Скандал вокруг нецензурных высказываний замминистра Минкомсвязи Алексея Волина, прозвучавших во время обсуждения проекта закона о глобальной лицензии, получил развитие. 24 декабря деятели культуры и искусства написали коллективное письмо Владимиру Путину, в котором пожаловались на поведение чиновника ведомства и попросили принять соответствующие меры. Разобраться в ситуации уже обещал министр культуры Владимир Мединский, при этом сам Алексей Волин считает, что не сделал ничего, за что ему следовало бы извиняться.
Инцидент, ставший поводом для дальнейших разбирательств, произошел 18 декабря во время совещания в Минкомсвязи. По словам очевидцев, с первых минут Алексей Волин задал собранию крайне грубый и оскорбительный тон. Как утверждает замдиректора нормативно-правового департамента Минкульта Ксения Мирясова (в распоряжении «Ленты.ру» имеется ее служебная записка на имя Владимира Мединского), в ходе заседания замминистра позволил себе некорректные высказывания в адрес гендиректора Российского союза правообладателей (РСП) Сергея Федотова, который не смог попасть на совещание из-за командировки.
«Федотов послал нас на *** (слово из трех букв — прим. «Ленты.ру»)», — сказал Волин обращаясь к собравшимся на совещании.
Дальнейшее обсуждение законопроекта, по словам представителя Минкульта, свелось к критике самой концепции глобального лицензирования. По ощущению Мирясовой, Волин всячески высмеивал попытки изложить основные положения концепции, а ее авторов называл ворами и мошенниками. «В частности, Волиным была высказана следующая позиция, — пишет чиновник. — "Все деньги пойдут только зажравшемуся Михалкову, хотя скачивать будут Лунтика"».
В свою очередь «виновник» скандала, замминистра Алексей Волин в беседе с «Лентой.ру» заявил, что не собирается комментировать свои высказывания, так как не считает возможным выносить в публичную сферу происходящее за закрытыми дверями. «Это не было публичным выступлением, а отдельные рабочие моменты я обсуждать не собираюсь. Что же касается конкретных выражений, то на своих рабочих совещаниях я выражаюсь так, как считаю необходимым» — подчеркнул Волин.
23 декабря о произошедшем стало известно главе Минкульта Владимиру Мединскому, который пообещал разобраться в ситуации. А уже на следующий день, 24 декабря, в рамках заседания Госсовета режиссер и президент РСП Никита Михалков лично передал Владимиру Путину коллективное письмо (есть в распоряжении «Ленты.ру»), подписанное композитором Александрой Пахмутовой, поэтами Николаем Добронравовым и Андреем Дементьевым, а также композитором Андреем Эшпаем и музыкантом Владимиром Пресняковым.
В полученном президентом письме авторы выразили свое возмущение поведением Волина, назвали его оскорбительным и неподобающим той должности, которую он занимает. Кроме того, они попросили главу государства принять соответствующие меры. По словам подписантов, принимающих активное участие в деятельности РСП, большинство российских деятелей культуры и искусства с глубоким уважением и удовлетворением относятся к деятельности союза «"на собственном кармане" ощущая положительный эффект от его работы».
«Мы глубоко возмущены как вопиющим хамством Волина, — пишут деятели искусств. — Высказывания Волина были адресованы (…) людям, усилиями которых Российский союз правообладателей вошел в тройку ведущих мировых авторско-правовых организаций по объему собранных и выплаченных российским правообладателям гонорарам».
Владимир Пресняков в разговоре с «Лентой.ру» заявил, что он поражен произошедшим на совещании. «Вместо того чтобы обсудить законопроект с авторами, чиновник с первой минуты превратил заседание в цирк, переходя на личности и используя нецензурную брань, — говорит музыкант. — Это беспрецедентный случай. В любой другой стране чиновнику такого ранга пришлось бы принести публичные извинения или даже подать в отставку. Но от Волина мы не услышали извинений, даже когда этот инцидент стал достоянием общественности. Даже когда этим вопросам заинтересовался глава Минкульта».
По мнению поэта Андрея Дементьева, произошедшее связано с «чудовищно низким уровнем культуры людей, занимающих высокие государственные должности». «Почему никто даже не задумывается над ужасом данной ситуации! — недоумевает Дементьев. — Ведь человек, наделенный властью, считающий нормой на рабочем месте во время официальной встречи (совершенно неважно открытой или закрытой), при женщинах использовать мат, высказываться уничижительно в адрес своих оппонентов за глаза, именно этот человек пытается сейчас вершить судьбы тысяч авторов и правообладателей!».
В РСП совещание в Минкомсвязи назвали «фарсом, в котором участвовали специально отобранные компании». В частности Сергей Федотов отметил, что список приглашенных был очень странным. «У меня сложилось впечатление, что состав участников был сильно ангажированным, подобранным, вероятно, лично Волиным с одной целью — устроить обструкцию авторам идеи и попытаться потопить ее, не дожидаясь доклада первому вице-премьеру Игорю Шувалову», — сказал Федотов. По его словам, никого из правообладателей или авторов — тех, кто является инициатором идеи глобального лицензирования — на совещании не было.
Не было на нем и Федотова. По его словам, ему не удалось присутствовать на обсуждении, так как он получил приглашение лишь накануне мероприятия и не смог отменить служебную командировку, запланированную на ту же дату. «К тому же обсуждать было попросту нечего, — говорит Федотов. — Проекты нормативных документов были разосланы Минкультуры России лишь вечером того же дня. Смысла в этом совещании просто не было». По словам Федотова, он отправил Волину письмо с просьбой перенести совещание, но получил категоричный отказ.
Один из инициаторов законопроекта генеральный директор «Первого музыкального издательства» Максим Дмитриев считает, что всерьез рассматривать итоги совещания нет никаких оснований.
«Если разобраться и посмотреть на состав участников, что первое бросается в глаза? Что, например, никого, подчеркиваю — никого, из представителей российской музыкальной индустрии, объединяющей крупнейших правообладателей, не было, — говорит он. — Их просто не удосужились пригласить. Заседание прошло "под шумок", без участия авторов и правообладателей, тех, кто поддержал концепцию глобальной лицензии. Приходится констатировать, что заседание 18 декабря было превращено в фарс и "базар"».
Впрочем, сам Волин, по его словам, не видит необходимости извиняться за свои высказывания. «Когда люди собираются и обсуждают проблему, делая это непублично, они должны разговаривать так, чтобы всем было предельно понятно, о чем идет речь, — говорит замминистра. — Поэтому я на своем совещании понятным и доступным языком изложил, как воспринимается идея глобальной лицензии многими представителями индустрии. За все свои слова отвечаю».