Новости партнеров

Вечеринка по бартеру

Как российские компании и госкорпорации экономят на новогодних корпоративах

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Расходы на праздничные мероприятия во время кризиса идут под нож в бюджетах одними из первых. «Лента.ру» решила узнать как уйдут на новогодние каникулы компании в этом году: с громкими вечеринками или без.

В минувшую субботу депутаты Госдумы собрались на новогодний капустник, сами на нем выступили — благо поющих персон среди народных избранников хватает — и из своего кармана оплатили банкет. Парламентарии заявили, что сбросились на новогодние угощения по 5 тысяч рублей — как и годом ранее, но стол был куда скромнее из-за резкого роста цен.

Еще в 2013 году, после того, как президент Владимир Путин возмутился большими расходами на корпоративы за счет государства, в крупных госкорпорациях стали отказываться от пышных празднеств. Депутаты, впервые проведя тогда корпоратив за свой счет, задали тон бюджетникам и компаниям с госфинансированием — если гулять, то на свои.

В прошлом году из-за ухудшения ситуации в экономике порезали новогодние бюджеты и в частном бизнесе. По словам игроков event-индустрии, в декабре, во время резкого падения национальной валюты, срывались даже частично предоплаченные праздники. Всего количество новогодних корпоративов, по их подсчетам, сократилось на 20-30 процентов относительно 2013-го.

В этом году объем заказов, сетуют специалисты, упал даже по сравнению с кризисным 2014-м — примерно еще на 20 процентов. «Слетают бронирования, сделанные в октябре», — сообщил «Ленте.ру» эксперт в области ресторанного бизнеса Максим Обухов.

Представитель одного из агентств по организации праздников это подтверждает. «Когда мы звонили насчет площадок, чтобы забронировать время под заказчика, нам называли даты, которые еще месяц назад были заняты другими клиентами», — говорит он.

Веселье с дисконтом

Шумные вечеринки за счет работодателей теперь большая редкость. По словам Обухова, в компаниях все чаще предлагают сотрудникам сброситься на новогодний банкет. Некоторые ради экономии переносят выездные мероприятия на январь-февраль.

Немало организаций — из числа средних и мелких — вовсе отказались от застолий в ресторанах и клубах, ограничившись накрытыми столами в офисах. У кого-то нет и этого: руководство выписывает премию или просто дарит подарки сотрудникам.

Не экономят на празднике для коллектива финансово-промышленные холдинги, крупные ретейлеры, сырьевые компании. По словам Обухова, это касается и многих строительных компаний, хотя для них год был не самым удачным. Стараются порадовать своих сотрудников и крупные банки. Правда, на вечеринки приглашают в основном старший менеджмент или только руководство. «Новогодние банкеты стали менее многочисленными, застолья на 50 и более человек — редкость, обычно — на 20-30», — комментирует «Ленте.ру» гендиректор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица.

Госструктуры в этом году, утверждает Обухов, все равно стараются не упускать возможность отметить Новый год всем коллективом. И зачастую это вписано в бюджет — вопреки призыву главы государства. Впрочем, расходы пришлось ужать. Согласно данным тендерной поисково-аналитической системы FindTenders.ru, проанализировавшей порядка 350 торговых площадок, в этом году на организацию праздников было размещено 552 конкурса. Общая сумма тендеров — 635,3 миллиона рублей. По словам исполнительного директора FindTenders.ru Владимира Ивлиева, это почти на четверть меньше показателя прошлого года по количеству заказов и почти в половину — по сумме (в 2014-м было размещено 715 конкурсов на 1,1 миллиарда рублей).

Снизилась и средняя сумма одного конкурса — с 1,5 миллиона до 1,15 миллиона рублей, то есть среднестатистический заказ подешевел на четверть. Госкомпании экономят на развлекательной программе, меню и количестве гостей, говорят эксперты event-рынка.

Снизился и объем заказов на закупку алкоголя под Новый год. Традиционно сумма таких тендеров выше, чем траты на корпоративы — бутылки не только ставятся на праздничные столы, но и идут на подарки. В этом году, согласно FindTenders.ru, было размещено 233 заказов на закупку алкоголя в сумме 1,2 миллиарда рублей. В прошлом году таких тендеров было почти в три раза больше — 660, а общая сумма — 3,9 миллиарда рублей. Правда, средняя цена закупки на поставку алкоголя за год почти не изменилась, говорит Владимир Ивлиев — 5,9 миллиона рублей в 2014-м и 5,7 миллиона в 2015 году.

Алкоголь сильно подорожал, значит, в заказах сократилось его количество. Меняется и география его происхождения. Так, у депутатов в этом году, писали СМИ, вместо дорогого шампанского на столах стояло бюджетное «Крымское». «Вина с прошлого года подорожали, поэтому импортному алкоголю предпочитают российский, который дешевле», — подтверждает представитель одного из event-агентств.

Рестораны в пролете

В целом подход к корпоративам изменился, говорят эксперты. Клиенты и из числа бюджетников, и частных структур заметно экономят на меню: самые скромные тратят на банкет 2-5 тысяч рублей на человека, щедрые — 7-15 тысяч рублей. В прошлом году расходы были в два раза выше. Рестораторы говорят о снижении среднего чека на одного человека на 15-20 процентов. Чтобы выкрутиться в условиях роста цен, им приходится уменьшать количество блюд или менять ингредиенты на более дешевые аналоги. На этом фоне недорогие рестораны, безусловно, выигрывают, к ним охотнее обращаются, говорит Максим Обухов.

Кроме того, по его словам, многие компании просят разрешения принести свой алкоголь. И в основном заведения соглашаются, хотя еще недавно договориться с ними было невозможно. «Да, действительно, многие рестораторы ради того, чтобы получить заказ на банкет, готовы пойти на это», — подтверждает Елена Перепелица. Поскольку снизить стоимость блюд, не снижая качества и стоимости продуктов, затруднительно, возможность принести свой алкоголь — хорошая альтернатива переходу гостей с черной икры на кабачковую, добавляет эксперт.

Экономят также на оформлении залов и, что немаловажно — шоу-программе. Если компании в качестве развлечения приглашают звезду, то это, как правило, молодые артисты — выходцы из телевизионных музыкальных проектов. В качестве ведущих сейчас все больше востребованы не известные радио- и телеведущие, а менее затратные резиденты Stand-up club, КВН.

По-прежнему широко отмечают Новый год только компании из лакшери-сегмента, крупные российские и зарубежные бренды. Они позволяют себе звезд первого эшелона, резидентов Comedy Club в качестве ведущих, живой звук инструментальных коллективов, лучшие вина в бокалах, изысканные закуски. Такие звезды берут за свои выступления от 50 тысяч евро, но теперь подобные праздники — большая редкость.

Хит кризиса — самодеятельность. «Например, для одного российского банка мы провели мероприятие в формате талант-шоу. В течение 4 месяцев команда агентства из 800 человек отобрали восьмерку самых талантливых и артистичных, которые выступили совсем не хуже звезд», — говорит представитель одного из специализированных агентств. Но и такие мероприятия затратны, поскольку к его подготовке привлекается режиссерско-постановочная группа, на протяжении нескольких месяцев работающая с каждым сотрудником: оттачивают вокал, хореографию и так далее.

Event-агентства и специалисты по организации мероприятий сегодня готовы давать под клиента скидки, и заказчики, уверенно оперируя словом «кризис», стараются продавить их по цене максимально. «Есть структуры, с которыми я вообще не знаком, но они звонят или пишут мне с уникальными предложениями, а именно — провести мероприятие с большой скидкой или по бартеру», — утверждает Максим Обухов. Оплата услуг по бартеру — еще одна примета времени.