Теперь прожиточный минимум в России — девять с половиной тысяч рублей. Согласно последним данным Росстата, за чертой бедности уже 19 миллионов россиян. По мнению экспертов, прожиточный минимум продолжит падать — вместе с уровнем жизни.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о понижении прожиточного минимума. На четвертый квартал 2015 года он установлен в размере 9452 рублей. Его объем уменьшился чуть более чем на 2 процента, или на 211 рублей.
Прожиточный минимум — статистический показатель, отражающий стоимость минимального набора продуктов питания (11 наименований, среди них — картофель, хлеб, овощи, фрукты и мясо; около 50 процентов от общей суммы) и непродовольственных товаров и услуг.
В первом квартале прошлого года этот показатель достигал 9662 рублей — и правительство его увеличивало, пытаясь поспеть за разгоняющейся инфляцией (продукты дорожали, соответственно, росла и минимальная сумма, необходимая на их покупку). Затем прожиточный минимум последовательно снижался на протяжении нескольких месяцев: во втором квартале 2015 года — 10 017 рублей, в третьем — 9673, наконец, в четвертом — 9452.
«Прожиточный минимум используется только для регулирования величины статистических показателей, таких как уровень бедности. В каждом регионе России устанавливается своя величина прожиточного минимума, а общероссийский показатель — средняя температура по больнице», — отметил в беседе с «Лентой.ру» главный экономист Национального рейтингового агентства (НРА) Максим Васин. По его мнению, снижение минимума вызвано изменением цен на продукцию сельского хозяйства. «Продуктовый набор составляет значимую часть общей величины минимума, и каждый раз с сентября стоимость овощей и фруктов влияет на инфляцию и прожиточный минимум», — поясняет эксперт.
«Некоторые дешевые продукты, например картофель, действительно упали в цене в последние месяцы. Это факт. Но если учесть рост ЖКХ, тарифов на транспорт и другое, то жизнь подорожала», — констатирует аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. По его словам, наибольший ущерб нанесен среднему классу, потреблявшему качественные зарубежные продукты среднего ценового диапазона.
Прожиточный минимум сам по себе практически ни о чем не говорит. Это лишь констатация стоимости определенных товаров и услуг. Кроме того, прожиточный минимум используется при расчете уровня бедности в стране. В конце февраля министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил, что 19 миллионов россиян находятся за чертой бедности. Опять же, данная цифра — 19 миллионов — может быть весьма далека от реальности. Она достаточно резко меняется после того, как правительство устанавливает новый прожиточный минимум.
По данным Росстата, во втором квартале 2015 года в РФ было 20,1 миллиона бедных. Все они получали меньше 10 017 рублей. В третьем квартале бедняков поубавилось — 17,9 миллиона человек. Прожиточный минимум тогда понизили до 9673 рублей. То есть государство отказалось считать тех, кто зарабатывает больше этой суммы, гражданами с низким уровнем дохода. Стали ли россияне с ежемесячным доходом в районе 10 тысяч рублей более состоятельными — это уже другой вопрос.
То есть чем больше прожиточный минимум, тем выше статистический уровень бедности в России при падении реальных доходов населения. Более того, он не привязан к ключевому для определения уровня жизни показателю — к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). МРОТ и прожиточный минимум существуют как бы в двух разных вселенных. Зарплата в России не может быть меньше 6204 рублей (с 1 января 2016 года), и это сильно не дотягивает до прожиточного минимума (если точнее, то на 34 процента).
В 2012 году Минтруд сообщал, что жалованье, равное МРОТ, получают 1,3 миллиона человек. С тех пор оценка не обновлялась. Допустим, что за несколько лет кардинально тут ничего не изменилось. Этот миллион россиян нужно вычесть из 19 миллионов бедных. Выходит, что в 2015 году 18 миллионов человек каждый месяц зарабатывали в диапазоне от 5965 (МРОТ в прошлом году) до 9701 рубля (средний уровень прожиточного минимума за год).
В любом случае получить более-менее объективные данные о благосостоянии россиян, используя прожиточный минимум, весьма проблематично. При незначительном изменении этого показателя (на 200-300 рублей) число бедных либо резко увеличивается либо так же резко уменьшается. А качество их жизни остается прежним.
Дополнительную информацию могут предоставить соцопросы. Результаты исследования ВЦИОМ свидетельствуют о том, что в 2015 году доля бедных людей (тех, кто экономит на покупке еды и одежды) выросло почти вдвое — с 22 до 39 процентов. По данным НАФИ, 73 процента населения живут вообще без накоплений. У них нет ни вкладов в банках, ни накопительных страховых полисов, ни акций, ни облигаций, ни даже отложенных на черный день наличных.
«Мы с 90-х годов такого шока не имели», — заявил 14 марта главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач. Так он прокомментировал информацию о падении доходов населения. «Мы не можем быть нормальной, устойчивой, благополучной страной, если у нас и учитель, и ученый, и врач получают существенно ниже, чем в среднем по экономике в целом», — посетовал Клепач.
Действительно, по последним данным Росстата, реальные зарплаты россиян снизились на 6,1 процента за год. В номинальном выражении они увеличились на 3,1 процента (при инфляции по итогам 2015 года в 12,9 процента), до 32 122 рублей. Примечательны данные по тратам и сбережениям населения. В январе совокупный объем доходов граждан достиг 3,1 триллиона рублей. На покупку товаров и услуг они пустили 2,9 триллиона рублей. Львиная доля получаемых средств — 94 процента — уходит на текущее потребление. Сберегать в таких условиях почти невозможно.
«Пока рецессия и падение реальных доходов продолжаются, пока пенсии в стране индексируются на величину меньшую, чем официальная инфляция, доля бедных будет увеличиваться», — прогнозирует Максим Васин из НРА. Он подчеркивает, что к числу бедных в России не относят тех, чей доход после выплаты по кредитам падает ниже прожиточного минимума. «Поэтому данные Росстата могут быть занижены относительно данных, полученных из социологических опросов», — полагает эксперт.
Завлабораторией исследований рынков труда и пенсионных систем Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина рассказала «Ленте.ру», что снижение прожиточного минимума может привести к падению уровня бедности по Росстату и, следовательно, к сокращению числа граждан, имеющих право на получение социальных пособий.
«Правительству выгодно снижение прожиточного минимума. Улучшается статистика по бедности и, как следствие, требуется меньше социальных выплат из бюджета для помощи малоимущим», — указывает Кирилл Яковенко из «Алор Брокер». Прожиточный минимум может снижаться и дальше, но в «минимальной корзине» нет многих необходимых и подорожавших вещей, продолжает аналитик. «Формально уровень бедности уменьшится, но если рассчитать доход в долларах и сравнить с другими странами, то станет ясно, что в последние два года наши сограждане сильно обеднели», — заключает эксперт.