Украина вновь играет в «гражданскую блокаду». На сей раз активисты запрещенной в России экстремистской группировки «Правый сектор» совместно с националистической партией «Свобода» не дают проходу российским фурам в западных областях страны. Акция стартовала в Закарпатье 11 февраля, а на следующий день охватила еще несколько регионов. В ночь на воскресенье, 14 февраля, к протестным действиям присоединились также националисты в Ровненской области, заблокировавшие движение в сторону Белоруссии. «Лента.ру» пытается понять, как могут развиваться события дальше.
После вступления в силу соглашения об ассоциации Украины и ЕС с 1 января 2016 года Россия вынуждена была ввести новый режим транзита украинских товаров через свою территорию. По указу президента России Владимира Путина, такой транзит должен осуществляться только при выполнении определенных условий, в частности товар следует транспортировать в опломбированных грузовых отсеках.
То, что Москва примет все меры для пресечения контрабанды евротоваров с Украины, Киев предупреждали весь подготовительный период «евроассоциации». Но уже 4 января правительство Украины запаниковало. «Режим не работает, товары не проходят, товары возвращаются, транзита сейчас нет», — заявила заместитель министра экономического развития и торговли, торговый представитель Украины Наталья Микольская.
Это новая война — транзитная, констатировали в Киеве, добавив, что ограничение на транзит через свою территорию — «самое худшее, что может сделать государство, поскольку ставятся под угрозу интересы третьих стран». «Режим транзита — это священная корова для ВТО», — резюмировали в украинском кабмине, косвенно признав, что до последнего не верили в реальность российских предупреждений.
Экономические потери для Украины довольно существенные. И понятно, что никто в ЕС компенсировать их не собирается. Бывший глава Нацбанка страны, бывший первый вице-премьер Сергей Арбузов приводит такие данные: объем экспорта украинских товаров в страны Средней Азии, Азербайджан и Монголию через Россию в 2013 году достигал четырех миллиардов долларов, в 2015-м этот показатель — 1,5 миллиарда.
Комплексные потери от запрета транзита по территории России могут составить 570 миллионов долларов в год. И Украина пытается нанести России ответный транзитный удар. В середине января в максимально торжественной обстановке из Одесской области был отправлен пробный контейнерный поезд в обход России — через Грузию, Азербайджан, Казахстан и далее в Китай, по новому направлению «шелкового пути». Хотели как лучше, но получился анекдот — поезд потерялся в Казахстане.
В итоге состав опоздал на двое суток. Экономический эффект предприятия весьма сомнителен — как подсчитали эксперты, цена перевозки с Украины через территорию России одного сорокафутового контейнера до станции Достык на границе Казахстана и Китая — 3900 долларов, а по маршруту экспериментального поезда — 7950 долларов, то есть фактически в два раза дороже. Кроме того, сухопутный путь через территорию России более быстрый и безопасный: пробный поезд на морском этапе угодил в шторм, который пришлось пережидать в болгарской Варне.
Разумеется, все это не помешало украинской власти громко объявить об очередной «перемоге». Однако понимая реальное положение дел, в Киеве ломали голову, как сделать Россию более сговорчивой. В результате выбрали уже опробованный в Крыму вариант — «гражданская блокада». Закарпатье, Львов, а далее везде.
О том, что некие активисты организовали акцию по блокированию российских грузовиков на въездах в Закарпатскую область Украины, стало известно 11 февраля. Объясняли, что протест — инициатива нескольких десятков человек, среди которых участники АТО (так в Киеве называют силовую операцию в Донбассе), волонтеры и «просто неравнодушные граждане».
Однако скоро выяснилось, что основная роль здесь принадлежит натренированным в таких проектах экстремистам из «Правого сектора». Очень быстро на трассе Киев — Чоп вблизи села Нижние Ворота (граница Закарпатской и Львовской областей) возник полноценный военный блокпост. К «неравнодушным гражданам» присоединилась и партия «Свобода».
Эта подзабытая на всеукраинском уровне и в Киеве националистическая политическая сила после недавних местных выборов неплохо представлена в региональных органах власти Западной Украины, что развязывает ее сторонникам руки для подобных акций. К 12 февраля российские грузовики при одобрительном молчании официального Киева блокировались уже в пяти регионах — в Закарпатье, Львовской, Ивано-Франковской, Ровненской и Волынской областях.
Акция получила название — «Медвежья блокада». У экстремистов заработала своя разведка. «Нам по рации передают о приближении грузовика из России, мы выходим на пешеходный переход и блокируем движение», — поделился технологией «гражданской блокады» депутат одного из райсоветов Львовской области Марьян Берездецкий. Точных данных о количестве задержанных фур нет. Известно, что днем 12 февраля только в Закарпатье блокировали около 50 грузовиков с российскими номерами. Фуры, заезжавшие на Украину из Европы, экстремисты пропускали с условием: «заправляйтесь здесь, оставляйте деньги, проезжайте и главное — не возвращайтесь».
Первым из чиновников высокого уровня блокаду поддержал одиозный губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль. Тот самый Москаль, который не стеснялся в выражениях в адрес «Правого сектора» после печально известного инцидента со стрельбой в закарпатском городке Мукачево летом 2015 года. Сейчас он на стороне экстремистов. «Общественные активисты выражают свою позицию, на которую имеют право… Если поляки не пускают российские фуры через свою территорию, если Россия не пускает к себе украинские товары, вводит ограничения на въезд наших граждан, то Украина должна действовать адекватно», — заявил губернатор. Он готовит официальное обращение в правительство Украины, чтобы там «как можно оперативнее сформировали позицию по этому поводу и оформили ее в виде нормативно-правовых актов». С Москвой у Москаля личные счеты: чиновнику, руководившему подконтрольной Киеву частью Луганской области в момент начала АТО, запрещен въезд в Россию.
Куда резче высказывается лидер «Свободы» Олег Тягнибок, в определенном смысле олицетворяющий местные власти на Западной Украине. «Украина, против которой Москва ведет войну, спокойно позволяет стране-агрессору пользоваться нашей территорией и разбивать наши дороги… Правительство! Хватит демагогию разводить — перед отставкой хоть доброе дело сделайте: немедленно прекращайте транзит московских фур… Хватит закрывать глаза на проблему, подыгрывая Кремлю и кормя оккупанта», — призвал он.
В Киеве, как и в истории с торговой блокадой Крыма, с комментариями не торопятся. Есть лишь информация из Министерства инфраструктуры. Первое: МВД, МИД, министерству инфраструктуры и Минэкономики в пределах их полномочий до 15 февраля поручено «выработать решение» по ситуации. Второе: надо учитывать при этом, что Киев и Москва ранее обменялись временными квотами разрешений на транзитные грузоперевозки, так что российские фуры используют данный маршрут вполне законно.
Первые лица ситуацию пока «не замечают». Надо отметить, что так называемая «гражданская блокада» выгодна почти всем на Украине, поэтому, можно не сомневаться, сейчас был «пробный шар» и продолжение последует. Президент Порошенко рассчитывает получить в свои руки дополнительный рычаг для переговоров с российской стороной, чтобы поторговаться об условиях транзита и других насущных вопросах.
Экстремисты из «Правого сектора» и «Свободы» наконец-то нашли чем заняться, да и пиар на всеукраинском уровне не помешает. Правительство Яценюка тоже найдет способ получить бонусы. Обращая внимание на внешнеполитический контекст, нельзя забывать, что проблема исходит из российско-польского конфликта. Варшаве действия Киева тоже выгодны — для усиления собственных переговорных позиций. В минусе же, как всегда на Украине, обычные люди. Местные дальнобойщики и хозяева фур почти сразу начали просить прекратить блокаду, поскольку понимали, что российский ответ неизбежен.
Ближе к вечеру 14 февраля Россия в ответ на незаконное блокирование российских грузовиков приостановила движение зарегистрированных на Украине фур. Сообщение об этом появилось на сайте Минтранса. Как указали в ведомстве, до настоящего времени Киев не принял мер, направленных на пресечение противоправных действий для обеспечения беспрепятственного движения российских грузовых транспортных средств. В свою очередь Киев инициировал консультации с Еврокомиссией и странами ЕС о транзите российских грузов по украинской территории. Также известно, что ситуация со взаимным блокированием грузовых автоперевозок между Россией и Украиной будет рассматриваться на заседании кабинета министров Украины 15 февраля.