«Я летал по Европе за один цент»

Профессиональный путешественник Эльнар Мансуров о том, куда отправиться в отпуск и как планировать отдых в кризис

Фото: личный архив Эльнара Мансурова

Эльнар Мансуров больше известен в рунете как путешественник с головой медведя. За шесть последних лет он объездил полмира, открыл собственное агентство, помогающее в организации самостоятельных туров, и научил сотни соотечественников экономить в зарубежных поездках. «Ленте.ру» профессиональный турист объяснил, как улететь в Европу практически бесплатно, почему стоит напрашиваться в гости к незнакомым людям и когда лучше всего планировать отпуск.

«Лента.ру»: Расскажите, как вы начали путешествовать и пришли к пониманию того, что ваш выбор — это самостоятельные поездки?

Мансуров: В разгар прошлого кризиса в 2007 году я совершил первое путешествие в Восточную Европу, купив билеты из Перми в Прагу за 140 рублей в одну сторону. Увлечение бюджетными авиакомпаниями привело к тому, что в 2009 году я защитил диплом по бизнес-моделям авиакомпаний-лоукостеров. Тогда в России еще никто и слова такого не слышал — «лоукостер», а мы с удовольствием перемещались по Европе, покупая билеты на Ryanair (крупнейшая бюджетная авиакомпания в Европе — прим. «Ленты.ру») за один цент, включая все налоги и сборы.

А что тогда летало из Перми в Европу за такие деньги?

Свои первые рейсы из регионов России в Европу запустила КД АВИА (российская авиакомпания, совершавшая регулярные рейсы по России и в Западную Европу транзитом через калининградский аэропорт Храброво; обанкротилась в 2009 году — прим. «Ленты.ру»). У них как раз была акция — в Европу за 5 евро. А в Европе пересаживались на Ryanair. Доходило до смешного — я выкупал билеты на выходные в Калининград и обратно за 240 рублей. В самолете обычно было человек по пять.

Как изменилось планирование перелетов и как выгоднее покупать билеты сегодня?

В последние годы усилилась конкуренция среди авиакомпаний, поэтому нужно постоянно отслеживать распродажи. Также высока конкуренция среди отдельных загруженных направлений, и, скажем, перелеты в Берлин или Вену обычно заметно дешевле соседней Праги. А из Екатеринбурга улететь дешевле, чем из Перми, Уфы, Челябинска из-за большего числа авиакомпаний и конкуренции конкретно в аэропорту Кольцово.

Сильно помогло то, что наконец-то в Россию пришли европейские лоукостеры. Сегодня путешествовать по-настоящему бюджетно можно с помощью EasyJet (рейсы в Манчестер и Лондон), Wizz Air (рейсы в Будапешт), Pegasus Airlines (рейсы в Стамбул), Meridiana (рейсы в Италию), FlyDubai (Через ОАЭ в Азию и Африку), плюс недорогие перелеты в города Европы с AirBaltic, Estonian Air и AirBerlin.

То есть сегодня при планировании бюджетного путешествия стоит обращать внимание в первую очередь на дискаунтеров и сезонные распродажи?

Да. Плюс путешествия через соседние страны — Латвию, Литву, Польшу, куда можно недорого добраться на автобусе или поезде. А оттуда уже европейскими компаниями, теми же Ryanair или Wizz Air.

А как для вас путешествия превратились из хобби в бизнес?

Я пытался работать в турфирмах, но быстро понял, что мне продавать пакетные туры крайне неинтересно. Восемь лет назад сайты практически всех туристических сервисов и бюджетных авиакомпаний были англоязычными, люди не верили, что можно путешествовать практически бесплатно, да еще и по тем местам, куда действительно хочешь, а не туда, куда есть тур из твоего города.

В итоге я основал компанию, помогающую путешествовать самостоятельно. Мы взяли на себя заботы по оформлению документов, разработке маршрута и покупке авиабилетов по самым выгодным ценам. Каждую неделю я ездил в Москву, чтобы оформить визы нашим клиентам.

Позже открылся сайт 59travel, позднее переименованный в mishka.travel — я уже много лет путешествую с головой белого медведя по всему свету, в Instagram у меня около 15 тысяч подписчиков, иногда ко мне подходят в аэропорту какого-нибудь Лос-Анджелеса и говорят: «О, это ты — тот самый парень с головой медведя?»

Теперь же не только вы с головой медведя ездите?

Да, в прошлом году для популяризации самостоятельных путешествий я придумал проект «Я — медведь». Подумал, почему бы не сделать так, чтобы все ездили с головами медведей? Это же весело и круто, когда читателей твоего сайта что-то объединяет. Суть проекта в том, что мы отбираем заявки участников и оплачиваем им путешествие (транспорт, визы, страховки). А их обязанность — выкладывать на сайт отчеты о своих приключениях с головами медведей.

И куда уже съездили ваши медведи?

Руферы Виталий Раскалов и Вадим Махоров отправились в Афганистан, но их не пустили на границе. В итоге они побывали в Узбекистане и Таджикистане.

В хиджабе по странам Персидского залива, пытаясь почувствовать, что значит быть женщиной в арабском мире, ездила Анна Абраменко. Двое ребят колесили по Индии, их фотовыставка побывала во многих городах страны. Если бы не кризис, то все бы развивалось еще активнее.

Как он вас затронул?

В этом году сокращаются все авианаправления из Перми, например, отменили регулярные рейсы в Прагу, чартеры в ОАЭ, Таиланд. Такая же ситуация и в других городах — в Омске, Хабаровске, Ростове-на-Дону. Похоже, что скоро из регионов можно будет улететь лишь в Турцию, Египет и, наверное, в Таиланд.

И как быть?

Особо цениться будут горящие туры, в том числе из Москвы. Самостоятельные путешественники станут брать билеты по акциям из столицы, а туда добираться «Победой» или поездами. Жителям Северо-Запада и Центральной России полегче, они могут всегда недорого летать через соседние страны, где базируются лоукостеры (Каунас, Рига, Вильнюс, плюс города Польши и Финляндии). Буквально сегодня я случайно нашел билеты из Екатеринбурга в города Италии туда-обратно за девять тысяч рублей — через день о них узнает весь интернет, и билетов не будет. В общем, в этом деле главное вовремя купить.

Что бы вы посоветовали тем, кто планирует свое первое самостоятельное путешествие?

Нужно делать все самостоятельно, не прибегая к услугам агентов. Не нужно бояться плохого знания иностранных языков, не смущайтесь визовым требованиям. Главная ошибка новичков — пытаться вместить в одно путешествие абсолютно все по максимуму. Например, турист за 12 дней посещает 6 стран и 10 городов. Зачем? В памяти остается только дорога и постоянные переезды из аэропорта или вокзала в отель. Не нужно перегружать маршрут, лучше тщательнее изучить города.

Останавливайтесь не только в отелях, но и у местных жителей — платно через Airbnb и бесплатно через Couchsurfing. В некоторых городах особая приключенческая атмосфера, которую можно прочувствовать лишь в хостелах, например в аргентинской Ушуайе или исландском Рейкъявике. Попробуйте поужинать с местными жителями через проект Eatwith.

Подходит ли самостоятельный туризм тем, кто любит поваляться на пляже?

Да, конечно. По акциям можно взять недорогие авиабилеты в любую точку и двигаться в сторону пляжей, например из Милана рукой подать до Лигурийского побережья, от Рима — до Соррентийского и Амальфитанского. Порой можно купить только горящие авиабилеты на чартеры, а это заметно дешевле пакетного тура (Канкун, Пхукет, Бангкок и прочие).

Где получится неделю отдохнуть вдвоем на 50 тысяч рублей с учетом перелета и проживания?

Вылетая из Москвы, в теории, в любом уголке Европы, в том числе на испанских островах (перелеты в Германию всегда недорогие, а оттуда можно улететь любым лоукостером). Кроме того, отпуск на эти деньги можно провести на Сардинии или Сицилии — главное грамотно построить маршрут.

А куда не стоит ехать самостоятельно?

Туда, куда можно сравнительно недорого улететь пакетным туром — в Черногорию, Болгарию, Хорватию, Грецию, Турцию. Если уж ехать самостоятельно, то туда, куда давно мечтали попасть.

На чем вообще можно сэкономить при планировании путешествия?

Для меня поиск интересных авиабилетов давно уже интереснее самих перелетов. Это не просто хобби — своего рода искусство. Постоянно находишь лазейки, о которых мало кто знает. Например, когда мне нужно было вернуться из Ушуайи через Эль-Калафате в Буэнос-Айрес, стоимость билетов была высока, но если продолжить маршрут до Монтевидео и не пользоваться последним сегментом, то выходит 100 евро выгоды. Также хорошая вещь — это мили, начисляемые авиакомпаниями за перелеты. Если правильно ими пользоваться, это сильный инструмент для экономии. Так, стоимость перелета по милям в столицу Грузии и обратно — 2200 рублей, в Ташкент — 2000. Совсем бесплатно можно улететь по милям программы Lufthansa. Тогда, например, перелеты Петербург — Бильбао — Петербург или Москва — Лиссабон — Москва обойдутся в реальные ноль рублей.

А чего стоит опасаться?

Есть агентства, которые продают билеты с 50-процентной скидкой, оплачивая их ворованными кредитками добропорядочных американцев. Зачастую покупатели таких билетов не в курсе этих схем и рискуют попасть в аэропорту в неприятную ситуацию.

Кроме того, раньше были хорошие схемы по покупке авиабилетов через Венесуэлу и Аргентину — в этих странах существует черный валютный курс. Туда пересылались доллары, обменивались там на боливары и песо по черному курсу, а билеты покупались уже на местные деньги. Можно было купить авиабилеты Lufthansa и Iberia в Каракас в два раза дешевле, по остальным направлением — на 15-30 процентов дешевле.

Кто-то просто продает авиабилеты, оформляя их через бонусные программы авиакомпаний. А продавать бонусные мили по правилам запрещено. Если авиакомпания заподозрит продавца, то заблокирует его аккаунт и может аннулировать оформленные билеты. Опасно покупать у непроверенных фирм билеты, которые можно сдать. Есть схема покупок авиабилетов с дальнейшей отменой и возвратом средств, когда ничего не подозревающий пассажир узнает об аннулированном авиабилете только в аэропорту.

Обсудить
«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
Пекин«Все меньше остается от старого Пекина»
Как меняется жизнь китайской столицы при Си Цзиньпине
Франсуа ФийонПравый друг
«Пророссийский кандидат» Франсуа Фийон — фаворит президентской гонки во Франции
Пикник на обочине
Испытываем «арктические» пикапы Toyota Hilux, у которых 10 колес на двоих
Тест: у каких малолитражек суперкары воруют фонари
Сможете ли вы узнать автомобиль по задней светотехнике
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Когда, кому и за что дарили автомобили?
Fiat для девушки Playboy, Hyundai для «Мисс Россия 2016» и Porsche для тренера по борьбе
Горите в аду
Получить имущество по наследству становится все труднее
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить