Журналистам, как и всем людям, свойственно ошибаться. В погоне за эксклюзивной или оперативной информацией они путают имена и должности, делают опечатки и совершают странные поступки. Затем следуют опровержения, и публичные извинения, но такие оплошности порой стоят карьеры самим журналистам и могут подпортить жизнь тем, о ком они пишут и снимают свои сюжеты. «Лента.ру» вспомнила казусы и ошибки, за которые коллегам по журналистскому цеху было стыдно или неловко в минувшем году.
В апреле 2015 года корреспондент Первого канала Михаил Акинченко прибыл в Хакасию снимать сюжеты про бушевавшие в регионе пожары. Стихия унесла жизни 34 человек, но к моменту прибытия съемочной группы пожар уже потушили. Однако для динамики в кадре Акинченко понадобился огонь, хотя бы небольшой. Поэтому близ поселка Колодезный он бросил на землю окурок, от которого загорелась сухая трава. Это заметила местная жительница, напуганная историями о поджигателях (на тот момент в Хакасии уже были заведены уголовные дела на нескольких человек). Свидетельница случившегося же написала заявление в полицию.
Репортер извинился перед правоохранительными органами, объяснил свой поступок «желанием снять красивый репортаж» и отделался общественным порицанием. Телевизионное начальство на Первом канале назвало Акинченко идиотом и пообещало наказать. Правда, как именно — на канале не уточнили. Известно только, что увольнять журналиста не стали.
В сентябре тольяттинское издание The Togliatti Room рассказало о гомосексуальности иеромонаха местной епархии Амфиана, в миру Артема Вечелковского.
Как объяснил Вечелковский, он не предполагал, что эти сведения предадут огласке, поскольку журналист узнал о его сексуальной ориентации в личной беседе.
Корреспондент The Togliatti Room спрашивал священника совсем о другом: правда ли, что в церковных кругах не знали, что один из диаконов Самарского Свято-Воскресенского монастыря распространяет наркотики. Журналист, по словам Вечелковского, попросил высказаться в поддержку РПЦ, но иеромонах дал иную оценку произошедшему: «К сожалению, подобные случаи говорят об облике всей церкви, потому что я знаю этот монастырь и знаю, что там творится помимо наркотиков. За дела подчиненных отвечает начальство, это базовый принцип. Но в церкви почему-то думают иначе: служитель плохой, а мы хорошие».
Желая подкрепить свои слова фактами, он на условиях анонимности рассказал журналисту, что в семинарии, где он до недавнего времени преподавал, руководство прекрасно знало о его нетрадиционной сексуальной ориентации, но никаких проблем у него из-за этого не возникало. На следующий день его слова были опубликованы, а спустя еще день на сайте епархии появилось сообщение о том, что Амфиан предстанет перед церковным судом.
Иеромонах заявил, что поступок корреспондента нарушает журналистскую этику. Однако обиды на него не держит, объясняя это тем, что обижаться — значит наносить себе зло.
Летом в эфире программы «Специальный корреспондент» на «России 1» был показан сюжет о европейских нравах. В числе прочего авторы передачи рассказывали о детском образовании в Норвегии. Журналист Евгений Попов утверждал, что норвежские дети очень рано получают сексуальное образование и узнают о гомосексуализме.
Текст подтверждался картинкой: отец вводит мальчика в комнату, которая увешана картинками обнаженных мужчин. Подросток очень удивлен такому родительскому сюрпризу и ярко выражает свои эмоции. Как выяснилось позже, в оригинале (http://www.youtube.com/watch?v=Jl4nPWvuhmI) видеозаписи он радовался совсем не пошлым картинкам, а постеру с огромным внедорожником, который разместили на стене в его комнате.
Подделку на федеральном канале показали случайно, а авторы сюжета не причастны к ее созданию, объяснял потом ведущий «России 1» Андрей Кондрашов на форуме «Территория смыслов». Команда, готовившая сюжет к эфиру, приняла за чистую монету уже готовый фейк из интернета. По словам работника ВГТРК, после этого случая холдинг создал службу по борьбе с дезинформацией.
16 апреля в эфире «Эха Москвы» помощница главреда радиостанции Леся Рябцева, дискутируя с писателем Виктором Шендеровичем в программе «Особое мнение», сообщила, что в России проживает восемь миллионов человек.
Это заявление прозвучало во время обсуждения последней прямой линии с президентом Владимиром Путиным. Шендерович обратил внимание на то, что общение президента с народом вскрыло важную проблему: людям нужно упрашивать государство разобраться с проблемами, которые оно и без того обязано решать. Публицист предложил договориться, чтобы власть делала то, что ей положено, а если не справляется — шла вон. На это Рябцева заявила, что восемь миллионов человек уже договорились.
После этого между Шендеровичем и Рябцевой состоялся следующий неловкий диалог:
Рябцева: Как вы собираетесь…? Мы договорились: восемь миллионов в стране.
Шендерович: Сколько?
Рябцева: Восемь. Я могу ошибаться.
Шендерович: Кого?
Рябцева: Миллионов в стране людей, говорю. Да, нет?
Шендерович: Кого?
Рябцева: Людей, людей. Как вы хотите, чтобы все люди договорились об этом.
Шендерович: В какой стране восемь миллионов?
Рябцева: В России, я про Россию говорю.
Шендерович: В России — восемь… Да, конечно, вы правы… Уточните потом.
Рябцева: У меня проблемы с цифрами, я гуманитарий.
25 октября ведущий телевидения футбольного клуба «Динамо» Дмитрий Дерунец ударил болельщика «Спартака». Инцидент произошел в перерыве матча «Динамо» — «Спартак». Фанат красно-белых прорвался на газон стадиона «Арена-Химки», где проходил матч, Дерунец выбежал за ним и ударил болельщика.
На произошедшее отреагировал министр спорта Виталий Мутко, который также является президентом Российского футбольного союза. Он потребовал отстранить журналиста от футбола. Спустя некоторое время в «Динамо» заявили о приостановке сотрудничества с Дерунцом. Точнее, ФК рекомендовало компании «Спорт БИТ», которая осуществляет клубное вещание, не привлекать ведущего к работе на домашних матчах «Динамо».
В ноябре репортеры канала «ТВ-Центр» пришли в одно из антикафе сети «Циферблат» снимать сюжет о том, как избавиться от ноябрьской хандры. Поискав глазами типичного представителя таких заведений, они остановили взгляд на парне, который представился Митей Ваниным и рассказал на камеру историю, как благодаря «Циферблату» он превратился из социально неадаптированного типа в человека с множеством друзей.
Репортаж вышел в эфир, а через некоторое время основатель и гендиректор «Циферблата» Иван Митин рассказал в Facebook, что Дмитрий Ванин из телевизора — это он. Менеджер признался, что решился на розыгрыш, чтобы проверить, насколько хорошо журналисты проверяют факты. Предыдущие опыты общения с журналистами, по его словам, заканчивались разочарованиями.
«Если перед смертью меня спросят, чем я горжусь, я отвечу, что этим троллингом 80-го уровня. И да, следующий сюжет в программе начинается такими словами — "Больше года в московском зоопарке скучала самочка". Блин. Хватит отуплять людей, господа журналисты», — подытожил он.