Джамбул освобожденный

Почему в Казахстане отрицают межэтнические конфликты

После столкновений между этническими казахами и турками в ауле Бурыл Джамбульской (Жамбылской) области Казахстана власти страны пошли навстречу участникам беспорядков. Семью турецкого юноши, заподозренного в убийстве, выселили из поселка. Раньше в ходе межэтнических конфликтов государство точно так же отступало перед национализмом «народных масс». И точно так же, как и раньше, ближайший союзник России в Центральной Азии продолжает отрицать, что на территории республики имеют место межэтнические конфликты.

Диаспору заставили извиниться

Произошедшие 16 февраля в селе Бурыл (Ровное) Джамбульской области Казахстана столкновения имели все признаки межэтнического конфликта. Беспорядки начались после того, как 15 февраля в одном из домов поселка нашли тело пятилетнего казахского мальчика со множественными ножевыми ранениями. Мать ребенка обнаружила, что из дома пропали деньги. По подозрению в убийстве по горячим следам задержали местного жителя — как сообщили СМИ, турецкой национальности. В это же время по селу прошел слух, что сознавшийся в убийстве парень якобы состоит на учете у психиатра и по этой причине может избежать наказания. Это возмутило сельчан.

К дому подозреваемого пришли несколько десятков человек и потребовали, чтобы его семья покинула село. В Бурыл были стянуты силы полиции и военные (во всяком случае, появились сообщения о внезапных учениях в этом регионе). По предоставленной СМИ информации, старейшины казахской и турецкой общин села провели переговоры и призвали жителей сохранять спокойствие. На встречу с населением прибыли представители правоохранительных органов и местной исполнительной власти, которые обратились к собравшимся с просьбой разойтись по домам. Как всегда в подобных случаях, власти разъяснили, что преступление носило бытовой характер. А СМИ, за редким исключением, не упоминали о том, что подозреваемый и жертва принадлежат к разным этническим группам.

Однако правоохранительные органы области увидели в конфликте именно этническую подоплеку. Об этом можно судить по сообщению агентства Regnum, источник которого в силовых структурах подтвердил, что стычки происходили между селянами разных национальностей. В Бурыл были введены внутренние войска. Для погашения конфликта власти не столько используют правоохранительные органы, сколько стараются сделать так, чтобы разгоряченное население выпустило пар.

О том, что семья подозреваемого выселена, сообщил представитель ведомства, которое обязано надзирать за соблюдением законности, — областной прокуратуры. Для юриста это — комедия положений. Но казахстанские СМИ, которые в таких случаях получают недвусмысленные указания сверху, растиражировали новость без малейших сомнений. Кроме того, в СМИ появились сообщения о том, что турецкая диаспора принесла извинения потерпевшим и жителям Бурыла, и даже пообещала отдать в качестве компенсации дом, в котором проживал подозреваемый. Это характеризует не столько нравы местных жителей, сколько информационную политику государства — новость о том, что коллективная ответственность по этническому признаку воспринимается обществом как норма, не сопровождалась ни разъяснениями официальных лиц, ни видимой реакцией власти.

Хронология погромов

Это не первый подобный случай в Казахстане. По мистическому совпадению, массовые беспорядки развиваются по одному и тому же сценарию: после бытовых преступлений начинаются столкновения между представителями разных национальностей, а власти традиционно отрицают межэтническую напряженность. Отличия только в одной из участвующих сторон: стычки казахов происходили с курдами, узбеками, чеченцами, причем конфликты случаются преимущественно в южных и западных областях республики. Необходимо при этом отметить важную деталь — довольно часто взаимная неудовлетворенность на местном уровне копится годами: до тех пор, пока не появляется повод для резкого всплеска.

Конфликты в селах Ынтымак и Бостандык Южно-Казахстанской области в феврале 2015 года до мелких деталей совпадают с событиями в Бурыле. Триггером для беспорядков стало убийство местного жителя-казаха, только подозреваемым был не турок, а таджик. В результате столкновений были сожжены несколько жилых домов и машин, принадлежащих таджикским семьям. Погромщики точно так же потребовали выселения представителей этнической группы, к которой принадлежал предполагаемый преступник. По информации «Радио Азаттык», властям даже пришлось переселить несколько таджикских семей из поселка Ынтымак — «для сохранения спокойствия в селе».

Массовая драка в селе Карамурт той же Южно-Казахстанской области произошла летом 2014 года между казахами и узбеками. Поводом стала ссора продавца магазина и двух молодых людей из соседнего села, которые не доплатили за пачку сигарет. По другой версии, жители поселка набрали товара на значительную сумму — 6 тысяч тенге (около 1200 рублей по актуальному на тот момент курсу) и отказались расплатиться. После этого несколько десятков «физически крепких молодых людей въехали в населенный пункт на автомобилях без госномеров». Молодые люди были вооружены огнестрельным оружием и арматурой, как сообщал сайт «Народного движения Узбекистана». А один из очевидцев рассказал СМИ, что от нападавших «досталось и женщинам, которые случайно оказались в тот момент на месте погрома». «Мы были так напуганы, что попрятали детишек в кукурузных посадках», — пояснил он. В селе был введен комендантский час. Официальные лица привычно списали произошедшее на «хулиганство».

Летом 2013 года поселок Шенгельды (Чингельды) Алма-Атинской области был блокирован полицейскими, патрули не пропускали в него машины из других населенных пунктов. Здесь произошла драка между казахами и чеченцами, в результате которой погиб казах. Местные жители заподозрили в смерти земляка двух чеченцев, дома и машины чеченских семей забросали камнями.

В 2007 году имели место столкновения между казахами и курдами в селе Маятас Толебийского района. Причиной погромов тоже стало желание восстановить справедливость: по информации СМИ, был изнасилован четырехлетний мальчик-казах, подозреваемым оказался курдский юноша. На сельском сходе казахская община потребовала от семьи предполагаемого насильника покинуть поселок. Родственники юноши согласились, но это не предотвратило агрессии: в один из октябрьских дней на дома курдов напали десятки односельчан, которые поджигали строения и избивали людей. Представитель этнического объединения курдов утверждал, что нападавшие били и детей, а полиция при этом не только не пыталась пресечь погромщиков, но даже вымогала деньги за охрану домов.

Весной 2007-го из-за драки между чеченцами и казахами произошел конфликт в селах Маловодное и Казатком Алма-Атинской области. В столкновениях тогда погибли три человека (по другим данным — пять человек). Около 300 местных жителей-казахов напали на дома чеченцев. Беспорядки продолжались три дня, толпа громила не только жилые и хозяйственные постройки, но и торговые палатки в селе. СМИ также приводили свидетельства очевидцев о том, что полиция как минимум не препятствовала погромщикам, а по некоторым данным руководство органов внутренних дел на местах было причастно к организации беспорядков.

«Межнациональное согласие — наша ценность»

В августе 2006 года в городе Актау на западе Казахстана, на побережье Каспийского моря, толпа разгромила кафе и магазины, принадлежавшие чеченцам, лезгинам и азербайджанцам. А если говорить о событиях давно минувших дней, можно вспомнить, что в 1989 году в Новом Узене (сейчас — Жанаозене) произошли массовые выступления против переселенцев с Кавказа — в погромах участвовали до 30 тысяч человек. Комиссия председателя президиума Верховного совета КазССР тогда сделала довольно интересные выводы: причины беспорядков увидели «в запущенности социальной инфраструктуры города». Поэтому в обычае властей Казахстана трактовать конфликты с участием различных этнических групп как «бытовые» четко прослеживаются советские корни.

Череда межэтнических конфликтов в сельской местности не мешает чиновникам выдвигать декларации «межнациональное согласие — наша главная ценность». Они избегают демонстрации применения законной силы против «титульной нации» и фактически запрещают указывать этническую составляющую как повод для конфликта. Что в целом говорит о характере внутренней политики Казахстана больше, чем любые официальные заявления. Собственно, вся политика республики в этническом вопросе сводится именно к замалчиванию любых межнациональных трений — то есть строится строго по советской модели.

Под давлением превосходящих сил

О том, что такая политика чревата конфликтами, неоднократно говорили эксперты и в самой республике. Казахстанский политолог Андрей Чеботарев подчеркивал, что только после череды конфликтов «зашевелились и государственные, и неправительственные структуры», однако «как-то быстро этот спрос (на исследование напряженности в сфере межэтнических отношений — прим. «Ленты.ру») иссяк».

Известный в республике социолог Гульмира Илеуова отмечала, что межнациональные конфликты имеют «экономическую составляющую». «Есть некая внутренняя неудовлетворенность — в первую очередь у казахов, которые считают, что они обделены вниманием, что у них как у представителей титульной нации больше прав и что эти права должным образом не реализованы», — констатировала она. Эксперты резюмируют, что в Казахстане власть предпочитает уступать напору низового национализма. Что в общем-то весьма опасная тенденция. Не стоит забывать, чем именно это закончилось в ряде республик бывшего СССР.

подписатьсяОбсудить
Шедевр под носом
Самые популярные фотографии Instagram за сентябрь
Рожать нельзя помиловать
Как живет страна, где за аборт можно получить 10 лет тюрьмы
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
Осенний набор
Все премьеры Парижского автосалона
Париж-2016
Репортаж с Парижского моторшоу: день первый
Великий увозитель
Все, что нужно знать о новом Land Rover Discovery, в 27 фотографиях
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США