Спорт
01:03, 9 марта 2016

Эра мельдония Что за препарат применяли Шарапова, Боброва, Елистратов, Кулижников и Маркин

Михаил Потапов
Ринат Салахетдинов (Руководитель отдела «Спорт»)
Мария Шарапова
Фото: USA Today Sports / Reuters

Мирное течение мартовских праздников нарушила серия громких допинговых скандалов, в центре которых, к сожалению, оказались известные, титулованные российские спортсмены: теннисистка Мария Шарапова, фигуристка Екатерина Боброва, представитель шорт-трека Семен Елистратов, конькобежец Павел Кулижников и волейболист Александр Маркин. «Лента.ру» рассказывает о подробностях произошедшего и о злополучном запрещенном препарате — мельдонии, который можно найти в любой отечественной аптеке.

Первой ласточкой в череде громких заявлений стала новость о положительном допинг-тесте олимпийской чемпионки Сочи-2014, фигуристки Екатерины Бобровой. В ее организме обнаружили мельдоний. О грядущем чемпионате мира пришлось забыть. Теперь в танцах на мировом первенстве, которое пройдет в Бостоне (США) с 28 марта по 3 апреля, нашу страну представят Александра Степанова и Иван Букин.

На первых порах внимание широкой общественности не было сосредоточено на названии запрещенного препарата, ведь уже сам факт обнаружения допинга в организме — приговор.

Однако вечером того же дня (7 марта) всех взбудоражила еще одна новость о проваленном допинг-тесте. «Попалась» не кто-нибудь, а сама Мария Шарапова, бывшая первая ракетка мира, — в крови ее также был найден злополучный мельдоний.

На следующий день фигуранты «дела о мельдонии» уже появлялись как грибы после дождя: Семен Елистратов, Павел Кулижников, Александр Маркин. Легкую панику сменил затяжной кризис непонимания происходящего: в голове не укладывалось, как спортсмены такого масштаба могли погореть на безобидных с виду лекарствах, которые легко можно найти в любой московской аптеке в среднем за 300 рублей.

Мельдоний (или милдронат) в список запрещенных попал совсем недавно — 1 января 2016 года. Его запретили после исследования кельнской лаборатории, в ходе которого мельдоний был найден в 2,2 процента образцов мочи всех профессиональных спортсменов (из 8320 случайно выбранных проб мельдоний оказался в 182). Теперь уже знаменитый на весь мир немецкий журналист Хайо Зеппельт, снявший фильм о допинге в российском спорте, к этому исследованию добавил статистику: в 2015 году в 724 из 4316 допинг-проб, взятых у российских спортсменов, был найден мельдоний. Такое огромное количество положительных допинг-тестов — показатель просто невероятный.

Всемирное антидопинговое агентство (WADA) с ходу отнесло мельдоний к классу гормонов и модуляторов метаболизма, за применение которых грозит до четырех лет дисквалификации. Как рассказал «Ленте.ру» спортивный юрист Юрий Зайцев, неважно, когда была взята проба: в соревновательный период или нет. «Если спортсмен понимает, что употреблял запрещенные вещества, то самым правильным решением будет открыто и честно признать вину, раскаяться, как это сделала Шарапова. Если будет доказана непреднамеренность приема допинга — срок дисквалификации составит два года. При определенных обстоятельствах он может быть еще сокращен», — объяснил Зайцев.

По словам медиков, период полураспада мельдония составляет 12 часов, полностью выводится из организма он в течение нескольких суток. Попадаются на нем в подавляющем большинстве случаев спортсмены из стран бывшего СССР, так как мельдоний — чисто советская разработка, в западных странах о нем почти ничего не известно. Как ни парадоксально, Россия была одной из стран, ратовавших за внесение мельдония в список запрещенных веществ. Удивительно и другое — как тот же мельдоний попал к Шараповой, чье окружение состоит исключительно из западных специалистов.

Изобретатель мельдония — латвийский профессор Ивар Калвиньш — отказывается считать препарат допингом: «Подробное исследование фармакологии и биохимии подтвердило, что мельдоний снижает уровень карнитина в организме человека и сохраняет скорость обменных процессов. Это позволяет клеткам компенсировать недостаток кислорода при физических нагрузках. Мельдоний — защитный препарат, который не приводит к увеличению производительности энергии или улучшению физических способностей человека».

Об отсутствии конкурентных преимуществ спортсменам рассказал и врач сборной России по футболу Эдуард Безуглов: «Этот препарат помогает сердцу спортсмена переносить тяжелые физические нагрузки и повышает устойчивость организма к кислородной недостаточности, но дополнительных сил спортсменам он не придает. С этой точки зрения он бесполезен».

Тем не менее Всемирное антидопинговое агентство относит милдронат к крайне серьезному допингу. Почему же, если препарат безобидный и общедоступный, его не просто запрещают, но и столь сурово наказывают за его употребление? На этот вопрос также дал ответ Калвиньш: «Думаю, это лобби производителей карнитина. Этот препарат является наиболее распространенной пищевой добавкой, которой пользуются спортсмены и бодибилдеры. Наша группа, которая в свое время разрабатывала мельдоний, констатировала, что карнитин — не безобидное средство, оно может влиять на развитие атеросклероза. Производители карнитина стремятся сохранить свой бизнес и всеми способами стараются повлиять на конкурентов или тех, кто говорит о негативных качествах этого препарата».

Что же теперь будет с нашими титулованными атлетами? Шарапова, полностью признавшая свою вину и заявившая о полном сотрудничестве с Международной федерацией тенниса (ITF), временно отстранена от соревнований до завершения расследования по ее делу. Если функционеры ITF поверят словам россиянки о непреднамеренном применении мельдония, в чем нет никаких сомнений, четырехлетний срок дисквалификации ей не грозит.

Хуже обстоят дела у Елистратова и Кулижникова. Они признавать вину не стали, а напротив — потребовали вскрытия пробы Б. Теперь, если ситуация не изменится после повторного исследования, срок дисквалификации будет отсчитываться только с момента окончательного решения, а это лишние недели или месяцы. Срок же дисквалификации Шараповой (каким бы он ни был) уже идет. Отсчет ведется с 26 января 2016 года, сразу после поражения россиянки от Серены Уильямс в четвертьфинальном матче Открытого чемпионата Австралии.

Почему Шарапова и другие попавшиеся на мельдонии спортсмены не знали о вступившем в силу запрете? Это, пожалуй, главный вопрос. Доктор Эдуард Безуглов полагает, что ответственность за случившееся несут врачи: «О том, что с 1 января 2016 года милдронат под запретом, было хорошо известно, причем заранее. Просто иногда людям лень зайти в интернет, посмотреть и почитать. Есть сайт РУСАДА, на котором ежегодно 1 октября появляются обновленные списки запрещенных веществ. Проверка занимает несколько минут. Делать ее в профессиональных командах должны врачи. По крайней мере, в сборной России по футболу этим занимаюсь я».

Российское антидопинговое агентство (РУСАДА), практически расформированное в результате громкого дела о допинге в российской легкой атлетике и создаваемое теперь с нуля, еще в сентябре рекомендовало спортсменам прекратить прием мельдония, что подтверждает соответствующее заявление на официальном сайте организации от 30 сентября 2015 года:

«Обращаем ваше внимание, что в соответствии с Запрещенным списком субстанций и методов Всемирного антидопингового агентства 2016 года, мельдоний является запрещенной субстанцией как в соревновательный, так и во внесоревновательный период. Мельдоний добавлен в класс S4 (Гормоны и модуляторы метаболизма) Запрещенного списка. Необходимо заблаговременно прекратить прием данной субстанции, так как с 1 января 2016 года обнаружение в пробе спортсмена данной субстанции будет являться нарушением антидопинговых правил».

Окончательные выводы и ответы на известные российские вопросы «кто виноват?» и «что делать?» станут известны чуть позже. А пока в ходе жаркой дискуссии, разгоревшейся в международный женский праздник, мы можем оперировать лишь словами главы комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Дмитрия Свищева: «Не надо жалеть. Попался — свободен, из-за тебя страдают остальные. Думаю, вопрос о дисквалификации всей российской команды на Олимпийских играх не будет стоять, хотя ситуация неприятная. Звонок прозвенел неприятный». Также Свищев сообщил, что 10 марта в комитете состоится экстренное совещание по допинговым проблемам: «Мы проведем консультации, посмотрим документы, которые откроют нам все факты, внимательно изучим их. Дадим поручение нашим экспертам, чтобы они в кратчайшие сроки вынесли свой вердикт, подготовили документы для ознакомления членам комитета».

< Назад в рубрику