Ленинградская область занимает ведущие позиции в Северо-Западном регионе по инвестиционной привлекательности. Минэкономразвития в конце апреля включило ее в тройку лидеров рейтинга по уровню развития государственно-частного партнерства. В регионе с начала 2000-х годов работают такие гиганты, как табачная компания Philip Morris, американская автомобильная корпорация Ford, концерн Caterpillar и многие другие. «Лента.ру» выясняла, в чем причины такой активности иностранных инвесторов и какие выгоды это сулит самой области.
Лидер Северо-Запада
Ленинградская область уверенно догоняет по инвестиционной привлекательности культурную столицу, в тени которой она долгое время оставалась, и уверенно завоевывает звание лидера Северо-Западного региона России. В опубликованном в конце апреля МЭР рейтинге регионов РФ по уровню развития государственно-частного партнерства Ленобласть уверенно вошла в первую десятку, расположившись на шестом месте. Санкт-Петербург и Москва — на первом и третьем месте соответственно. Нужно признать, что 47-й регион регулярно входит в число лидеров различных рейтингов за счет благоприятного инвестклимата, низких инвестиционных рисков, быстрого роста частных вложений и большого количества иностранных партнеров. В конце 2014 года международное рейтинговое агентство Fitch подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Ленинградской области в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-» и национальный долгосрочный рейтинг «AA+(rus)», включив таким образом этот регион в число самых финансово надежных в России.
Инвесторов привлекает выгодное географическое расположение. Ленобласть действительно является настоящим окном в Европу благодаря пролегающим по ее территории важнейшим транспортным коридорам, а также наличию крупных морских портов. Кроме того, активную поддержку оказывают местные власти: предоставляются налоговые преференции, действуют региональный и муниципальный инвестиционные стандарты, функционируют индустриальные парки. Все это стимулирует не только российские, но и иностранные компании вкладывать значительные средства в развитие своего бизнеса на территории региона.
Это прежде всего крупные международные транспортные проекты: развитие портов Усть-Луга, Приморск и Высоцк, газопровода «Северный поток» и второй очереди нефтепровода Балтийской трубопроводной системы (БТС). Последние во многом уникальны как по сложности поставленных технических задач (проходящий по дну Балтийского моря «Северный поток» — самый длинный подводный газопровод в мире), так и по размеру инвестиций. На первую фазу реализации «Северного потока» консорциум Nord Stream привлек внешнее финансирование на 3,9 миллиарда евро (около 4,37 миллиарда долларов по текущему курсу), первая очередь БТС оценивалась в 2 миллиарда долларов. Расположенные в регионе порты в перспективе должны стать основным морским каналом экспорта углеводородов и удобрений.
Курить и строить
С начала 2000-х годов в регионе наблюдается взрывообразный рост внутреннего регионального продукта (ВРП) и инвестиций в основной капитал. Как сообщается в Инвестиционной стратегии Ленобласти до 2025 года, с 2001 по 2012 год внутренний ВРП вырос с 76 миллиардов до 633 миллиардов рублей, а инвестиции в основной капитал увеличились более чем в десять раз — до 330 миллиардов рублей. Значительная часть этого роста обеспечена иностранными деньгами — сегодня в области работают полтора десятка крупных иностранных компаний, известных во всем мире.
Одним из первых таких инвесторов был табачный гигант Philip Morris (марки Marlboro, Parliament, Bond, Chesterfield, L&M), пришедший в Ленобласть еще в 2000 году. В конце марта текущего года один из двух его российских филиалов — петербургская фабрика «Филип Моррис Ижора» — отметила 15-летие со дня основания. Предприятие вложило в строительство и оборудование за прошедшие годы более 1,1 миллиарда долларов, в том числе около 300 миллионов за последние пять лет. Завод входит в тройку крупнейших налогоплательщиков Ленинградской области, сумма налоговых отчислений за последние годы выросла более чем в вдвое — с 34,7 миллиардов рублей в 2010 году до 80 миллиардов в 2014-м.
Практически одновременно с табачниками в 2000 году американский промышленный концерн Caterpillar открыл свой первый завод в России, инвестировав 100 миллионов долларов. «Катерпиллар-Тосна» специализируется на выпуске дорожной и землеройной техники. Предприятие занимает площадь в 24 гектара, на нем работает более 700 человек. Позднее в регион пришли такие гиганты как Ford, ставший еще одним пионером в Ленобласти, Nokian Tyres, Kraft Foods и многие другие. Корпорация Kraft Foods в 2008 году построила в Ленобласти крупнейший в России завод полного цикла по производству растворимого кофе мощностью 12-13 тысяч тонн с возможностью расширения производства до 25 тысяч тонн. В Петербурге и Ленобласти также расположены заводы автомобилестроительных концернов Nissan, Hyundai, Toyota, General Motors. Помимо этого, в регионе формируется кластер по выпуску автокомпонентов, в котором уже работают компании Grupo Antolin (детали интерьера), Nokian Tyres (автомобильные шины), «Гестамп-Северсталь Всеволожск» (кузовные панели) и другие.
В октябре 2013 года германский концерн Siemens совместно с российской компанией «Силовые машины» приступил к строительству нового завода по производству газовых турбин мощностью свыше 60 мегаватт в поселке Горелово Ломоносовского района. Официальный запуск предприятия запланирован на июнь текущего года. Инвестиции в проект оцениваются в 275 миллионов евро.
Золотой капитал
Ленинградская область активно участвует в образовательных проектах, направленных на кадровое обеспечение экономики. В 2014 году здесь прошел региональный чемпионат профессионального мастерства World Skills и кубка области по управлению бизнесом Global Management Challenge. В рамках взаимодействия со Всемирным банком регион намерен принять участие в проектах создания системы дуального образования и организации центров подготовки рабочих кадров на базе учреждений среднего профобразования.
Действующие в регионе иностранные инвесторы не только создают рабочие места и пополняют налоговыми отчислениями региональный бюджет, но и поддерживают социально значимые проекты. Например, компания Ford Sollers (СП, выпускающее американские автомобили в России) в 2014 году запустила социальный проект «Академия безопасного вождения Ford», в рамках которого бесплатно обучала безопасному вождению молодых, недавно получивших права водителей. Этот проект планировалось продолжить и в 2015-м. Табачная компания Philip Morris развивает сразу три направления социальной поддержки региона: помощь ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам, развитие сельских поселений и помощь учреждениям профессионального образования (бывшим ПТУ, после развала СССР преобразованным в колледжи).
«Предприятие учитывает специфику как региона в целом, так и социально-экономические особенности. Широкая поддержка среднего профессионального образования направлена на формирование в Ленинградской области практически исчезнувшей в 90-е годы прослойки высококвалифицированных рабочих, что в свою очередь способствует привлечению в регион крупных производителей», — рассказала «Ленте.ру» управляющая по внешним и корпоративным связям по Северному региону Philip Morris Марина Камаева.
Предприятие «Филип Моррис Ижора» с 2009 года поддерживает семь профессиональных учебных заведений, расположенных на территории Ленобласти и направленных на подготовку самых разных специалистов — от электромонтеров до кулинаров.