И это была белая полоса

Потребительский сектор российской экономики переживает нелегкие времена

Фото: Павел Головкин / AP

Минувший год многим запомнится падением реальных доходов, ростом трат и снижением уровня жизни. Тяжело пришлось и связанному с потребительским спросом бизнесу. «Лента.ру» попыталась разобраться в основных тенденциях рынка.

Еда не по карману

Эмбарго на продукты из США и Европы, падение рубля, санкции против Турции, неизбежная ежегодная инфляция… Все это привело к заметному удорожанию продуктов на полках магазинов. Рост цен на разные виды продукции, по данным ретейлеров, составил от 15 до 50 процентов. Среднеарифметическим было удорожание новогоднего стола — на треть по сравнению с прошлым годом.

Благосостояние граждан неуклонно снижается. Официальная статистика беспощадна: в 2015 году в России число россиян с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось на 2,3 миллиона человек. Таким образом, согласно Росстату, в категорию бедных сегодня попадают 20,3 миллиона человек, то есть 14,1 процента населения страны.

Согласно результатам опроса фонда «Общественное мнение», больше половины россиян в 2015 году стали жить хуже. Пришлось сократить расходы на продукты питания. Так, 80 процентов опрошенных урезали траты на дорогие мясные продукты. Экономят на рыбе и морепродуктах, чае и кофе, яйцах, растительном масле, молоке и молочной продукции. А вот хлеба покупают больше, что присуще кризисным временам.

В целом оборот торговли продуктами питания в России с января по ноябрь 2015-го упал почти на 9 процентов. Причем, по данным Росстата, к концу года падение ускорилось, достигнув в ноябре 11,5 процента. По словам старшего директора отдела исследований Cushman & Wakefield Татьяны Дивиной, процесс адаптации потребителей к новым экономическим реалиям способствовал развитию сетевых дискаунтеров, в особенности продуктовых операторов.

«Изменение в покупательском поведении, переход на более дешевые товары увеличил обороты сетевых дискаунтеров, таких как "Пятёрочка", "Дикси" и "Магнит"», — сообщила она в интервью «Ведомостям». Европейская сеть дискаунтеров Euroshop заявила о выходе на российский рынок через франшизу саратовской компании.

Но наблюдается и обратное — замораживание бизнес-планов ретейлеров. Так, было приостановлено развитие сети супер- и гипермаркетов Prisma. Германская Tengelmann Group, планировавшая развивать в России сеть демократичных продовольственных магазинов под брендом Plus, сообщила о приостановке подготовки к выходу на российский рынок.

В целом, отмечают эксперты, в сегменте продовольственного сетевого ретейла активность игроков сегодня умеренная, компании в основном занимаются оптимизацией стратегий, а также ищут для себя привлекательные локации, зачастую взамен других, недостаточно успешных.

Вещи не трогать

С непродовольственными товарами дела обстоят намного хуже — большинству россиян пришлось отказаться от тех или иных традиционных покупок. В результате оборот торговли непродовольственными товарами с января по ноябрь упал на 9,7 процента, за ноябрь — на все 15.

Пострадал даже самый стабильный сегмент — электроники и бытовой техники. За 9 месяцев 2015 года продажи соответствующих товаров в штуках упали на четверть. А цены, по данным компании GfK, с января по сентябрь выросли на 19 процентов. Поэтому снижение объема продаж в рублях менее существенное, нежели в штуках, — всего 6 процентов. Причем рынок электроники падал даже в канун новогодних праздников.

Понятно, что это не могло не сказаться на финансовом положении продавцов. Многие провели оптимизацию затрат: сократили площади, отказались от нерентабельных торговых точек. Интернет-магазин Enter осенью закрыл весь свой офлайновый бизнес. Не все ретейлеры пережили этот год: ушли с рынка сети бытовой техники и электроники «Телемакс», «Белый ветер», «Киберри», а также сеть косметики и бытовой химии «Ол!Гуд».

Девальвация и спад спроса сказались и на бизнесе иностранцев — в ноябре финский ретейлер Stockmann сообщил о продаже своих российских торговых центров, а японская корпорация Toshiba прекратила торговлю потребительской электроникой и кухонной техникой.

Падение рубля заставило уйти с рынка продавцов одежды и обуви среднеценового сегмента, среди них — бренды Desigual, American Eagle Outfitters, New Look, Esprit, OVS и River Island.

Если от кризиса кто и выигрывает, то это онлайн-торговцы. Из-за подорожания товаров в магазинах все больше потребителей предпочитают покупать товары в интернете, где они зачастую дешевле. По данным исследования Gfk и «Яндекс.Маркета», за 10 месяцев текущего года онлайн-продажи товаров повседневного спроса выросли на 54 процентов по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, а бытовой техники — на 13 процентов.

А основными выгодоприобретателями от этого стали… иностранцы. Точнее, зарубежные площадки, на которые приходится треть общего числа приобретений через интернет. В некоторых сегментах доля зарубежных покупок гораздо выше, например, в категории «одежда и обувь» — почти 50 процентов.

Дома надолго

Путешествия и турпоездки — та статья расходов, от которой отказываются в кризис в первую очередь. Желающих отдыхать за границей с каждым новым витком девальвации становилось все меньше.

В дело вмешалась и политика: 2015 год ознаменовался сразу несколькими событиями, сильно ударившими по выездному турпотоку. В первую очередь это крушение пассажирского лайнера «Когалымавиа» с россиянами на борту в небе над Синаем и уничтожение турецкими ВВС российского бомбардировщика. Под запретом оказался Египет, вскоре та же судьба постигла Турцию. В сумме они принимали больше половины всего выездного турпотока, это примерно 6 миллионов отдыхающих из России ежегодно. За счет этих двух направлений и жили все крупнейшие туроператоры.

Как сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, снижение количества игроков на рынке выездного туризма превзошло худшие прогнозы экспертов: вместо предполагаемых 30-50 процентов этот сектор покинули 70 процентов участников рынка. Обошлось, правда, без громких банкротств и брошенных на произвол судьбы туристов, поскольку в основном уходили средние и мелкие компании. Приостановка работы крупных операторов с турецким капиталом также не привела к коллапсу — вопреки ожиданиям.

Однако спад выездного туризма сказался и на других сегментах рынка. По данным Росавиации, за ноябрь 2015-го объем пассажиропотока Московского авиационного узла снизился на 18 процентов. По словам Майи Ломидзе, Московский авиаузел, объединяющий столичные аэропорты, оставался лидером по объему авиаперевозок на протяжении многих лет, и былые кризисы отражались на нем незначительно. Но теперь все иначе, и столь резкое снижение — серьезный индикатор состояния авиаотрасли.

Сложные времена переживают авиакомпании, страдающие от снижения платежеспособности населения, кризиса в туристической отрасли и падения деловой активности.

За десять месяцев прошлого года пассажирооборот в отрасли снизился на 3,8 процента, а перевозки пассажиров немного выросли — на 0,5 процента, упав при этом на международных рейсах на 13,9 процентов. Внутренние перевозки, всегда отличавшиеся низкой маржинальностью, не в состоянии компенсировать компаниям потери от падения зарубежного трафика.

Еще в начале февраля Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющая крупнейших перевозчиков страны, обратилась с письмом к вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Авиакомпании пожаловались на большие убытки по итогам 2014 года и предложили ряд мер для поддержки отрасли. Средства на это выделили, крупные госгарантии под кредиты в банках предоставляли и отдельным игрокам.

Однако это не спасло вторую по размерам авиакомпанию страны — «Трансаэро», услугами которой ежегодно пользовались 12-13 миллионов человек. Главная причина краха «Трансаэро» — долги на фоне сильной девальвации рубля. Большая часть авиапарка из 106 самолетов была приобретена в лизинг, а резкое ослабление рубля сделало непосильными лизинговые валютные платежи.

Кроме того, из-за сокращения пассажиропотока на международных линиях несколько иностранных авиакомпаний прекратили полеты в Россию. Среди них — гонгконгская Cathay Pacific, тайская Thai Airways, французская Aigle Azur, австрийская бюджетная авиакомпания Niki и одна из крупнейших американских авиакомпаний Delta Air Lines. В январе приостанавливает полеты Air Berlin. Сократили количество рейсов или отменили их немецкая Lufthansa, ее «дочка»-лоукостер Germanwings, британский лоукостер Easyjet, чешская Czech Airlines, финская Finnair, израильская El Al, эмиратская Flydubai.

Оставшимся на рынке компаниям приходится подстраиваться под новые реалии и сокращать маршрутную сеть. В то же время сами россияне, похоже, уже не планируют скорый отпуск на заграничных морях, а предпочитают копить на покупки. Ведь 2016-й, по мнению экспертов, не будет легче 2015-го, а может выдаться и более сложным: тренд цен на нефть не внушает оптимизма, а санкции останутся с нами надолго.

Обсудить
Моя семья
Легендарный маньяк и его культ кровавых убийц держали в страхе всю Америку
Чарльз МэнсонКонец маньяка: Чарльз Мэнсон умер в тюрьме
Легендарный убийца не дождался великой межрасовой войны
Порошок, приходи
Жадные мексиканцы потеряли доход от марихуаны и завалили Америку героином
Роберт и Грейс МугабеДедушка старый, ему все равно
Военные не дали старейшему диктатору мира править после смерти
Кровавая ривьера
Франция отстреливает врагов по всему миру, пока никто не видит
Абсолютное возмездие
Россия, США и Китай готовятся к третьей мировой войне
Пробила дно
Планета-пришелец расколола Землю и сдвинула континенты
Голодающие дети в Бузулуке (Самарская губерния), 1921-1922 гг.«Обезумевшие родители отбирали еду у детей»
Советская власть бросила миллионы умирать от голода, но их спасли американцы
«Девочку из России тут никто не ждет»
История сибирячки, перебравшейся в Нидерланды
Во всем виноват буй
Она мечтала о круизе с секс-рабынями, но потерялась в море с боевой подругой
«Не надо меня спасать»
Звездный путешественник нашел тайное племя головорезов, ввязался в войну и выжил
Эмилио Эстевес в роли Билли КидаМалыш на миллион
Легендарный головорез Дикого Запада передал привет из прошлого
Audi Q5 против SQ5
Пять причин купить Audi SQ5 вместо обычной Q5 (и одна против)
5 причин, почему мы ненавидим кроссоверы
Объясняем в картинках, почему самые популярные машины в мире никуда не годятся
Далеко. Дорого. Офигенно
Как поехать в Исландию и обомлеть не только от природы
Кто делает самые эпатажные британские машины
«Рэйнджи», «Астоны» и «Роллс-Ройсы»: лучшие творения ателье Kahn Design
Ловушка для планктона
Тест: Какой офис идеально вам подходит
«Моя бывшая живет на помойке»
Москвич сделал из жены бомжа, и ему не стыдно
Белый друг
Самые необычные туалеты мира
Это Англия, детка!
Идеальный дом можно выиграть за две тысячи рублей
Берите две
Пять стран, где ипотеку дают под смешной процент