Мягкая посадка в Океане Бурь

50 лет назад советская автоматическая станция совершила посадку на Луну

Автоматическая межпланетная станция «Луна-9»
Автоматическая межпланетная станция «Луна-9»
Фото: Александр Моклецов / РИА Новости

3 февраля 1966 года впервые в истории мировой космонавтики советская автоматическая станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на Луну. Этому достижению предшествовали почти 10 лет тяжелой работы, открытий, неудач, разочарований, находок и побед. Вот как это было.

Кто-то скажет, что «Луна-9» — это лишь один шаг в истории освоения космического пространства, и будет прав. Но таков путь познания: step by step, идти от одного достижения к другому. И каждый шаг на этом пути — огромная победа. И за каждым стоит огромный труд, а зачастую и подвиг.

Советская лунная программа родилась осенью 1957 года. Мир только узнал русское слово «спутник», и коллектив Сергея Королева — тогда еще даже не академика, а главного конструктора ОКБ-1 — искал новые пути в космос. Околоземную орбиту наши аппараты покорили, встал вопрос о следующих шагах. Было выделено два направления. Первое, это дальнейшее развитие программы автоматических станций и как новый рубеж — освоение ближайшего космического объекта Луны. Второе направление было связано с пилотируемой космонавтикой, но эта программа еще только готовилась. Официально она начнется в январе 1959 года.

Первая цель лунной программы была сформулирована скромно: «попасть в Луну». То есть создать аппарат, способный добраться до ее поверхности. Одновременно решались политические задачи — куда же в те годы без них.

Для доказательства приоритета социалистического образа жизни нужно было сделать так, чтобы никто в мире не мог усомниться, что советская станция действительно побывала на Луне. Варианты предлагались разные, от окрашивания поверхности в яркий цвет до взрыва ядерной бомбы. В итоге был принят проект академика Владимира Котельникова, основанный на радиосигналах с поверхности Луны и фотографировании обратной стороны объекта, с Земли недоступной. Котельников же предложил примерный вариант спускаемого аппарата, который в перспективе сможет передвигаться по лунной поверхности.

Но это в будущем, а пока нужно было построить ракету, способную развить вторую космическую скорость (чтобы уйти с околоземной орбиты) и доставить объект по назначению, а также создать автоматическую лунную станцию.

На решение этих задач ушло несколько лет. Первый более или менее удачный запуск состоялся 2 января 1959 года. Правда, отправленная с Байконура станция в Луну не попала: промахнулись на 6000 километров. Но, главное, она ушла с земной орбиты, не потеряв при этом связь, и таким образом, став первым искусственным спутником Солнца. Об этом полете было официально объявлено как о выдающемся успехе (о предшествующих пяти неудачных запусках предпочитали молчать), а аппарат получил официальное название «Луна-1».

14 сентября того же года спускаемый аппарат наконец достиг поверхности Луны в районе моря Дождей. Самостоятельной двигательной установки он не имел и грохнулся о поверхность, но некоторые измерительные приборы все же смогли передать немаловажную информацию. А главное, на небесное тело был доставлен вымпел с серпом и молотом!

Уже через три дня Никита Сергеевич Хрущев с едва скрываемым удовольствием дарил копию вымпела американскому президенту Дуайту Эйзенхауэру. Кстати, этот «щелчок по носу» дал новый импульс развитию мировой космонавтики — американское правительство немедленно выделило огромные средства на разработку собственной лунной программы, а ровно 10 лет спустя нога первого человека коснулась поверхности Луны…

Ну а советским конструкторам теперь предстоял следующий шаг — разработка технологии прилунения и аппарата, способного совершить мягкую посадку. Понятно, что никто и никогда ничего подобного не делал и трудно даже представить, сколь непредсказуем и тернист был путь первопроходцев. Лишь спустя шесть долгих лет ученые и техники смогли решить поставленную перед ними задачу. Основным разработчиком оставалось ОКБ-1, контроль осуществлял заместитель Королева Константин Бушуев, а непосредственно лунной станцией занимались в секторе Глеба Максимова. Программа работ по мягкой посадке на Луну получила обозначение Е-6.

Полет к Луне и посадку предполагалось осуществить по уже частично отработанной схеме. На первом этапе ракета-носитель «Молния» с космодрома Байконур выводила аппарат вместе с разгонным блоком на околоземную орбиту. В нужный момент (примерно над Гвинейским заливом) должен был включаться разгонный блок, станции сообщалась вторая космическая скорость, и она ложилась на траекторию полета к Луне. До этого момента все было опробовано, а вот дальше начиналось неизведанное. На последнем этапе станция должна была резко затормозить и осуществить мягкую посадку на Луне. На поверхность должен был опуститься аппарат с научным оборудованием, который еще предстояло создать.

Задача стояла трудная, да еще и политика смешивала ученым карты. Так, в марте 1962 года, когда в ОКБ-1 только приступали к сборке первого опытного образца, ЦК КПСС и Совмин установили собственный точный срок начала пусков по программе — 1963 год. Партийным лидерам казалось, что так они ускоряют процесс, на самом деле, они лишь нервировали ученых и вынуждали их торопиться. А спешка в столь сложном деле, понятно, до добра не доводит.

Первый пуск проекта Е-6 был осуществлен 4 января 1963 года и закончился полной неудачей. Причиной стал отказ запуска двигателей разгонного блока «Л». Станция осталась на околоземной орбите, работать с ней было невозможно, и спустя несколько дней она сгорела в плотных слоях земной атмосферы. Уже через месяц следующая попытка — и опять неудача: ракета-носитель отклонилась от заданного курса, третья ступень вместе с неотделившейся четвертой и лунной станцией вошла в атмосферу и упала где-то в районе Гавайских островов к изумлению местных жителей. Третья попытка 1963 года состоялась в апреле. На сей раз разгонный блок включился, и ракета ушла к Луне, но…промахнулась на восемь с половиной тысяч километров. Подвела система астрокоррекции.

Забавно, что наблюдатели всего мира регулярно фиксировали в тот год появление на околоземной орбите загадочных объектов и даже догадывались, что они собой представляли. Но официально Советский Союз ничего не признавал. Лишь в 1990-е этот «секрет Полишинеля» перестал быть гостайной.

После трех подряд провалов наступил почти годовой перерыв, вызванный необходимостью разобраться в неудачах. Поднимался даже вопрос о закрытии проекта, но ученым его удалось спасти.

Следующая попытка была предпринята в марте 1964 года, как обычно, с Байконура. Все закончилось быстро — на третьей ступени не открылся главный кислородный клапан, и ракета вместе с лунной станцией упала где-то в Сибири.

Через месяц станция стартовала в пятый раз, и вновь, как и во время первого пуска, подвел разгонный блок. Уже бесполезным куском металла станция покрутилась на околоземной орбите, «зарылась» в земную атмосферу и в ней сгорела.

И вновь наступил перерыв длиною в год, и снова встал вопрос о целесообразности программы. По счастью, скорый на расправу Никита Хрущев в этот момент был отлучен от власти, и Королеву удалось спасти проект. Но неудачи на этом не прекратились.

Март 1965-го — отказ разгонного блока, ракета снова сгорает в атмосфере. Апрель — отказ третьей ступени, остатки ракеты и станции тонут в Тихом океане. 9 мая — в День Победы — ракета уходит к Луне, о чем на весь мир заявляет уполномоченный ТАСС. Через три дня станция достигла цели, но что-то не сработало в системе торможения, и аппарат разбился о поверхность. Но, хоть что-то, хоть «в Луну попали»…

Июнь — станция ушла с орбиты в штатном режиме, но отклонилась от траектории и пролетела в 160 тысячах километров от цели. Сентябрь — ракета вообще не ушла со старта. Система защиты сигнализировала о неисправности. Пришлось топливо слить, ракету со старта снять, запуск перенести на месяц. Октябрь — старт был приурочен к восьмилетию полета первого спутника — все шло хорошо, но мягкой посадки опять не случилось, станция разбилась. Декабрь — то же самое. Опять осечка на последнем этапе.

Семнадцать запусков, и лишь один можно назвать удачным. А ведь за каждым стартом и каждой осечкой стояли часы тягостных раздумий и переживаний, миллионы потраченных рублей, походы на ковер, уйма нервов…

В 1965 году по настоянию Королева лунная программа была передана из его СКБ-1 в КБ имени Лавочкина, которым руководил молодой конструктор Георгий Бабакин. Представьте, какой уровень осознания задачи был у великого Королева: он понимал, что его команда зашла в тупик, и сам настоял на передаче всех наработок конкурентам. И это сработало. Свежим взглядом удалось найти слабое звено, и первая в истории мягкая посадка состоялась. Жаль, главный идеолог полетов на Луну Сергей Павлович Королев до нее не дожил — он умер 16 января 1966 года…

А через две недели, 31 января 1966 года, с Байконура стартовала станция «Луна-9». О том, что именно ей придется сыграть историческую роль, конечно же, никто не догадывался. Тем более что в первоначальной документации ОКБ-1 эта лунная станция значилась под неоднозначным номером 13. Это уже в КБ имени Лавочкина его изменили на заводской номер «202». Но участники тех событий не раз вспоминали, как всем хотелось, чтобы именно в этот момент все прошло штатно — в память о Королеве.

«Луна-9» состояла из спускаемого аппарата (автоматической лунной станции — АЛС) массой около 100 килограммов, предназначенного для работы на поверхности Луны, отсеков с аппаратурой систем управления, системы астроориентации, радиосистем и двигательной установки для коррекции и торможения перед посадкой. Общая масса межпланетной станции после отделения от разгонной ступени ракеты-носителя составила 1583 килограмма.

В состав спускаемого аппарата (АЛС) входил герметичный приборный отсек, в котором были размещены телевизионная аппаратура, аппаратура радиосвязи, программно-временное устройство, научная аппаратура, системы энергопитания и терморегулирования. Приборный отсек был оснащен надувными амортизаторами, четырьмя откидывающимися антеннами и другим оборудованием.

На высоте 75 километров от поверхности Луны (за 48 секунд до посадки) была включена двигательная установка, которая погасила скорость снижения с 2600 метров в секунду до всего нескольких метров. Одновременно был высвобожден ленточный датчик-щуп длиной пять метров, который при соприкосновении с лунной поверхностью выдал команду на отстрел собственно лунной станции. Все сработало идеально, и АЛС аккуратно легла на грунт. Посадка была осуществлена 3 февраля 1966 года в 18:45 в Океане Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марий, в точке с координатами 7 градусов 8 минут северной широты и 64 градуса 22 минуты западной долготы.

Через 4 минуты 10 секунд после посадки произошел сброс амортизационных баллонов, раскрылись лепестковые антенны, выравнивавшие станцию на лунной поверхности и начался первый в мире сеанс радиосвязи с аппаратом, находящимся на поверхности другого небесного тела. По команде с Земли была включена телевизионная камера. В период до 6 февраля было проведено семь сеансов связи со спускаемым аппаратом общей продолжительностью более восьми часов. На Землю были переданы первые в мире панорамы лунной поверхности, полученные при различных высотах Солнца над горизонтом. Это был триумф советской космонавтики и высшая награда за терпение всем, кто принимал участие в создании станции. И тем, кто не дожил до этого успеха.

Обсудить
Бирманские солдаты на руинах сожженного дома в столице штата РакхайнВас здесь не стояло
Из-за чего власти Мьянмы конфликтуют с мусульманами-рохинджа
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
Франсуа ФийонПравый друг
«Пророссийский кандидат» Франсуа Фийон — фаворит президентской гонки во Франции
Пекин«Все меньше остается от старого Пекина»
Как меняется жизнь китайской столицы при Си Цзиньпине
В угол за угон
Когда детям становится скучно, они угоняют настоящие машины
Пикник на обочине
Испытываем «арктические» пикапы Toyota Hilux, у которых 10 колес на двоих
Тест: у каких малолитражек суперкары воруют фонари
Сможете ли вы узнать автомобиль по задней светотехнике
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Халявщики и партнеры
Застройщики и банки шокируют заемщиков ипотечными условиями
Горите в аду
Получить имущество по наследству становится все труднее
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи