Персидский транзит 2.0

Как Россия после инцидента с Турцией будет поставлять оружие на Ближний Восток

Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Во вторник, 24 ноября, турецкие ВВС сбили фронтовой бомбардировщик Су-24 Воздушно-космических сил (ВКС) России. В тот же день был подорван вертолет, задействованный в операции по спасению катапультировавшихся летчиков. В ответ Москва перебросила в Сирию комплекс противовоздушной обороны С-400, а российские военные резко увеличили интенсивность бомбардировок позиций запрещенного в РФ «Исламского государства» и других террористических группировок. Впрочем, эффективная борьба с запрещенным в России ИГ исключительно с воздуха вестись не может.

Об этом в середине ноября заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, обязательно должна быть собственно «основная составляющая» — это «именно сухопутная операция, которую ведут силы сирийской армии». Длительная военная кампания в Сирии, возможное распространение ее на территорию Ирака и перспектива столкновения с Турцией (эксперты уже не сомневаются в том, что война на Ближнем Востоке затянется) требуют налаживания эффективного канала для масштабной переброски боеприпасов, техники, войск и гражданских грузов стратегического назначения в помощь сирийской армии от России.

Оптимальный, а по сути единственный коридор, по которому может быть обеспечена бесперебойная сухопутная связь с союзниками на Ближнем Востоке, — через Каспийско-Кавказский регион и Иран. Перспективные транспортно-логистические коридоры — в инфографике и комментариях «Ленты.ру».

Морское сообщение

Сообщение по Каспийскому морю через каспийские порты Оля и Махачкала с возможным подключением речных портов бассейна реки Волги. Этот маршрут обеспечивает прямое сообщение с Ираном, что позволяет избежать согласования с транзитными государствами. Недостаток каспийского маршрута — большее по сравнению с железнодорожным и автотранспортом время в пути и необходимость двойной перевалки грузов, что существенно удорожает перевозки.

Автомобильное сообщение

В настоящее время сухопутное сообщение между Россией и Ираном через Закавказье возможно только с помощью автомобильного транспорта. Действующих транзитных дорог всего две: вдоль Каспийского моря через Дагестан и Азербайджан и Военно-Грузинская дорога через Крестовый перевал Большого Кавказского хребта — из Северной Осетии в Грузию и далее через Армению в Иран. У каждого из этих путей есть серьезные недостатки. Так, на Военно-Грузинской дороге есть довольно сложные для большегрузных фур участки. Кроме того, она подвержена сходу селей и снежных лавин. Впрочем, немногочисленные иранские торговые фуры предпочитают именно этот маршрут в Россию — через Армению и Грузию. В частных беседах эксперты из Ирана указывают на «проблемы» с азербайджанским транзитом, связанные с поборами на дорогах.

Более удобной является Транскавказская магистраль (ТРАНСКАМ), которая связывает Россию с Ираном через Республику Южная Осетия (РЮО), Грузию и Армению. Сейчас дорога закрыта по политическим причинам. Официальный Тбилиси не признает независимость РЮО. Вместе с тем в 2014 году Россия досрочно закончила работы по модернизации и расширению Рокского тоннеля, что значительно увеличило транзитный потенциал ТРАНСКАМа. В кулуарах международной экономической конференции во Владикавказе в марте 2014 года иранские эксперты заявляли о приоритете транзитного маршрута через Центральный Кавказ (Осетию, Грузию, Армению).

Железнодорожное сообщение

В конце 2014 года состоялось открытие Восточного маршрута международного транспортного коридора «Север — Юг», который связал российскую железнодорожную сеть с иранской через прилегающие к Каспийскому морю районы Казахстана и Туркменистана.

Продолжается строительство ветки Астара — Решт — Казвин в Иране, которая свяжет российские и иранские железные дороги через Азербайджан. Договор о строительстве магистрали заключили в 2005 году. В 2013-м она должна была быть сдана в эксплуатацию, однако запуск ежегодно откладывался. На данный момент завершен лишь перегон Решт — Казвин. Сроки завершения участка Решт — Астара перенесены на 2016 год. По мнению азербайджанских комментаторов, строительство затягивается из-за незаинтересованности Тегерана в этом транзитном маршруте.

С конца XIX века в Российской Империи, а потом в СССР и РФ рассматривается проект соединения Северо-Кавказской железной дороги с Закавказской по трассе, примерно совпадающей с маршрутом ТРАНСКАМа. Для реализации этого проекта необходимо построить 160 километров полотна в горах, соединив Алагир с Цхинвалом, а также восстановить участок железной дороги, связывающий Цхинвал с Гори. Проект обсуждался руководством РЖД после признания независимости Южной Осетии в 2008 году. Строительство дороги позволит обеспечить кратчайший выход на железнодорожную сеть Грузии и Армении.

Армения совместно с Россией, Ираном и Китаем обсуждает перспективы строительства 300-километрового участка, который свяжет армянские и иранские железные дороги. В ноябре об этом заявил министр транспорта и связи Армении Гагик Бегларян. Стоимость проекта оценивается в 3,2 миллиарда долларов.

В начале августа железнодорожные войска начали расчистку полотна Абхазской железной дороги от города Очамчиры до пограничного с Грузией Ингура. Сообщение на этом участке было прервано в результате грузино-абхазского конфликта, и до недавнего времени он представлял собой печальное зрелище: железнодорожное полотно заросло буйной субтропической растительностью, рельсы в значительной степени утрачены. Пассажирское железнодорожное сообщение в Абхазии осуществляется только до Сухума, а из Очамчиры лишь изредка возят уголь, добываемый на ткуарчальской шахте. В интервью абхазской «Нужной газете» замдиректора управления Абхазской железной дороги Игорь Маргания предположил, что «расчистка участка связана с намерением восстановить дорогу». Эту информацию подтвердил и начальник государственного управления по транспорту Абхазии Зураб Хаджимба: дорогу готовят к капитальному ремонту, чтобы возобновить транзитный проезд через Абхазию. При этом он отметил, что российские железнодорожные войска появились «неожиданно», но по согласованию с абхазской стороной.

Эта новость оказалась неожиданной и для грузинской стороны. «Дорогу очищают, чтобы пустить поезда через Грузию? А мы и не в курсе», — заявил «Ленте.ру» источник в Грузии. СМИ неоднократно сообщали о якобы имевших место закрытых российско-грузинских консультациях по вопросу восстановления железнодорожного сообщения с Россией — через Абхазию в Грузию и далее в Армению.

Возобновление движения по старому участку железной дороги, связывавшему СССР с Ираном через Армению и Нахичеванскую автономную республику в составе Азербайджана не рассматривается ввиду жесткого армяно-азербайджанского конфликта. Автодорога через Абхазию не отмечена, так как после открытия транзита будет иметь вспомогательное значение.

Резюме

Открытие сухопутных коридоров из России в Иран и их использование для переброски военных и стратегических грузов упирается в проблему транзитных государств. Восточный маршрут коридора «Север — Юг» проходит по территории нейтрального Туркменистана, который в нынешнем статусе не разрешит транспортировку войск по своей территории. Маршруты по территории Азербайджана не вполне устраивают Иран из-за сложных отношений между Баку и Тегераном. Грузинские маршруты заблокированы из-за конфликта с Россией, Южной Осетией и Абхазией. Вместе с тем осенью 2016 года в Грузии должны состояться очередные парламентские выборы, и подвижки во властных элитах могут привести к разблокированию транзитных маршрутов.

Транспортные коридоры из России в Иран будут иметь и стратегическое торговое значение. В настоящее время объемы взаимной торговли невелики (немногим более полутора миллиардов долларов). После снятия санкций с Ирана на восстановление его экономики потребуется порядка 500 миллиардов долларов, причем на значительную часть контрактов рассчитывает Россия. Кроме того, Иран обеспечивает кратчайший выход в Аравийское море и Индийский Океан. Во время Второй мировой войны из-за блокады на Черном и Балтийском морях и больших потерь Северных конвоев в Арктике трансиранский путь (Персидский транзит) стал одним из основных источников поставок в Советский Союз.

Обсудить
Брить или не брить
Поклонницы натуральной красоты массово отказываются от эпиляции
Красота момента
Самые популярные снимки Instagram за апрель
«Американцы — радостный народ»
Рассказ москвича, переехавшего в Сан-Франциско
CULVER CITY, CA - NOVEMBER 12: Founder, Snapchat Evan Spiegel (L) and model Miranda Kerr attend the Fifth Annual Baby2Baby Gala, Presented By John Paul Mitchell Systems at 3LABS on November 12, 2016 in Culver City, California. (Photo by Tommaso Boddi/Getty Images for Baby2Baby)Триумф ботана
Самый престижный жених современности — IT-магнат
Очеловеченный фургон
Длительный тест стильно-пассажирского VW Multivan
ОСАГО надо?
Автомобильные аварии, превращенные в искусство
Самые крутые локомобили
Машины, которые ездят по рельсам
Самые выдающиеся французские машины
10 автомобилей из Франции, ставших культовыми
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Зависли на хате
Украинцы придумали дом, который может обойтись без российского газа
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности