Высокотехнологичная экология Зачем IT-компании уходят в «зеленые» технологии

Фото: Carlos Barria / Reuters

В последнее время IT-компании все больше интересуются зелеными технологиями, в частности зеленой энергетикой и прочими экологичными решениями в производстве. Так, Apple недавно рассказала о расширении своих инициатив в сфере возобновляемой энергетики в Китае, Panasonic активно сотрудничает с Tesla для создания батарей к электрокарам. «Лента.ру» решила выяснить, какие интересные проекты предлагают технологические компании в мире и, главное, зачем они это делают.

Экологическая ответственность как новый тренд

Для уменьшения вредных выбросов в окружающую среду компании стали переходить на модель передового производства, получившего термин advanced manufacturing. Для него характерно использование новых безопасных материалов и интеллектуальных систем, в частности, робототехники и беспроводных сенсорных сетей. В качестве примера можно привести набор взаимосвязанных беспроводных сенсоров и информационных систем, которые контролируют состояние объектов на предприятии: оборудования, конвейеров, сборочных аппаратов, реакторов.

Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

«Подобные системы в режиме реального времени обрабатывают данные, полученные с датчиков, и взаимодействуют с управляющими элементами производства», — рассказал «Ленте.ру» генеральный директор Ericsson в России Дмитрий Масельский. — Такая автоматизированная система реагирует на любые изменения показателей на предприятии, оповещает персонал об авариях и проблемных ситуациях, анализирует эффективность использования оборудования, оценивает уровень загрязнения окружающей среды и объемы производимых отходов».

Сегодня технологии могут служить не только интересам потребителя и корпораций, но и помочь в создании эффективных инструментов для защиты окружающей среды. Использование ИКТ-решений может сократить совокупный объем выбросов парниковых газов на 15 процентов до 2020 года, свидетельствуют данные прогноза Глобальной инициативы по устойчивому развитию электронной сферы (GeSI). Это в пять раз превышает объем выбросов, производимых ИКТ-сектором.

Таким ярким примером служит некоммерческая организация OCEARCH, которая занимается мониторингом поведения и защитой акул от вымирания в акваториях мира. Цифры говорят, что ежегодно в мире вымирает почти 100 миллионов акул, то есть свыше 250 тысяч акул в день. Чтобы исправить такую ситуацию, OCEARCH взяла на вооружение передовые технологии: с помощью цифровых передатчиков сотрудники организации могут следить за перемещением и поведением акул, установить причины вымирания и найти возможные решения. А всю собранную информацию желающие могут получить в открытом доступе через мобильное приложение. Таким образом исследователи привлекают внимание к проблемам животных. И, к счастью, это не единственный пример в мировой практике.

Фото: Stephan Savoia / AP

В Германии, Дании и Швеции также набирают популярность «активные» дома, работающие на возобновляемых источниках энергии и потребляющие меньше энергии, чем могут производить, рассказала «Ленте.ру» Ольга Будник, директор по коммуникациям центра корпоративных инноваций Next Capital.

«Архитекторы и строители все чаще выбирают сертификацию объектов по стандартам экологического строительства, американскому LEED, британскому BREAM или немецкому DGNB. Это значит, что здание изначально проектируется так, чтобы потреблять меньше энергии, а при строительстве производится минимум мусора», — говорит она.

IT-компании на страже экологии

Увеличение оборотов бизнеса, публичность и нарастание влияния бренда ставит такие компании перед определенной ответственностью не только перед своими клиентами, но и экологией. Однако стоит отметить, что показатель воздействия сектора ИКТ на окружающую среду является одним из самых низких в структуре мировой экономики — примерно 2 процента общих выбросов углекислого газа. Некий экологический аспект возник еще в 1990-е годы, когда IT-компании стали внедрять «зеленые» практики закупок из-за высокотоксичных элементов в оборудовании, рассказывает директор по развитию Экобюро GREENS Елена Смирнова. Это наиболее характерно для азиатских стран. Так например, крупная японская корпорация Panasonic реализует множество проектов в этом направлении. Самый ее крупный проект — умный город устойчивого развития Фуджисава, открывшийся в пригороде Токио в 2014 году. Он примечателен тем, что вмещает в себя 1000 домов, которые не выбрасывают CO2.

Большая часть электричества, потребляемого городом, в нем же и производится — с помощью солнечных панелей или специального оборудования для выработки энергии из природного газа. Рациональное расходование энергии в умных домах обеспечивают системы SMARTHEMS. Кроме солнечных панелей, в каждом доме установлен аккумулятор, где накапливается избыток энергии, произведенной в светлое время суток, чтобы использовать ее ночью. Строительство умного города планируется полностью закончить к 2018 году.

Panasonic давно уделяет внимание природоохранным вопросам и имеет множество направлений бизнеса, связанных с энергетикой. Япония с ее географическими и природными особенностями (частые землетрясения, недостаток земельных ресурсов) очень озабочена снижением выбросов CO2 и сохранением ресурсов, сообщил в беседе с «Лентой.ру» гендиректор Panasonic Россия Дзюнити Судзуки. Компания планирует развивать «зеленые» начинания и за пределами Азии.

В США активной деятельностью в сфере зеленой энергетики занимаются, конечно же, такие IT-гиганты, как Google и Apple. Но если технологические компании стараются фокусироваться на местных достижениях, то «яблочной» корпорации этого мало. В мае 2015 года Apple объявила о расширении своих инициатив в сфере возобновляемой энергетики и защиты окружающей среды в Китае, где, как известно, производится большая часть продукции корпорации. Американский гигант планирует создать в КНР более 400 000 гектаров экологично управляемых промышленно используемых лесов, которые обеспечат необходимый объем волокна для производства целлюлозы, бумаги и продуктов из древесины.

Apple гордится и тем, что к концу 2014 года обеспечила возобновляемой энергией все свои офисы, дата-центры и розничные магазины в США на 100 процентов. «Мы показали пример, сделав экологичными наши дата-центры, офисы и розничные магазины. Теперь мы готовы возглавить движение к снижению выбросов углекислого газа на производстве», — сказал Тим Кук, глава корпорации Apple.

Солнце — главная альтернатива

Важной частью «зеленых» технологий является альтернативная энергетика. В первую очередь, это солнечная энергия. Один из заметных европейских проектов в этой области — мост Блэкфрайарз в Лондоне. Крупнейший в мире мост с «солнечной» крышей открылся в начале 2014 года. Он оборудован в общей сложности 4400 фотоэлектрическими панелями Panasonic HIT, пиковая мощность каждой из них составляет 250 ватт. Общая площадь — 19 685 квадратных футов. Ожидается, что панели будут ежегодно генерировать до 900 000 киловатт-часов. Благодаря этому планируется обеспечить 50 процентов от годовой потребности вокзала в электричестве, а также сократить выбросы СО2 на 563 тонны в год.

Тему солнечной энергии продолжает и швейцарский Solar Impulse 2 — это первый в мире пилотируемый самолет на солнечных батареях. В широкое освещение в СМИ он попал в марте 2015 года, когда отправился из Абу-Даби в кругосветное путешествие, призванное продемонстрировать возможности альтернативной энергетики. Правда, не обошлось без проблем: судно было вынуждено из-за неблагоприятных погодных условий совершить посадку в японском городе Нагое. Продолжительность путешествия по плану составит пять месяцев (из них в воздухе — 25 дней). За это время Solar Impulse 2 должен совершить не менее 12 посадок.

Мост Блэкфрайарз в Лондоне

Мост Блэкфрайарз в Лондоне

Изображение: Solarcentury.com

В прошлом году Apple начала строительство комплекса малых гидроэлектростанций в Прайнвилле (штат Орегон) и солнечной электростанции в Йерлингтоне (штат Невада). Они призваны обеспечить дата-центры компании энергией. В Китае у компании уже работает первая крупная солнечная электростанция.

Но специалисты отмечают, что в этом направлении стоит обратить внимание не только на деятельность Японии, США и Европы, но и на всесторонне развивающийся Китай. Так, здание-парус Pearl River Tower в Гуанчжоу уже прозвали самым «зеленым» небоскребом в мире.

«Представьте здание высотой 71 этаж, внутри которого спрятаны ветряные турбины, способные генерировать более 60 процентов энергии, необходимой для питания всего сооружения, — сообщил «Ленте.ру» Максим Плосконосов, сооснователь компании LPgenerator. — Его уникальность состоит в особой конструкции фасада, который обладает способностью захватывать встречные потоки ветра и направлять их внутрь здания к турбинам ветряных генераторов. Эта система позволила архитекторам из Поднебесной максимально приблизиться к мечте о "нулевом" потреблении энергии традиционных источников питания».

Строительство небоскреба Pearl River Tower (слева), спроектированного архитектором Гордоном Гиллом. Август 2010 года.

Строительство небоскреба Pearl River Tower (слева), спроектированного архитектором Гордоном Гиллом. Август 2010 года.

Фото: Bobby Yip / Reuters

Другим приверженцем альтернативной энергии является Tesla Motors, за которой стоит известный предприниматель Илон Маск (ему принадлежит также частная космическая корпорация Space X, которая стремится стать монополистом доступных коммерческих полетов в космос). В области «зеленых» технологий он представил публике аккумуляторную систему Tesla Energy, состоящую из «домашней» Powerwall и «промышленной», более мощной Powerpack. Powerwall предназначен для домашнего использования и питается от солнечных батарей или обычной электросети, позволяя сделать дом полностью автономным в плане энергоснабжения при отключении электричества.

Другая заметная область интересов Tesla — всем известные электрокары. Для популяризации своих экологичных машин компания подписала соглашение с японской Panasonic. В его рамках в Неваде (США) откроется завод Gigafactory по производству батарей. Новое предприятие призвано удешевить производство аккумуляторов повышенной емкости, а также обеспечить Tesla запасом батарей, необходимых для реализации глобального плана компании по популяризации электрокаров. Gigafactory будет производить аккумуляторные ячейки, модули и блоки для электромобилей Tesla и стационарных систем хранения. Планируется, что к 2020 году общая мощность произведенных ячеек достигнет 35 гигаватт-часов, батарей — 50 гигаватт-часов. По прогнозам Tesla, к 2020 году на Gigafactory будут работать около 6500 человек.

Кому это выгодно

Но главный вопрос остается в том, зачем это нужно самим компаниям. Конечно, известные бренды, которые у всех на слуху, способствуют моде на экологическую ответственность, считают эксперты. «В крупных компаниях, таких как Apple, Panasonic, Tesla, работают визионеры, которые понимают, что яркие медийные проекты в сфере «зеленых» технологий помогают привлечь внимание к самим технологиям, сделать их более модными и привлекательными для остального рынка, что в итоге приведет к широкому распространению идеи "умного" производства», — сказала «Ленте.ру» Ольга Будник.

Самолет на солнечной энергии Solar Impulse 2

Самолет на солнечной энергии Solar Impulse 2

Фото: Pierre Albouy / Reuters

«Зеленые» технологии — также способ заработать дополнительные очки. Как прокомментировал «Ленте.ру» руководитель направления по решениям SAP в области устойчивого развития Олег Марочкин, энергоэффективные, экологически безопасные товары, предоставляемые потребителям, помогают IT-корпорациям меньше тратить на обслуживание таких устройств и заодно повышают лояльность к бренду: «Такой подход позволяет снизить издержки и производителя, и потребителя. Получается, что быть сторонником «зеленых» технологий не просто модно, но и выгодно».

Вторит ему и Максим Плосконосов. «Публичным компаниям здесь выгодно придерживаться «зеленого» курса и говорить о бережливом производстве, — сказал «Ленте.ру» сооснователь компании LPgenerator. — Социальная ответственность бизнеса на Западе — не пустой звук, это реальный инструмент формирования лояльности собственного персонала, клиентов, партнеров и государства». IT-компании, как и любой бизнес, мыслит категорией прибыли, продолжает Плосконосов. «Ни для кого не секрет, что «зеленые» инициативы крупных компаний, особенно в части поиска альтернативных источников энергии, оправданы снижением расходов на энергообеспечение и в ряде случаев полной независимостью в потреблении ресурсов от поставщиков», — поясняет он. Так, в 2014 году «шоколадная» компания Mars наравне с IT-корпорациями представила рынку собственный план стратегического развития бизнеса, где отдельной строкой было прописан перевод на возобновляемые источники энергии 37 фабрик и порядка 70 собственных офисов по всему миру.

Между тем, в такие «зеленые» практики должны вовлекаться не только бизнес, но и сами потребители, говорит Дзюнити Судзуки. «Люди должны понимать, что вся эта история с сохранением энергии и снижением выбросов CO2 — это не просто слова. Важно видеть реальную экономическую выгоду в ежемесячных счетах за свет, тепло и прочее. Устанавливая экологичное оборудование у себя дома, вы должны понимать, когда оно окупится», — отмечает глава Panasonic в России. По его мнению, это займет некоторое время, но когда клиенты заметят экономическую выгоду, экологичный образ жизни станет доступен и развивающимся странам.

А как у нас?

Опрошенные «Лентой.ру» эксперты сошлись во мнении о том, что в России внедрение «зеленых» технологий пока не очень востребовано: страна обладает богатыми природными ресурсами, и необходимость в таких проектах может быть не столь остра.

«Конечно, то, что у нас много углеводородов и цена на энергию ниже, чем в других странах, не способствует развитию технологий энергоэффективности и возобновляемой энергетики. А то, что у нас обширные территории не помогает развитию переработки отходов. Но в результате это приводит только к тому, что мы последними внедряем новые технологии и не становимся лидерами на новых технологических рынках», — утверждает Георгий Гоголев, руководитель отдела развития профессионализма РВК.

Какие-то зародыши экологических инициатив в нашей стране все-таки есть. Например, бизнес-центр Дукат Плейс III, штаб-квартира Siemens и бизнес-центр «Японский дом» в Москве и ряд других зданий построены по стандартам экологического строительства, сообщила Будник. Самым же масштабным проектом стала часть объектов Олимпийского парка в Сочи. Не все эксперты смотрят на Россию так пессимистично. Мерлен Эфрос, руководитель проектов агентства Mobydee, упоминает случай с энергосберегающими лампами, которым поначалу тоже не прогнозировали высокого спроса: «Сейчас энергосберегающие лампы используются по всей России. На мой взгляд, в России "зеленые" технологии будут набирать оборот с каждым годом, несмотря на лидерство в области нефтегазовых ресурсов».

Фото: Nancy Pastor / Polaris / East News

Развитие «зеленых» технологий сталкиваются с определенными сложностями в России. «Инициатива перехода на энергосберегающие и светодиодные лампы, активно поддержанная еще президентом Медведевым, больше походила на хорошо спланированную пиар-акцию: никто не говорил бизнесу о выгодах, не называл периоды окупаемости. Это основная проблема, которую испытывают разработчики "зеленых" технологий в России — полное отсутствие конкретных кейсов, метрик, которые показывали бы реальные плюсы применения технологий бережливого использования ресурсов», — сетует Плосконосов.

Другая особенность, по мнению Плосконосова, географическая и климатическая: «У нас нет ветров, особенно в центральной части страны, где сосредоточены все самые крупные IT-компании и основные потребители альтернативной энергии. Солнечная активность у нас тоже не такая высокая для развития комплексов солнечной энергетики. Поэтому развитие "зеленых" технологий пока еще можно считать коммерчески нецелесообразным».

Глава Panasonic в России подчеркивает, что к активному развертыванию «зеленой» деятельности должно подключиться государство. «Сокращение выбросов CO2 — глобальный вопрос. И Россия должна демонстрировать, какие усилия она в этой области предпринимает. Поэтому если такие инициативы получат государственную поддержку, то это может создать определенные возможности для бизнеса», — отметил Судзуки. В качестве примера эксперт привел программу популяризации электрокаров Tesla в Швеции: при покупке экологичного автомобиля владелец может бесплатно заряжать его на протяжении всей жизни — за это платит государство. «В Германии, если вы устанавливаете солнечные панели и батареи, государство субсидирует часть стоимости оборудования, — продолжает Судзуки. — Иначе эти решения были бы слишком дорогими для обычных людей. Мы пытаемся удешевить технологии и общую стоимость, но они до сих пор остаются непозволительны рядовым гражданам. Поэтому и нужна государственная поддержка, чтобы людям стало это интересно».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше