«Разве возможен честный фильм о страсти без постельных сцен?»

Режиссер самого запретного фильма года о цензуре, порнографии и правилах секса

Кадр из фильма «Любовь»
Кадр из фильма «Любовь»

В Москве еще показывают «Любовь» Гаспара Ноэ — самый скандальный фильм года, которому Минкульт отказал в полноценном прокате, сославшись на порнографию. Работающий во Франции аргентинский режиссер Гаспар Ноэ рассказал «Ленте.ру» в эксклюзивном интервью, что он думает о запрете и зачем его картине нужны откровенные постельные сцены. Это интервью мы включили в число лучших публикаций 2015 года. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по этой ссылке.

«Лента.ру»: Какими были ваши первые мысли, когда узнали о запрете проката «Любви» в России?

Гаспар Ноэ: Рассмеялся. Хотя, честно говоря, я бы очень хотел, чтобы мой милый, трогательный фильм крутили в стране, искусством и историей которой я так восхищаюсь.

Что, на ваш взгляд, на самом деле напугало цензоров?

Думаю, некоторых зрителей фильма могло смутить, что персонажи живут на экране куда более интересной и чувственной жизнью, чем они сами. А неспособность переживать подобные ситуации может провоцировать зависть — особенно у мужчин в возрасте. То, что радует одних, другим может причинить боль. Может быть, если бы мой герой был русским студентом парижской киношколы, а не американцем, реакция цензуры была бы более логичной и позитивной? Мне кажется издевкой, что такой жестокий фильм, как «Необратимость», никаких проблем не встретил, а эту сентиментальную историю любви запретили. И это при том, что в интернете на каждом шагу встречаются куда более жесткие и откровенные изображения секса.

Давайте поговорим о самом фильме. Насколько слова главного героя Мерфи о желании снять по-настоящему сентиментальное кино о сексе передают ваши намерения относительно «Любви»?

Я хотел снять кино о настоящей страсти. Разве возможен честный фильм на эту тему без постельных сцен? Именно из-за телесной, тактильной стороны любви страсть вызывает у нас такую зависимость.

Вы как-то говорили, что «Любовь» вдохновлена вашими собственными переживаниями в 20-летнем возрасте, историями ваших друзей и коллег. Это и правда так?

Да, в моей жизни хватало ситуаций, которые были во многом похожи на те, что случаются в фильме. Но я никогда не оказывался с женщиной, которую не любил, и от меня никто не забеременел. В отличие от Мерфи, я всегда был очень осторожен и избегал несчастных случаев, которые бывают в любви.

Были ли у вас с основными актерами какие-то границы допустимого? Что-то, что бы они не стали делать на камеру ни в коем случае?

Нет, никаких пределов с актерами у нас не было, мы обо всем заранее договорились. Я хотел, чтобы они сами были довольны и горды каждой сценой. Карл Глусман, Аоми Муйок, Клара Кристин — они все очень умные, хорошие ребята. Они прекрасно понимали, в каком кино снимаются, и верили в «Любовь». Мне не пришлось их заставлять.

«Любовь», в отличие от многих традиционных лав-стори, которые подчеркивают пару уникальных качеств своих героев и до конца за эти качества держатся, не скрывает банальности своих персонажей — особенно Мерфи.

Любовь, или по крайней мере, сексуальное желание — потребность, заложенная в нас генетически. Люди нуждаются в воспроизводстве — как и любые другие животные. Но, конечно, люди куда более романтичны — наш мозг позволяет нам представлять будущее, даже говорить о нем. И даже самые банальные из людей иногда влюбляются. А это небезопасно. Любовь — эмоциональное поле боя, на котором мы испытываем как сильнейшие радости, так и самую жестокую боль.

Что стояло за решением снять фильм в 3D?

Как и большинство детей, я люблю пробовать новые игрушки. В качественной проекции 3D делает кадры более интимными, более живыми.

«Любовь» пронизана иронией и самоиронией — хотя вы транслируете горечь потерянной любви, то и дело высмеиваете Мерфи. Так все-таки он персонаж комический или трагический?

Он мне как младший брат — с тем же генетическим кодом и схожими вкусами в кино. Мне понятно и близко все, что он делает, даже хотя иногда он поступает глупо — как и многие, особенно, когда пьет или что-то употребляет. Конечно, он не герой, но и антигероем его не назвать. Мерфи — просто еще один прекрасный неудачник, считающий себя прирожденным победителем.

При этом Электра то и дело говорит: Мерфи не понимает, что на самом деле значит любовь.

Люди в массе своей эгоистичны. А у эгоистичности нет гендерной принадлежности. Мерфи тоже эгоист, хотя и не худший из всех. В другой сцене, которую я потом вырезал по соображениям ритма, Электра также говорит: «Влюбленность может оказаться иллюзией, но любовь — никогда».

Ваши фильмы показывают разные стороны современной человеческой жизни — и бесконечную подспудную войну между современностью обстоятельств, в которых мы живем, и нашей первобытной, архаичной природой. Насколько эта тема важна для вас? Есть ли у нас шанс когда-нибудь разрешить это противоречие?

Я каждый день ощущаю свою первобытную природу. Да, я научился пользоваться компьютером и мобильным телефоном, но так ли далеко ушел от шимпанзе? (смеется) Я люблю шимпанзе. Правда, спать бы с ними не стал — слишком волосатые и дикие. Помните «Космическую одиссею» Кубрика? В ней и шимпанзе, и астронавты следуют одним и тем же потребностям и силам. Только IQ разный.

«Любовь» в основном показывает мужскую сторону романтического опыта. В кадре есть только мужские оргазмы, но нет женских, и история любви показана глазами и воспоминаниями Мерфи. Возможно ли вообще честно показать на экране женское сексуальное желание и любовь женщины? Вы бы хотели снять такой фильм?

Женский оргазм почти всегда несколько менее живописен, чем мужской. Но мне кажется, что женщинам мое кино тоже приносит много радости. И да, я был бы не против однажды снять фильм с точки зрения девушки. В конце концов, мужчины и женщины невероятно похожи — вот только у женщин по-прежнему меньше прав, чем у нас.

До 26 октября «Любовь» можно увидеть в кинотеатре «Пионер» в рамках фестиваля «Наконец-то в кино»

Обсудить
Филипп Киркоров«Артист с головы до пят»
Почему люди любят Филиппа Киркорова
Талантливый мистер Демме
Фильмы, которыми запомнится режиссер Джонатан Демме
Приоткрытый авангард
Почему выдающееся искусство XX века нужно искать в провинции
Искатели растерянных женщин
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Затерянного города Z» до «Идеаля»
Брить или не брить
Поклонницы натуральной красоты массово отказываются от эпиляции
Красота момента
Самые популярные снимки Instagram за апрель
«Американцы — радостный народ»
Рассказ москвича, переехавшего в Сан-Франциско
CULVER CITY, CA - NOVEMBER 12: Founder, Snapchat Evan Spiegel (L) and model Miranda Kerr attend the Fifth Annual Baby2Baby Gala, Presented By John Paul Mitchell Systems at 3LABS on November 12, 2016 in Culver City, California. (Photo by Tommaso Boddi/Getty Images for Baby2Baby)Триумф ботана
Самый престижный жених современности — IT-магнат
Очеловеченный фургон
Длительный тест стильно-пассажирского VW Multivan
ОСАГО надо?
Автомобильные аварии, превращенные в искусство
Самые крутые локомобили
Машины, которые ездят по рельсам
Самые выдающиеся французские машины
10 автомобилей из Франции, ставших культовыми
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Зависли на хате
Украинцы придумали дом, который может обойтись без российского газа
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности