на того, кто не подошел к человеку, упавшему на улице зимой. Это считается оставлением в опасности: каждый, кто видит в холодное время года на улице лежащего человека, обязан вызвать к нему полицию и дождаться ее приезда. Если докажут, что вы видели упавшего человека и не подошли, — помимо штрафа, это потенциально уголовная статья. Штрафы за переход на красный свет тоже высокие, но российские туристы все равно переходят, не дожидаясь зеленого, если не видят поблизости машин.

Зимой в местных прогнозах погоды обычно сообщают о состоянии льда, чтобы люди могли ориентироваться и не выходили на рыбалку или не сокращали путь через замерзшие озера, если лед слабый.

Автобусы опаздывают чаще, чем поезда. Могут опоздать минут на десять, а утром, наоборот, часто приезжают минут на пять раньше расписания (что, в принципе, тоже подло с их стороны, и об этом надо знать). Есть сумасшедше удобный онлайновый сервис — транспортное расписание, составитель маршрутов по Хельсинки и окрестностям. Им же можно пользоваться для прогулок на велосипеде, в него можно заложить свою скорость на велосипеде, программа учтет силу ветра и рассчитает примерное время поездки. В Хельсинки почти нет дорог, где не было бы велосипедной дорожки рядом, и зачастую на велосипеде можно доехать куда быстрее, чем на автобусе, так как велосипедные дорожки идут напрямую. Порой велосипедисты несутся очень тихо и очень быстро по обычным обочинам, и если вы идете там пешком, нужно иметь это в виду.

Тут очень красивая природа, похожая на северную российскую. Говорят, что много грибов, но их собирают очень быстро — я в лесах нахожу только поганки, хотя на рынках полно белых и лисичек. Очень много людей, которые бегают по лесам, везде есть для этого беговые дорожки, прогалинки. Если выйдете из дома на окраине Хельсинки рано утром, часов в пять-шесть, вам обязательно встретятся огромные жирные кролики, таких размеров, что я даже не представляла, что такие бывают. Они непуганые, подпускают шагов на десять, и они не скачут, а вальяжно идут мимо. Местная легенда гласит, что когда-то из хельсинкского зоопарка сбежали суперпородистые кролики и смешались с дикими, и теперь в окрестностях города проживает три разных вида кроликов. Белки приходят к домам, часто целыми семействами. В лесах водятся косули, но они осторожные, и мне не встречались ни разу. Очень много птиц — сороки, дятлы с красными шапочками на головах, синицы. Разные перелетные гуси останавливаются в самом центре города большими стаями и не боятся людей.

Мужчины, женщины и лакричная водка

Жители Хельсинки очень замкнутые. Это касается финнов, а не иностранцев, которых тут становится все больше. Со случайными попутчиками или людьми на улицах не принято общаться. Только иногда, бывает, подходят очень затрепанные финны, похожие на бомжей, и спрашивают сигарету. Конечно, если ты иностранец и обращаешься к финнам с вежливой просьбой, они крайне вежливо помогут: достанут свой iPhone, проложат нужный маршрут, будут говорить с вами на идеальном английском. Однако в обычной жизни финны — безумно замкнутые, молчаливые люди с диким количеством правил. Нам говорили, что мэрия Хельсинки даже проводит специальные мероприятия, чтобы научить соседей общаться друг с другом. Например, раз в пару месяцев устраивают ресторанные дни, когда разрешается продавать на улицах еду, которую сам приготовил.

Отношения между мужчинами и женщинами — равные. Открывать двери женщине не принято, это оскорбление женщине, платить за женщину в баре тоже не принято. Девушек из некоторых других стран это с непривычки удивляет, но на самом деле так намного проще.

Учеба в местных университетах легкая. Многие говорят, что образование слабое, но оно просто дает столько, сколько сама можешь взять. Можно целыми днями сидеть в прекрасном быстром интернете, можно болтать целыми днями с преподавателями, пользоваться хорошо оборудованными лабораториями, хотя суперкомпьютера, какой был в МГУ, у них нет. Очень много всяких прожекторов, техники; университеты дают лаптопы в аренду, все везде чисто, идеально умыто, стоят помойки для разных сортов мусора, при этом уборщиков за работой почти никогда не видишь. Кстати, в местных библиотеках можно взять напрокат не только лаптоп, но и, например, дрель или утюг.

Пока не привыкнете к местным продуктам, стоит быть осторожнее с едой. Если покупаете местный финский продукт, он будет или с имбирем, или с лакрицей, или с перцем. Особенно осторожными надо быть с продуктами черного цвета! Даже если на упаковке не написано, что внутри есть лакрица, она наверняка там окажется.

Алкоголь дорогой. Финны считают, что лучше ездить в Таллин за ним. В основном в Хельсинки пьют пиво и водку. Из местных напитков популярны «Салмари» (черный лакричный шот, главное — выпить его быстро, если оставить надолго, то он расслаивается, и сверху оказывается безвкусная жижа, а снизу черный уголь) и «Минтту» (ментоловая водка). У финнов есть два дешевых местных сорта пива — «Кофф» и «Карьяла». И все финны пьют «Кофф», а «Карьяла» считают плохим пивом. Понять это невозможно. Я бы сказала, что «Карьяла» даже получше.

Магазины принимают пустые банки и бутылки из-под пива по 10-15 центов за штуку, и все крайне озабочены их сдачей. Все всегда собирают банки и бутылки, и на улице пустая тара из-под выпивки никогда не валяется.

Студенческие вечеринки идут примерно раз в две недели, и большинство студентов на них ходит. Можно сходить сразу на несколько за одну неделю.

Выпив, финны преображаются — в этот момент они наконец становятся радостными и общительными. И это практически считается их единственным развлечением. Обычно на вечеринках все напиваются в дерьмо. То есть вечером среды или пятницы очень велика вероятность наткнуться на блюющего финна, не отходя от кассы. Почти все приглашения звучат так: «мы пойдем туда и там будем пить». Если какая-то вечеринка объявлена «алкоголь-фри», то у нее, как правило, есть after-party или pre-party, где все пьют. И все равно такие безалкогольные вечеринки не слишком удаются. Хотя их изредка и проводят.

Говорят, бывали случаи, когда людям из других стран удавалось подружиться с финном. Знаю одну девушку, которая встречается с финном. Однако у меня сложилось впечатление, что ты можешь стать знакомым финна (что тоже достаточно трудно), но никогда не станешь близким другом финна.

Цены на продукты высокие: хлеб стоит 4 евро за килограмм, помидоры дорогие и каменные на ощупь, разная газировка тоже дорогая. «Сыр Путина» в магазинах расхватали очень быстро. Цены на аренду квартиры примерно в полтора раза выше московских, при этом принято сдавать квартиры без мебели.

Почтовые гей-сувениры и русский шопинг

У финнов есть, видимо, своеобразное чувство юмора. Прошлой весной финская почта устроила жестокий троллинг гомофобов: выпустила почтовую марку с работами Tom of Finland одного из самых известных мировых художников-гомопорнографов. Это привело к волне обсуждений в соцсетях и СМИ, кто-то возмущался, кто-то нет, но марку тут же закупили коллекционеры со всего мира, и она стала очень популярной.

Две недели назад парламент Финляндии разрешил однополые браки. Говорят, что многие финны после этого вышли из лютеранской церкви, но никаких выступлений ни за, ни против этого на улицах видно не было.

Русские в Хельсинки знамениты шопингом: некоторые приезжали и закупались в магазинах на 15-20 тысяч евро по чеку. В этом году российских туристов стало заметно меньше, и финны переживают, что на новогодние праздники в Лапландию тоже мало кто доберется. Туристический бизнес сильно зависит от России, поэтому на ресепшен в большинстве отелей стараются иметь человека со знанием русского языка.

Самый уважаемый в Финляндии русский — царь Александр Второй. При нем был построен кафедральный собор на Сенатской площади (сейчас главный лютеранский собор страны), которым жители города очень гордятся. Перед собором на набережной после гибели царя они установили ему памятник за свои средства.

Кстати о набережной: в городе не так много старинных достопримечательностей, и в последние годы его старательно украшают разными модерновыми зданиями и памятниками. Один из них установили прошедшим летом на набережной — это огромная скульптура-фонтан в виде писающего в залив мужчины. Выглядит странно, но смешно. Как уже было сказано, у финнов своеобразное чувство юмора.

Дорогие читатели! Если вы хотите принять участие в проекте «Другие города», присылайте свои рассказы на m.novikova@lenta-co.ru

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше