Фура-патриоты

Зачем украинские экстремисты втягивают Россию в «транзитную войну»

Украина вновь играет в «гражданскую блокаду». На сей раз активисты запрещенной в России экстремистской группировки «Правый сектор» совместно с националистической партией «Свобода» не дают проходу российским фурам в западных областях страны. Акция стартовала в Закарпатье 11 февраля, а на следующий день охватила еще несколько регионов. В ночь на воскресенье, 14 февраля, к протестным действиям присоединились также националисты в Ровненской области, заблокировавшие движение в сторону Белоруссии. «Лента.ру» пытается понять, как могут развиваться события дальше.

Транзитная история

После вступления в силу соглашения об ассоциации Украины и ЕС с 1 января 2016 года Россия вынуждена была ввести новый режим транзита украинских товаров через свою территорию. По указу президента России Владимира Путина, такой транзит должен осуществляться только при выполнении определенных условий, в частности товар следует транспортировать в опломбированных грузовых отсеках.

То, что Москва примет все меры для пресечения контрабанды евротоваров с Украины, Киев предупреждали весь подготовительный период «евроассоциации». Но уже 4 января правительство Украины запаниковало. «Режим не работает, товары не проходят, товары возвращаются, транзита сейчас нет», — заявила заместитель министра экономического развития и торговли, торговый представитель Украины Наталья Микольская.

Это новая война — транзитная, констатировали в Киеве, добавив, что ограничение на транзит через свою территорию — «самое худшее, что может сделать государство, поскольку ставятся под угрозу интересы третьих стран». «Режим транзита — это священная корова для ВТО», — резюмировали в украинском кабмине, косвенно признав, что до последнего не верили в реальность российских предупреждений.

Экономические потери для Украины довольно существенные. И понятно, что никто в ЕС компенсировать их не собирается. Бывший глава Нацбанка страны, бывший первый вице-премьер Сергей Арбузов приводит такие данные: объем экспорта украинских товаров в страны Средней Азии, Азербайджан и Монголию через Россию в 2013 году достигал четырех миллиардов долларов, в 2015-м этот показатель — 1,5 миллиарда.

Комплексные потери от запрета транзита по территории России могут составить 570 миллионов долларов в год. И Украина пытается нанести России ответный транзитный удар. В середине января в максимально торжественной обстановке из Одесской области был отправлен пробный контейнерный поезд в обход России — через Грузию, Азербайджан, Казахстан и далее в Китай, по новому направлению «шелкового пути». Хотели как лучше, но получился анекдот — поезд потерялся в Казахстане.

В итоге состав опоздал на двое суток. Экономический эффект предприятия весьма сомнителен — как подсчитали эксперты, цена перевозки с Украины через территорию России одного сорокафутового контейнера до станции Достык на границе Казахстана и Китая — 3900 долларов, а по маршруту экспериментального поезда — 7950 долларов, то есть фактически в два раза дороже. Кроме того, сухопутный путь через территорию России более быстрый и безопасный: пробный поезд на морском этапе угодил в шторм, который пришлось пережидать в болгарской Варне.

«Просто неравнодушные граждане»

Разумеется, все это не помешало украинской власти громко объявить об очередной «перемоге». Однако понимая реальное положение дел, в Киеве ломали голову, как сделать Россию более сговорчивой. В результате выбрали уже опробованный в Крыму вариант — «гражданская блокада». Закарпатье, Львов, а далее везде.

О том, что некие активисты организовали акцию по блокированию российских грузовиков на въездах в Закарпатскую область Украины, стало известно 11 февраля. Объясняли, что протест — инициатива нескольких десятков человек, среди которых участники АТО (так в Киеве называют силовую операцию в Донбассе), волонтеры и «просто неравнодушные граждане».

Однако скоро выяснилось, что основная роль здесь принадлежит натренированным в таких проектах экстремистам из «Правого сектора». Очень быстро на трассе Киев — Чоп вблизи села Нижние Ворота (граница Закарпатской и Львовской областей) возник полноценный военный блокпост. К «неравнодушным гражданам» присоединилась и партия «Свобода».

Эта подзабытая на всеукраинском уровне и в Киеве националистическая политическая сила после недавних местных выборов неплохо представлена в региональных органах власти Западной Украины, что развязывает ее сторонникам руки для подобных акций. К 12 февраля российские грузовики при одобрительном молчании официального Киева блокировались уже в пяти регионах — в Закарпатье, Львовской, Ивано-Франковской, Ровненской и Волынской областях.

Акция получила название — «Медвежья блокада». У экстремистов заработала своя разведка. «Нам по рации передают о приближении грузовика из России, мы выходим на пешеходный переход и блокируем движение», — поделился технологией «гражданской блокады» депутат одного из райсоветов Львовской области Марьян Берездецкий. Точных данных о количестве задержанных фур нет. Известно, что днем 12 февраля только в Закарпатье блокировали около 50 грузовиков с российскими номерами. Фуры, заезжавшие на Украину из Европы, экстремисты пропускали с условием: «заправляйтесь здесь, оставляйте деньги, проезжайте и главное — не возвращайтесь».

Реакция властей

Первым из чиновников высокого уровня блокаду поддержал одиозный губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль. Тот самый Москаль, который не стеснялся в выражениях в адрес «Правого сектора» после печально известного инцидента со стрельбой в закарпатском городке Мукачево летом 2015 года. Сейчас он на стороне экстремистов. «Общественные активисты выражают свою позицию, на которую имеют право… Если поляки не пускают российские фуры через свою территорию, если Россия не пускает к себе украинские товары, вводит ограничения на въезд наших граждан, то Украина должна действовать адекватно», — заявил губернатор. Он готовит официальное обращение в правительство Украины, чтобы там «как можно оперативнее сформировали позицию по этому поводу и оформили ее в виде нормативно-правовых актов». С Москвой у Москаля личные счеты: чиновнику, руководившему подконтрольной Киеву частью Луганской области в момент начала АТО, запрещен въезд в Россию.

Куда резче высказывается лидер «Свободы» Олег Тягнибок, в определенном смысле олицетворяющий местные власти на Западной Украине. «Украина, против которой Москва ведет войну, спокойно позволяет стране-агрессору пользоваться нашей территорией и разбивать наши дороги… Правительство! Хватит демагогию разводить — перед отставкой хоть доброе дело сделайте: немедленно прекращайте транзит московских фур… Хватит закрывать глаза на проблему, подыгрывая Кремлю и кормя оккупанта», — призвал он.

В Киеве, как и в истории с торговой блокадой Крыма, с комментариями не торопятся. Есть лишь информация из Министерства инфраструктуры. Первое: МВД, МИД, министерству инфраструктуры и Минэкономики в пределах их полномочий до 15 февраля поручено «выработать решение» по ситуации. Второе: надо учитывать при этом, что Киев и Москва ранее обменялись временными квотами разрешений на транзитные грузоперевозки, так что российские фуры используют данный маршрут вполне законно.

Первые лица ситуацию пока «не замечают». Надо отметить, что так называемая «гражданская блокада» выгодна почти всем на Украине, поэтому, можно не сомневаться, сейчас был «пробный шар» и продолжение последует. Президент Порошенко рассчитывает получить в свои руки дополнительный рычаг для переговоров с российской стороной, чтобы поторговаться об условиях транзита и других насущных вопросах.

Экстремисты из «Правого сектора» и «Свободы» наконец-то нашли чем заняться, да и пиар на всеукраинском уровне не помешает. Правительство Яценюка тоже найдет способ получить бонусы. Обращая внимание на внешнеполитический контекст, нельзя забывать, что проблема исходит из российско-польского конфликта. Варшаве действия Киева тоже выгодны — для усиления собственных переговорных позиций. В минусе же, как всегда на Украине, обычные люди. Местные дальнобойщики и хозяева фур почти сразу начали просить прекратить блокаду, поскольку понимали, что российский ответ неизбежен.

Ближе к вечеру 14 февраля Россия в ответ на незаконное блокирование российских грузовиков приостановила движение зарегистрированных на Украине фур. Сообщение об этом появилось на сайте Минтранса. Как указали в ведомстве, до настоящего времени Киев не принял мер, направленных на пресечение противоправных действий для обеспечения беспрепятственного движения российских грузовых транспортных средств. В свою очередь Киев инициировал консультации с Еврокомиссией и странами ЕС о транзите российских грузов по украинской территории. Также известно, что ситуация со взаимным блокированием грузовых автоперевозок между Россией и Украиной будет рассматриваться на заседании кабинета министров Украины 15 февраля.

Обсудить
Джихад с пеленок
Мир не знает, что делать с детьми, воспитанными «Исламским государством»
Останки Карлоса КастаньоРоман с кокаином
В Колумбии ультраправые наркокартели невероятно жестоко расправляются с леваками
Дональд ТрампНесвобода вместо свободы
Что стоит за новым охлаждением отношений США и Кубы
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Ни поплавать, ни поездить
Самые странные санкции и неожиданные проблемы из-за них
A Coptic Orthodox priest uses his iPhone before conducting a prayer for the relatives of the victims who died after Saturday's bomb attack, in a house in Alexandria January 3, 2011. The bomb killed 21 people outside a Coptic Orthodox Christian church early on New Year's Day and a security source said seven people have been held for questioning. REUTERS/Asmaa Waguih (EGYPT - Tags: RELIGION CIVIL UNREST IMAGES OF THE DAYТелефон Иисуса
Какими правдами и неправдами Apple заставила людей покупать iPhone
Лунный корабль Л3 (в головной части) на пути к спутнику Земли (в представлении художника)Дорого и сердито
Украина распродает Китаю советские лунные технологии
На поверхности Венеры (в представлении художника)Русская планета
Объяснены аномальные результаты советской миссии к Венере
Рыбку жалко
Раскрыта причина вымирания гигантских морских чудовищ
«Украина — священная земля»
Певица Луна о музыкальной революции в Киеве и нежелании жить как Эми Уайнхаус
Труба и архангелы
Ради чего стоит поехать на фестиваль «Усадьба Jazz»
Вим Вендерс«Я по нотам не читаю»
Вим Вендерс о том, зачем в 71 год поставил свою первую оперу
Одинокая ведьма желает познакомиться
ММКФ-2017: женские чары и мужские неврозы в американском независимом кино
Летнего позитива пост
Самые популярные снимки Instagram за июнь
Подвинься, миллениал
Пессимистичные оптимисты: что мы знаем о поколении иксенниалов?
Девушка с веслом
Как мужчина оказался первой женщиной-гондольером в Венеции
 reaches up to the sky during the summer solstice at Stonehenge, near Salisbury in England, Tuesday, June 21, 2011. The ancient stone circle of Stonehenge is a World Heritage Site erected between approximately 3000BC and 1600BC and despite years of research the reason behind its construction remains a mystery. The summer solstice in the northern hemisphere occurs annually on June 21 and is the time at which the sun is at its northernmost point in the sky.Меч и мотоцикл
Зачем тысячи ведьм и друидов собрались возле Стоунхенджа
Тест УАЗ Пикап, VW Amarok и Fiat Fullback
Маленький триумф больших машин, или странное путешествие к странному озеру
Ралли старинных машин
Фотографии с московской гонки классических автомобилей
Тюнинг бюджетных тачек
У вас «Логан»? Не отчаивайтесь — и его можно сделать очень крутым
5 фактов об универсале Lada Vesta
Все, что пока известно о двух новых модификациях «Весты»
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе