Невеселый молочник

Почему вместо масла и сыра продают их подобие

Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

Продуктовое эмбарго позволило российским молочникам и сыроделам нарастить производство и заменить попавший под санкции импорт на полках магазинов. Однако стремление к независимости от западного производителя дается большой ценой — массовая продукция отечественного производства зачастую не соответствует техническому регламенту. Эту статью мы включили в число лучших публикаций 2015 года. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по этой ссылке.

Российские предприятия и фермы быстро подстроились под новые экономические реалии действия санкций и нарастили объемы производства «молочки». По данным ассоциации «Союзмолоко» (Национальный союз производителей молока), выпуск сыров и сырных продуктов с июня 2014-го по июнь 2015 года вырос на 22,6 процента, сливочного масла — на 8,3 процента. В то же время импорт этих продуктов упал в 9,4 и 7,8 раза.

Это дает повод для гордости: президент Владимир Путин, выступая на недавнем форуме в Душанбе, заявил, что гарантию экономической и пищевой безопасности он видит в конкурентоспособности российской продукции и снижении зависимости от западных поставщиков.

Однако недавние исследования Союза потребителей «Росконтроль» показали, что 75 процентов продаваемого в крупных столичных сетях сыра и 58 процентов сливочного масла — фальсификат. Из 20 торговых марок отечественного и белорусского сыра подделкой оказались 15, а из 26 видов сливочного масла популярных брендов — 21.

Основная претензия экспертов общественной организации — наличие в продуктах растительного масла, в частности, пальмового, которым заменяется молочный жир. «Подавляющее большинство продукции, содержащей растительные жиры, это сыр популярных видов, который продается в магазинах на развес», — сообщил «Ленте.ру» Александр Борисов, сопредседатель «Росконтроля».

Между тем существует четкое определение, что может называться сыром, а что — нет, говорит Борисов: сыр производится из молока и не может содержать ни грамма растительного жира. То, что содержит и молочный жир (причем не менее 50 процентов), и растительный, — это сырный продукт. Если доля молочного жира меньше 50 процентов, то это не сыр и даже не сырный продукт, а подобие сыра с растительными жирами. Впрочем, признает эксперт, продукция изготовителей чаще всего состоит из растительных жиров именно наполовину.

Еще одна беда гонящихся за объемами и экономией предприятий — сыры с сокращенным сроком созревания. В «Росконтроле» утверждают: все производители переходят на ускоренные технологии. Их потом продают под видом сыра популярных брендов, изготовленных по классической формуле. К сожалению, массовый потребитель не знает этой разницы, поэтому производители настоящих сыров, как считает Борисов, не могут конкурировать по цене с этими суррогатами.

Со сливочным маслом тоже неблагополучно, выяснили в «Росконтроле». Занижение реального содержания жира по сравнению с заявленным — один из распространенных способов обмана потребителей. Экспертиза выявила, что у 11 из 26 образцов масла жирность была ниже указанной на этикетке: в этих продуктах выявлялось больше не молочного жира, а молочной плазмы, то есть по сути — воды. В «Росконтроле» подсчитали, какой доход дает такая экономия: за месяц один процент жира, недовложенный производителем, позволяет дополнительно зарабатывать примерно 250 тысяч рублей.

Все не так печально

Со «страшилками» защитников прав потребителей не согласны в ассоциации «Союзмолоко», эксперты которого также мониторят продукцию на полках. «Мы концентрируемся на самых часто фальсифицируемых группах продукции — закупаем дешевые сыры, масло, сметану: безусловно, при подобных проверках число нарушений высоко, поэтому нельзя применять их ко всему рынку», — сообщила «Ленте.ру» Мария Жебит, директор по связям с общественностью и госорганами «Союзмолоко».

По ее словам, если лаборатория нашла в 9 из 10 образцов нарушения техрегламента, это не говорит о том, что 90 процентов продукции на всем российском рынке — фальсификат. Ранее председатель правления «Союзмолоко» Андрей Даниленко заявлял, что доля поддельной молочной продукции на российском рынке не превышает 10-20 процентов.

Не сильно отличаются и данные Роспотребнадзора: в мае ведомство сообщило, что фальсификата среди сыров не больше 15 процентов, а в целом по молочной продукции — не больше 10 процентов. «Это более объективная информация, потому что их проверки захватывают абсолютно все производства, в том числе предприятия, где выпускаются качественные продукты питания», — соглашается Жебит.

Опрошенные «Лентой.ру» производители между тем не считают, что «Росконтроль» сгущает краски. «Статистика удручающая, но вполне вероятная», — подтвердил гендиректор агропромышленного холдинга «Дороничи» Константин Гозман. По его словам, сейчас полки просто катастрофически заполняются не тем, что обозначено на упаковке, а торговые сети просто не в состоянии это проконтролировать. Именно так в пачке с наименованием «сливочное масло» оказывается дешевый спред, говорит Гозман. «Если же смотреть на макропроцессы, то мы увидим, что сейчас ввоз того же пальмового масла в страну вырос в разы — куда-то же оно идет? Именно вот в такие фальш-продукты», — уверяет специалист.

По данным Росстата, с января по июль прошлого года наблюдался спад поставок пальмового масла, а после введения эмбарго показатели импорта пошли вверх. В 2015 году рост продолжился: только в первом полугодии импорт вырос на 18 процентов, в июне — еще на 64 процента.

Как можем

По мнению ведущего консультанта по развитию производственных систем ГК «Оргпром» Александра Карбаинова, не стоит удивляться массовым попыткам предприятий любой ценой обеспечить привычные для населения ценники. По его подсчетам, для производства килограмма сыра необходимо около десяти литров молока, а при цене около 20 рублей за литр сырьевая себестоимость килограмма сыра оказывается не менее 200 рублей.

С ним согласен собственник «Коломнамолпром» Игорь Сандлер. Исходя из цены на молоко, говорит он, сыр и творог должны стоить минимум 200 рублей за килограмм, а все, что дешевле, — скорее всего, фальсификат. Если прибавить другие расходы — зарплату, оплату электроэнергетики, логистики, ретробонусов и маркетинговых услуг торговых сетей, наценку магазина и хотя бы 20 процентов собственной доходности предприятия, — то на выходе получается минимум 380 рублей за килограмм творога и сыра.

Стоимость одного килограмма масла жирностью 82 процента, по подсчетам Сандлера, составляет 250 рублей по затратам на сырье, или около 475 рублей за килограмм продукта на полке: «Все, что ниже по цене, — под вопросом, и если у крупного производителя может быть экономия на объемах и серьезных инвестициях в оборудование, то демпинг у остальных — на совести каждого».

Однако далеко не все эксперты готовы винить в низком качестве продуктов и обилии подделок самих производителей. Дело в том, что сырье для восполнения объемов вытесненного с рынка импорта взять просто неоткуда. «На увеличение поголовья молочного скота необходимо время, а использование импортного сухого молока негативно сказывается на той же себестоимости», — объясняет Карбаинов.

Отсюда вынужденное использование растительных жиров. Да и само молоко, которое переработчики закупают на молочных предприятиях, зачастую низкого качества. «Условия содержания скота, низкий уровень ветеринарного обслуживания личных хозяйств, низкая культура производства, несоответствие кормовой базы — все эти факторы напрямую влияют на качество продукции», — говорит директор по развитию компании «Молочные продукты Волгоград» Николай Лукьяненко. По его словам, нередко коровы дают молоко с повышенной кислотностью, что особенно характерно для юга России — такова специфика климата, а из него качественной продукции не получить.

Получается, что пока эксперимент по импортозамещению выглядит неоднозначно. Возможно, потому, что задача наращивания выпуска молочной продукции находится на государственном контроле, и предприятия, работающие над заполнением полок, никак не караются. По сути, отечественному производителю дан карт-бланш.

«В отличие от той же Италии штрафные санкции в отношении производителей продуктов питания, нарушающих государственные требования, в России смехотворны», — говорит партнер фермы по производству итальянских сыров La fattoria little Italy Джулио Дзомпи. По его словам, в Италии в случае обнаружения серьезных нарушений предприятию не только придется расстаться с крупной суммой в качестве штрафа — его попросту закроют до устранения нарушений. В России производители в таких случаях отделываются только несущественными штрафами, потому и качество тиражной отечественной продукции крайне невысоко, считает фермер.

С другой стороны, один год для такого дела как переход от количества к качеству — не срок. «Конечно, мы не можем пока конкурировать в производстве сыров с французами и итальянцами, но мы получили возможность заполнить опустевшую нишу импортных сыров на рынке за счет собственного производства. Культура сыра должна еще прийти к нам», — резюмирует директор Международного центра агробизнеса и продовольственной безопасности Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Виктор Лищенко.

Обсудить
Дженис ЙостимаСама себе модель
История успеха девушки из провинции с миллионом подписчиков в сети
Кровавая пенсия
Чем занимаются знаменитые преступники, ушедшие на покой
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
Ленинаканский пробор
История парикмахерской, пережившей землетрясение в Гюмри
Видео: Самый быстрый «МАЗ»
Дакаровский «МАЗ», десантный корабль на воздушной подушке и заброшенная авиабаза
Кёрлинг по-крупному
Массовые аварии и другие скользкие видео в честь прихода зимы
Самые продаваемые автомобили в России
25 самых популярных автомобилей ноября 2016 года
Чех, два японца и кореец: выбираем лучший компактный седан
Длительный тест четырех компактных седанов. Часть 3
От роддома до могилы
Тайны фамильных особняков, в которых живут поколения фермеров и журналистов
Извращенные вкусы
Откровения риелторов о клиентах-геях, богеме, политиках и шизофрениках
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Халявщики и партнеры
Застройщики и банки шокируют заемщиков ипотечными условиями