Ранним утром 4 сентября в пригородах Душанбе, а также в небольшом городке Вахдат в 15 километрах юго-восточнее столицы раздались выстрелы. Огонь велся из автоматического оружия — следователи обнаружили гильзы калибра 5,45 миллиметра. В течение всего дня сведения о столкновениях в таджикской столице носили крайне противоречивый характер, и только ближе к вечеру на сайте президента опубликовали сообщение об увольнении «за совершение преступления» заместителя министра обороны Таджикистана Абдухалима Назарова (Назарзода). Чуть позже в МВД проинформировали об операции по выявлению и уничтожению сторонников генерала, а это не менее 135 хорошо вооруженных и обученных десантников. «Лента.ру» оценила масштабы противостояния.
Вспышка насилия в столице Таджикистана поначалу не воспринималась как значимое событие — в последние месяцы в стране активизировались последователи запрещенной в России радикальной экстремистской организации «Исламское государство», а к перестрелкам в приграничных районах республики все уже давно привыкли.
Так что стрельба возле районного отдела МВД в небольшом населенном пункте Вахдат большого ажиотажа не вызвала. Поводом к обсуждению стал скорее мотив этого преступления — было высказано предположение, что нападение на ОМВД каким-то образом может быть связано со смертью 23-летнего студента одного из вузов Петербурга, приехавшего в Вахдат к родителям на каникулы и избитого, предположительно, милиционерами 29 августа. Пострадавший скончался от побоев как раз накануне атаки на милицейский участок.
Однако МВД первым же официальным сообщением, поступившим в 8 утра по местному времени, все это опровергло, добавив, что вооруженное нападение осуществила преступная группа во главе с Зиёвиддином Абдуллоевым. По информации правоохранительных органов, атака была отбита, а Абдуллоев и один из его сподвижников уничтожены. Еще трое злоумышленников получили ранения.
Вскоре начали поступать сведения о перестрелках в пригородах столицы — очевидцы рассказывали о боестолкновениях в районе душанбинского аэропорта, а позднее распространились слухи об автоматных очередях близ одной из дислоцированных в этом районе воинских частей. Во второй половине дня со слов многочисленных источников местные издания постепенно раскрыли детали произошедшего. Позднее официальный сайт президента страны опубликовал постановление правительства о том, что «в связи с совершением преступления» освобожден от должности заместитель министра обороны республики Абдухалим Назаров (Назарзода).
Влиятельный генерал-майор, курировавший в военном ведомстве снабжение вооруженных сил и обеспечение безопасности, Абдухалим Назаров был назначен заместителем министра обороны в январе 2014 года указом президента. Примечательно, что в силовые структуры он попал на основании мирного соглашения в 1997 году, по так называемой 30-процентной квоте оппозиции. До этого Назаров, убежденный сторонник Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), был известен как полевой командир Ходжи Халим сил Объединенной таджикской оппозиции — сторонников исламизации страны, которым во время гражданской войны в 1990-е годы противостоял «Народный фронт», поддерживаемый будущим президентом Эмомали Рахмоновым.
Нынешняя эскалация насилия происходит на фоне серьезного политического кризиса — еще 28 августа министерство юстиции Таджикистана, используя традиционные для силовиков методы «убеждения» политических оппонентов действующего режима, вынесло судьбоносное постановление о ликвидации ПИВТ на основании прекращения деятельности «в 58 городах и районах республики первичных партийных организаций». Надо учитывать, что эта партия создавалась на базе Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), которая в 1990-х вела кровопролитные бои со сторонниками и представителями клана будущего президента Рахмонова. Гражданская война вспыхнула в республике после распада СССР. Случилось это как раз во многом из-за неспособности кланов договориться между собой. Сейчас ситуация фактически повторяется — представители оппозиции (а в ПИВТ порядка 50 тысяч человек, и у партии много сторонников) уже не раз выражали свое негодование в связи с политическим прессингом и «закручиванием гаек».
Понятно, что в таких условиях — когда у старшего поколения еще свежи воспоминания об этнических чистках по региональному признаку (в 1990-е годы представители враждующих кланов выжигали друг друга целыми кишлаками) — радикальный отказ одной группы власти от «межтаджикского диалога» с оппонентами неизбежно должен был вылиться в открытый мятеж. Насколько можно судить по официальным сообщениям МВД, именно так и случилось. Пока неизвестно, что именно внутри правящей элиты так резко катализировало процесс (если тут вообще уместно говорить о какой-либо мотивации). Зато понятен ход событий — поспешно отправленный в отставку генерал (имеющий доступ к большинству секретных материалов о качестве и количестве вооружения страны) заручился поддержкой 135-ти военнослужащих десантно-штурмового батальона. Прекрасно подготовленные бойцы атаковали ряд объектов, в том числе ОМВД небольшого города (есть версия, что это было отвлекающим маневром) и центральный аппарат Министерства обороны, откуда вывезли много оружия и боеприпасов. Если верить сообщениям источников в МВД, только для оружия потребовалось два КамАЗа. В районе душанбинского аэропорта мятежников попытались остановить на посту ГАИ, что привело к перестрелке. В общей сложности в трех боестолкновениях погибли, по разным данным, от 17 до 33 сотрудников правоохранительных органов. Бойцы генерала Назарова потеряли до семи человек убитыми и столько же — задержанными.
Согласно официальной информации, группировка выдвинулась в сторону Ромитского ущелья Вахдатского района (в 45 километрах восточнее Душанбе) республики. По ряду свидетельств, против мятежников задействованы крупные силы, некоторые источники сообщают о завязавшихся боях. В небе по периметру границ театра военных действий барражируют вертолеты.
Это далеко не первый конфликт властей с бывшими полевыми командирами ОТО. Летом 2012 года Душанбе пришлось подавлять восстание в Горно-Бадахшанском автономном районе, где местные полевые командиры не поделили рынок контрабанды сигарет. Конфликт привел к убийству генерала таджикской спецслужбы Абдулло Назарова. Власти тогда заявили, что к преступлению причастны бывший полевой командир, а ныне заместитель начальника Ишкашимского погранотряда Толиб Айембеков и его сторонники. Их также обвинили в контрабанде наркотиков и бандитизме. Сам Айембеков сообщил, что генерал погиб в результате бытового конфликта, а власти используют ситуацию, чтобы «очистить» регион от бывших полевых командиров.
Сторонам не удалось договориться, и Душанбе был вынужден начать войсковую операцию, в которой были задействованы около трех тысяч военнослужащих и сотрудников спецслужб, а также бронетехника и вертолеты. Причем источник в силовых структурах утверждал, что правительственным силам противостоит не одна группировка, а 6-8 бандформирований по 60-90 боевиков в каждом. Айембеков вырвался из окружения и перешел со своими бойцами на территорию Афганистана, пообещав вернуться в Таджикистан. Нечто похожее происходит и сейчас, только на сей раз мятежники гораздо лучше вооружены.
Чем закончится мятеж таджикских военных, пока непонятно. Есть, например, информация, что генерал Назаров пообещал устроить крупные террористические акты в столице Таджикистана. Для этого у него есть все возможности: заблокировать его группировку в условиях горной местности вокруг Душанбе невозможно. У мятежников все время будет оперативное пространство, а захваченное вооружение, дисциплина и соответствующая выучка позволят десантникам успешно противостоять даже превосходящим силам противника. Немалое значение имеет и потенциальная поддержка — многие сторонники из 50 тысяч членов ликвидированной ПИВТ прошли горнило гражданской войны.