Минувший год многим запомнится падением реальных доходов, ростом трат и снижением уровня жизни. Тяжело пришлось и связанному с потребительским спросом бизнесу. «Лента.ру» попыталась разобраться в основных тенденциях рынка.
Эмбарго на продукты из США и Европы, падение рубля, санкции против Турции, неизбежная ежегодная инфляция… Все это привело к заметному удорожанию продуктов на полках магазинов. Рост цен на разные виды продукции, по данным ретейлеров, составил от 15 до 50 процентов. Среднеарифметическим было удорожание новогоднего стола — на треть по сравнению с прошлым годом.
Благосостояние граждан неуклонно снижается. Официальная статистика беспощадна: в 2015 году в России число россиян с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось на 2,3 миллиона человек. Таким образом, согласно Росстату, в категорию бедных сегодня попадают 20,3 миллиона человек, то есть 14,1 процента населения страны.
Согласно результатам опроса фонда «Общественное мнение», больше половины россиян в 2015 году стали жить хуже. Пришлось сократить расходы на продукты питания. Так, 80 процентов опрошенных урезали траты на дорогие мясные продукты. Экономят на рыбе и морепродуктах, чае и кофе, яйцах, растительном масле, молоке и молочной продукции. А вот хлеба покупают больше, что присуще кризисным временам.
В целом оборот торговли продуктами питания в России с января по ноябрь 2015-го упал почти на 9 процентов. Причем, по данным Росстата, к концу года падение ускорилось, достигнув в ноябре 11,5 процента. По словам старшего директора отдела исследований Cushman & Wakefield Татьяны Дивиной, процесс адаптации потребителей к новым экономическим реалиям способствовал развитию сетевых дискаунтеров, в особенности продуктовых операторов.
«Изменение в покупательском поведении, переход на более дешевые товары увеличил обороты сетевых дискаунтеров, таких как "Пятёрочка", "Дикси" и "Магнит"», — сообщила она в интервью «Ведомостям». Европейская сеть дискаунтеров Euroshop заявила о выходе на российский рынок через франшизу саратовской компании.
Но наблюдается и обратное — замораживание бизнес-планов ретейлеров. Так, было приостановлено развитие сети супер- и гипермаркетов Prisma. Германская Tengelmann Group, планировавшая развивать в России сеть демократичных продовольственных магазинов под брендом Plus, сообщила о приостановке подготовки к выходу на российский рынок.
В целом, отмечают эксперты, в сегменте продовольственного сетевого ретейла активность игроков сегодня умеренная, компании в основном занимаются оптимизацией стратегий, а также ищут для себя привлекательные локации, зачастую взамен других, недостаточно успешных.
С непродовольственными товарами дела обстоят намного хуже — большинству россиян пришлось отказаться от тех или иных традиционных покупок. В результате оборот торговли непродовольственными товарами с января по ноябрь упал на 9,7 процента, за ноябрь — на все 15.
Пострадал даже самый стабильный сегмент — электроники и бытовой техники. За 9 месяцев 2015 года продажи соответствующих товаров в штуках упали на четверть. А цены, по данным компании GfK, с января по сентябрь выросли на 19 процентов. Поэтому снижение объема продаж в рублях менее существенное, нежели в штуках, — всего 6 процентов. Причем рынок электроники падал даже в канун новогодних праздников.
Понятно, что это не могло не сказаться на финансовом положении продавцов. Многие провели оптимизацию затрат: сократили площади, отказались от нерентабельных торговых точек. Интернет-магазин Enter осенью закрыл весь свой офлайновый бизнес. Не все ретейлеры пережили этот год: ушли с рынка сети бытовой техники и электроники «Телемакс», «Белый ветер», «Киберри», а также сеть косметики и бытовой химии «Ол!Гуд».
Девальвация и спад спроса сказались и на бизнесе иностранцев — в ноябре финский ретейлер Stockmann сообщил о продаже своих российских торговых центров, а японская корпорация Toshiba прекратила торговлю потребительской электроникой и кухонной техникой.
Падение рубля заставило уйти с рынка продавцов одежды и обуви среднеценового сегмента, среди них — бренды Desigual, American Eagle Outfitters, New Look, Esprit, OVS и River Island.
Если от кризиса кто и выигрывает, то это онлайн-торговцы. Из-за подорожания товаров в магазинах все больше потребителей предпочитают покупать товары в интернете, где они зачастую дешевле. По данным исследования Gfk и «Яндекс.Маркета», за 10 месяцев текущего года онлайн-продажи товаров повседневного спроса выросли на 54 процентов по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, а бытовой техники — на 13 процентов.
А основными выгодоприобретателями от этого стали… иностранцы. Точнее, зарубежные площадки, на которые приходится треть общего числа приобретений через интернет. В некоторых сегментах доля зарубежных покупок гораздо выше, например, в категории «одежда и обувь» — почти 50 процентов.
Путешествия и турпоездки — та статья расходов, от которой отказываются в кризис в первую очередь. Желающих отдыхать за границей с каждым новым витком девальвации становилось все меньше.
В дело вмешалась и политика: 2015 год ознаменовался сразу несколькими событиями, сильно ударившими по выездному турпотоку. В первую очередь это крушение пассажирского лайнера «Когалымавиа» с россиянами на борту в небе над Синаем и уничтожение турецкими ВВС российского бомбардировщика. Под запретом оказался Египет, вскоре та же судьба постигла Турцию. В сумме они принимали больше половины всего выездного турпотока, это примерно 6 миллионов отдыхающих из России ежегодно. За счет этих двух направлений и жили все крупнейшие туроператоры.
Как сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, снижение количества игроков на рынке выездного туризма превзошло худшие прогнозы экспертов: вместо предполагаемых 30-50 процентов этот сектор покинули 70 процентов участников рынка. Обошлось, правда, без громких банкротств и брошенных на произвол судьбы туристов, поскольку в основном уходили средние и мелкие компании. Приостановка работы крупных операторов с турецким капиталом также не привела к коллапсу — вопреки ожиданиям.
Однако спад выездного туризма сказался и на других сегментах рынка. По данным Росавиации, за ноябрь 2015-го объем пассажиропотока Московского авиационного узла снизился на 18 процентов. По словам Майи Ломидзе, Московский авиаузел, объединяющий столичные аэропорты, оставался лидером по объему авиаперевозок на протяжении многих лет, и былые кризисы отражались на нем незначительно. Но теперь все иначе, и столь резкое снижение — серьезный индикатор состояния авиаотрасли.
Сложные времена переживают авиакомпании, страдающие от снижения платежеспособности населения, кризиса в туристической отрасли и падения деловой активности.
За десять месяцев прошлого года пассажирооборот в отрасли снизился на 3,8 процента, а перевозки пассажиров немного выросли — на 0,5 процента, упав при этом на международных рейсах на 13,9 процентов. Внутренние перевозки, всегда отличавшиеся низкой маржинальностью, не в состоянии компенсировать компаниям потери от падения зарубежного трафика.
Еще в начале февраля Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющая крупнейших перевозчиков страны, обратилась с письмом к вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Авиакомпании пожаловались на большие убытки по итогам 2014 года и предложили ряд мер для поддержки отрасли. Средства на это выделили, крупные госгарантии под кредиты в банках предоставляли и отдельным игрокам.
Однако это не спасло вторую по размерам авиакомпанию страны — «Трансаэро», услугами которой ежегодно пользовались 12-13 миллионов человек. Главная причина краха «Трансаэро» — долги на фоне сильной девальвации рубля. Большая часть авиапарка из 106 самолетов была приобретена в лизинг, а резкое ослабление рубля сделало непосильными лизинговые валютные платежи.
Кроме того, из-за сокращения пассажиропотока на международных линиях несколько иностранных авиакомпаний прекратили полеты в Россию. Среди них — гонгконгская Cathay Pacific, тайская Thai Airways, французская Aigle Azur, австрийская бюджетная авиакомпания Niki и одна из крупнейших американских авиакомпаний Delta Air Lines. В январе приостанавливает полеты Air Berlin. Сократили количество рейсов или отменили их немецкая Lufthansa, ее «дочка»-лоукостер Germanwings, британский лоукостер Easyjet, чешская Czech Airlines, финская Finnair, израильская El Al, эмиратская Flydubai.
Оставшимся на рынке компаниям приходится подстраиваться под новые реалии и сокращать маршрутную сеть. В то же время сами россияне, похоже, уже не планируют скорый отпуск на заграничных морях, а предпочитают копить на покупки. Ведь 2016-й, по мнению экспертов, не будет легче 2015-го, а может выдаться и более сложным: тренд цен на нефть не внушает оптимизма, а санкции останутся с нами надолго.