«Дать не рыбу, а удочку» Как сделать карьеру, если ты инвалид

ЦиклСтрана добрых дел

Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

В жизни нет ничего невозможного, а инвалидность — не приговор и уж точно не повод поставить крест на карьере. Главное, чтобы человек чувствовал личную ответственность за свое будущее. Именно эта идея лежит в основе проекта «Путь к карьере», рассказом о котором «Лента.ру» продолжает спецпроект «Страна добрых дел».

Основанный в 2007 году конкурс «Путь к карьере» рассчитан на молодых специалистов и старшекурсников.

Почему на них? Чаще всего именно эта категория граждан не знает практически ничего о рынке труда, о местах, где можно применить свои знания и профессиональные навыки. Среди молодежи бытует мнение, что человек без опыта работы никому не нужен. На самом деле это миф — многие работодатели ищут именно молодых специалистов, чтобы подготовить сотрудника, необходимого фирме. Поэтому, собственно, в жюри и сидят представители крупных российских и международных компаний.

Если говорить о самом конкурсе, то это довольно длительный процесс. Заявки на участие в форме эссе на тему «Я и моя будущая работа» собираются в течение полугода. Затем — несколько этапов собеседований, после чего отбирается примерно полтора десятка соискателей-финалистов. Перед финалом для участников предусмотрена подготовка — серия тренингов, семинаров, мастер-классов, коуч-сессий.

Финал проходит в три этапа. Первый — собеседование с работодателями. Второй — самопрезентация. И третий этап — деловая игра. Кейсы заданий максимально приближены к реальности, поскольку предоставляют их компании-участники проекта. Бизнесу интересно, какие ребята находят решения, каким путем выходят из сложных ситуаций, как работают в коллективе. В итоге жюри выбирает победителя конкурса, а также победителей по номинациям. Как минимум половина победителей и номинантов конкурса в течение года находят работу, занимая неплохие позиции в бизнесе. Остальные отправляются на стажировку. И даже если сразу участнику конкурса не удается трудоустроиться, то все равно в его резюме остается достаточно важная запись.

В общем, типичные «смотрины», где бизнес отбирает перспективных сотрудников. Но есть одна особенность: все участники конкурса «Путь к карьере» — люди с инвалидностью.

Победитель 2015 года Артур Зайнуллин

Победитель 2015 года Артур Зайнуллин

Фото: Конкурс «Путь к карьере»

Проводят конкурс Региональная общественная организация инвалидов (РООИ) «Перспектива». Проектами, связанными с трудоустройством, организация занимается с 2003 года. Сначала в «Перспективе» просто искали вакансии для людей с инвалидностью. И быстро поняли, что этого мало. Нужно было искать новые формы и решения. В частности, постараться вовлечь бизнес в процесс трудоустройства. Так родилась мысль о специальном конкурсе. Если быть уж совсем точным, то впервые эта идея возникла в Нижнем Новгороде, но в московской «Перспективе» ее развили и усовершенствовали.

Цель у конкурса одна: чтобы бизнес увидел категорию специалистов, способных качественно выполнять работу, несмотря на свою инвалидность.

В мероприятии активно участвует «Совет бизнеса по вопросам инвалидности» (СБВИ), созданный в 2008 году. Кстати, объединяющим для компаний стал именно конкурс. Совет тоже развивается: если в 2008-м в него входило пять компаний, то сегодня их больше пятидесяти. И это крупный российский и международный бизнес, поддерживающий идею инклюзивного трудоустройства людей с инвалидностью (то есть в обычные компании, а не на специальные предприятия для инвалидов).

Конкурс «Путь к карьере» оказался настолько успешным, что его начали проводить в регионах РФ с партнерскими НКО «Перспективы» — в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Планируется организовать его и в Воронеже.

Естественно, «Путь к карьере» — не единственный проект РООИ «Перспектива». Есть программы для тех, кто по возможностям, возрасту, образованию, способностям (да и желанию) не желает делать карьеру, а хочет просто самостоятельно зарабатывать на жизнь.

За помощью в трудоустройстве ежегодно обращается около пятисот человек. И около 40 % удается найти работу. Разумеется, только «прозвоном» потенциальных работодателей эту задачу не решить, хотя отдел по трудоустройству — самое большое подразделение организации.

Например, есть программа индивидуального трудоустройства для тех, кому нужно дополнительное сопровождение в процессе поиска работы. Если человек не слышит, ему помогают пройти телефонное интервью или собеседование. Или корректируют резюме, делая его более презентабельным, — ведь для айтишника и маркетолога существуют совершенно разные требования. Проводится множество различных мастер-классов, тренингов, семинаров.

А откуда на все это деньги? Финансируют организацию Минтруд, Минэкономразвития, Соцзащита. Так что значительную часть бюджета «Перспективы» обеспечивает государство. Однако не стоит думать, что это легкие деньги. Приходится отстаивать каждый рубль, доказывая необходимость и эффективность всех расходов.

Победители 2015 года в различных номинациях

Победители 2015 года в различных номинациях

Фото: Конкурс «Путь к карьере»

Второй источник — спонсорские средства от бизнеса, от таких крупных и известных в мире компаний, как EY, Johnson & Johnson, «Лаборатория Касперского» и целого ряда других. Причем они не только дают деньги, но и активно участвуют в работе, предоставляют много стажировок для соискателей, принимают их на работу. Например, конкурсант «Пути к карьере», победивший в номинации «Лучшая самопрезентация», устроился на работу в «ЮниКредит Банк». А победителя конкурса «Путь к карьере 2015», незрячего парня, пригласили в «Альфа Банк».

Тем не менее РООИ «Перспектива» — вовсе не организация типа бесплатной столовой. Здесь не поощряется «нахлебничество», желание спекулировать на проблемах.

«Если говорить образно, то мы изначально не даем каждый день рыбу. Мы даем удочку, учим ей пользоваться и помогаем найти рыбное место. А дальше все зависит от человека», — говорит координатор образовательных и тренинговых программ «Перспективы» Софья Пак.

Сегодня одно из главных требований работодателей — знание иностранного языка, на что «Перспектива» выделяет средства из своего бюджета. Но что важно — ранее это делалось полностью за счет организации совместно со школой Speak up. А сейчас оплачивается только половина стоимости занятий. Когда соискатели начали прогуливать полностью оплаченные курсы языка, в «Перспективе» поняли: чтобы человек чувствовал ответственность, он должен вкладывать и свои собственные средства.

«У нас – два клиента: человек с инвалидностью, который ищет работу, и работодатель, который ищет работника. И мы помогаем обоим», — считают в организации.

В «Перспективу» обращаются не только люди с инвалидностью, но и работодатели. Зачастую работодатель боится принимать на работу сотрудника с инвалидностью, полагая, что это будет дорого и неэффективно из-за высоких требований к организации рабочего места, сложностей, которые могут возникнуть при увольнении сотрудника-инвалида и т.д.

Специалисты «Перспективы» уделяют большое внимание консультированию работодателей. Например, парадокс — при приеме незрячего работника вполне можно и сэкономить: ему не потребуется монитор для компьютера, если использовать озвучивающую программу экранного доступа. Человек отлично работает при наличии процессора, озвучивающей программы, наушников и клавиатуры. А для создания «специальных условий труда» иногда просто необходимо передвинуть мебель и повесить полки пониже.

На самом деле, никаких «неподъемных» условий для работодателя при приеме на работу человека с инвалидностью нет. Практически все идут на общих основаниях.

В «Перспективе» основной принцип: «Равный — равному». В самой организации немало сотрудников с инвалидностью. И они на собственном примере доказывают простой тезис: нет ничего невозможного, надо только захотеть.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше