Мир
00:05, 19 февраля 2016

Сирийское умиротворение с тремя неизвестными Что изменилось после достижения Мюнхенских договоренностей

Михаил Куракин
Фото: Ammar Abdullah / Reuters

В коммюнике Международной группы поддержки Сирии (МГПС), которое было принято 11 февраля в Мюнхене, прописано три принципиальных пункта: введение режима прекращения огня между всеми противоборствующими сторонами, за исключением отрядов «Исламского государства» и «Джабхад ан-Нусры» (обе группировки запрещены в РФ); обеспечение доставки гуманитарной помощи населению в зоне боевых действий; возобновление в экстренном порядке мирных переговоров под эгидой ООН. В том, какие подводные камни ожидают всех на пути реализации этих договоренностей, разбиралась «Лента.ру».

Хочешь мира — готовься к войне

После принятия принципиального решения о прекращении огня сразу возникли сильные сомнения в возможности его выполнить. Если у Москвы есть рычаги влияния на своих «подопечных», в первую очередь на Дамаск, то у Вашингтона положение куда сложнее. Прежде всего из-за абсолютно негибкой позиции Турции. Буквально на следующий день после объявления о достижении договоренностей в Мюнхене турецкая артиллерия приступила к обстрелам сирийской территории. И даже, по некоторым данным, отправила на сопредельную территорию боевой отряд численностью до ста человек. А предложение Вашингтона Турции и сирийским курдам объединить усилия в борьбе с общим противником — ИГ — в Анкаре восприняли как оскорбление. Демонстративную агрессивность Анкара демонстрировала и позже. Турция не намерена прекращать обстрелы курдских отрядов народной самообороны в ответ на огонь через границу, заявил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган, добавив, что США должны решить, поддерживают они Турцию или курдских боевиков. Образумить Анкару не удалось даже Совету Безопасности ООН, который в своей резолюции призвал Турцию «соблюдать международное право».

Еще один союзник США в регионе, Саудовская Аравия, также всячески стремится пустить в ход оружие. Эр-Рияд сообщил о готовности проведения наземной операции в Сирии. Эта инициатива нашла отклик в руководстве большинства стран Персидского залива и союзников Саудовской Аравии по антитеррористической коалиции, созданной королевством в декабре прошлого года. Саудиты перебросили в Турцию звено боевых самолетов, уже совершивших первые вылеты. Правда, цели были пока только на территории Ирака.

Все эти «силовые упражнения» объясняются просто. И Саудовская Аравия, и Турция хотят играть если не ключевую, то важную роль в решении сирийского кризиса. При этом Анкара рассчитывает, нанеся удары по сирийским курдам, не дать им объединить силы с курдами турецкими, тем самым поставив крест на их мечтах об автономии. Эр-Рияд же добивается ослабления своего давнего регионального конкурента — Ирана. Для саудовцев это особенно актуально сейчас, когда Тегеран вышел из-под режима международных санкций.

Кроме того, и Анкара, и Эр-Рияд, мягко говоря, прохладно относятся к потенциальному усилению позиций России в регионе. «Ситуация не только для Турции, но и для всего Ближнего Востока изменится. Западное влияние исчезнет. Вопрос заключается в следующем: можем ли мы допустить, чтобы Россия и иранцы хозяйничали в регионе?» — вопрошал бывший постпред Турции в ООН и НАТО Умит Памир.

В общем, будет ли соблюдаться объявленное с 19 февраля перемирие, пока неясно. Недаром министр иностранных дел России Сергей Лавров, отвечая на вопрос о перспективах соблюдения режима прекращения огня, отрезал: «Все зависит от американцев».

Гуманитарная спецоперация

Пункт о доставке гуманитарной помощи в сирийские города и деревни, которые заблокированы той или иной стороной конфликта, больших дискуссий в МГПС не вызвал. Все прекрасно осознают, что в ряде населенных пунктов ситуация сложилась отчаянная. Как, например, в городе Мадая, где от голода умерли несколько десятков человек. Поэтому было решено начать гуманитарную операцию в Сирии еще до введения режима прекращения огня. Хотя и здесь не обошлось без взаимных обвинений и поисков крайних. Постоянный представитель Сирии при женевской штаб-квартире ООН Хуссам Эдин Аала (Hussam Edin Aala) заявил, что «сомневается в искренности намерений» ЕС и США, «поскольку Европейский союз и Соединенные Штаты внесли вклад в нынешнюю ситуацию гуманитарного кризиса, установив экономическое эмбарго». Госсекретарь США Джон Керри вполне ожидаемо обрушился с критикой на сирийские власти: «Режим Асада и его союзники вынуждают жителей страны голодать», — подчеркнул он. Канцлер Германии Ангела Меркель назвала ситуацию «невыносимой». Но, что самое интересное, сотрудники международных гуманитарных миссий собственно в Сирии обвинили в бездействии и пассивности чиновников ООН. Итог «дискуссии» подвел министр иностранных дел Финляндии Тимо Сойни, который, что называется, раздал всем «сестрам по серьгам». «Это позор для мирового сообщества, ООН, международных общественных организаций и великих держав, что они позволяют такому продолжаться», — сказал он.

Так или иначе, но первые колонны грузовиков с продовольствием, медикаментами и питьевой водой уже прибыли в осажденные населенные пункты.

Ранее специальный посланник Генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура заявлял, что доставка продовольствия и предметов первой необходимости в осажденные города представляет собой для ООН «тест на способность к гуманитарной помощи». Долго ли продлится эта операция — сказать сложно. ООН уже пыталась в прошлом году помогать населению Сирии, но была вынуждена прервать свою миссию из-за военной активности. По данным ООН, на середину января почти 400 тысяч сирийцев живут в условиях блокады. Примерно половина из них отрезана от доступа к продуктам питания, воде и медицинской помощи, поскольку находится на территориях, контролируемых группировкой «Исламское государство».

Россия также проводила различные гуманитарные операции в Сирии. Грузы доставляли в районы, контролируемые сирийскими правительственными войсками, и сбрасывали в осажденные города с транспортных самолетов. Но чтобы изменить общую картину гуманитарной катастрофы в стране, только российских усилий было явно недостаточно.

Женевская головоломка

Переговоры по сирийскому урегулированию под эгидой ООН стартовали 29 января этого года. Планировалось, что они продлятся шесть месяцев. Однако уже через несколько дней спецпосланник генсека ООН по сирийскому урегулированию Стаффан де Мистура объявил, что консультации прерываются. Сторонам необходима помощь внешних игроков. Главный камень преткновения — состав участников, представители каких именно сил, группировок и организаций должны между собой договариваться. Турция настояла, чтобы в Женеве не было курдов. Саудовская Аравия требовала, чтобы к столу переговоров допустили только тех от оппозиции, кто принимал участие в конференции по Сирии в Эр-Рияде. Россия настаивала на максимальной репрезентативности консультаций.

Но чем больше участников, тем больше сложностей. Например, еще в ходе первых консультаций в конце января правительственная сирийская делегация вообще отказалась разговаривать с сирийской же делегацией оппозиции, поддерживаемой Саудовской Аравией. И успехом тогда посчитали сам факт того, что оппоненты приехали в Женеву и находились в одном здании.

В этой связи газета Independent написала, что Де Мистура похож на оптимиста, пытающегося объединить Восточную и Западную Германию в разгар Холодной войны.

Новый раунд женевских переговоров должен состояться 25 февраля. Надежды на то, что он принесет какой-то прорыв, практически нет. По мнению политолога Федора Лукьянова, которое он высказал в интервью BloombergView, эта сделка (нынешние договоренности о прекращении огня) мертва, но «после двух или трех попыток» будет достигнуто жизнеспособное соглашение. Впрочем, как гласит расхожее в дипломатических кругах выражение, разговаривать всегда лучше, чем не разговаривать.

< Назад в рубрику