В контексте рекламы

Как инвестору выбрать успешный Digital-проект в России

Фото: Дмитрий Коротаев / «Коммерсантъ»

Из-за кризиса российские рекламодатели серьезно перекроили бюджеты. Но рынок интернет-рекламы за последний год вырос на 25 процентов, а рекламные бюджеты в сети все увеличиваются. «Лента.ру» выяснила, какие инструменты сегодня наиболее востребованы у рекламодателей и в какие сегменты рынка интернет-рекламы стоит вкладывать средства.

Ушли в сеть

Как только рекламодатели увидели первые признаки надвигающегося кризиса, бюджеты большинства действующих на российском рынке компаний резко сократились. В первую очередь отток рекламных средств почувствовали газеты, журналы, телевидение и радио. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), с января по сентябрь 2015 года суммарный объем рынка рекламы не превысил 209 миллиардов рублей, что на 14 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Телевидение недополучило 19 процентов доходов, наружная реклама — 25 процентов. В то же время контекстная реклама в интернете прибавила 17 процентов. В целом рынок Digital-рекламы в России за прошлый год вырос на 25 процентов. Сейчас он оценивается примерно в 90-95 миллиардов рублей.

Эффективность и прозрачность

В кризис все боятся потратить деньги впустую. Поэтому рекламодатели все чаще обращаются к сфере Digital — ведь там все намного прозрачнее, чем в традиционном маркетинге. Интернет-технологии дают больше обратной связи, рекламодатель видит, сколько показов было у его объявления, сколько переходов пользователи совершили на его сайт, знает, как показы и переходы конвертировались в звонки, и, соответственно, в продажи.

В Digital у рекламодателя есть пространство для маневра. К примеру, он может платить не за показы, а за звонки, или оплачивать заявки, оставленные на сайте клиентом. Традиционные рекламные каналы ничего подобного не предполагают. И это дает Digital большое преимущество.

Продвижение в интернете остается более дешевым инструментом по сравнению с рекламой на ТВ или наружной рекламой. А аудитория ряда сайтов в интернете по своей численности уже превзошла телевидение. К примеру, первую страницу «Яндекса» сейчас просматривает в 2,5 раза больше людей, чем наиболее рейтинговые передачи Первого канала. Наиболее активные граждане предпочитает получать информацию через интернет, и в большинстве случаев именно они — лучшие покупатели, те, у кого есть деньги. Это молодые и предприимчивые люди, интересующиеся новинками и откликающиеся на слоганы и рекламные сообщения в сети.

Свободные ниши в ожидании стартапов

Благодаря новым технологиям, на рынке интернет-рекламы постоянно возникают и новые возможности для продвижения брендов, товаров и услуг. Растет пропускная способность видеоканалов, и рекламодатели могут размещать видеоролики на различных площадках, в том числе на YouTube и в Facebook. Этот сегмент рынка сейчас показывает значительный рост, и видеореклама в интернете очень востребована. В то же время ниша автоматизации распространения видеороликов пока относительно свободна. Новые проекты, стартапы, способные запустить интересные технологии в этой области, скорее всего, ждет успех.

Именно поэтому ниша автоматизации размещения видеоконтента очень привлекательна с точки зрения инвестиций. Молодым командам, а также инвесторам, которым интересны вложения в Digital, стоит внимательно изучить, как развивается этот рынок за рубежом, какие технологии в отношении автоматизации видеорекламы используются в Европе и США. Эту тему обсудят и на конференции краудинвестинговой площадки StartTrack Day: Digital Marketing в субботу, 16 апреля.

Не менее интересный сегмент рынка — реферальный маркетинг («из уст в уста»). Это автоматизация размещения рекламы на страницах звезд и популярных блогеров. У страниц некоторых интернет-звезд больше читателей, чем у популярных СМИ. В Facebook и Instagram есть пользователи с миллионами подписчиков. Таких блогеров рекламодатели заваливают подарками и рекламными контрактами. Сервисы по автоматизации размещения рекламы на их страничках были бы востребованы сегодня рынком, но сейчас эта ниша фактически пуста.

Инвестиционно-привлекательным сегментом рынка остается и мобильная реклама. Планшеты и смартфоны все больше отвлекают внимание пользователей от стационарных компьютеров и ноутбуков. Значимую часть покупок потребители совершают с мобильных устройств. Этот рынок динамично развивается, появляются новые платформы, открываются агентства мобильной рекламы, в том числе и связанной с технологиями RTB (Real Time Bidding). Это относительно новая технология в индустрии онлайн-рекламы, представляющая собой аукцион рекламных объявлений в реальном времени.

Также интересная для инвестора ниша — таргетированная реклама. Рекламодателю нужно, чтобы его объявления увидели именно те, кому они интересны. На рынке востребованы технологии, позволяющие показывать рекламу пользователям определенного возраста, с теми или иными интересами, или, скажем, проживающим в определенном районе. Такие технологии, конечно, есть и в России. И все же эта ниша до сих пор относительно свободна и перспективна для инвестиций.

Доходность прежде всего

Доходность проектов, связанных с автоматизацией Digital-рекламы, сегодня достаточно высока, а чистая прибыль достигает 20 процентов в год. На окупаемость подобные проекты способны выходить всего за несколько месяцев.

Впрочем, и на рынке Digital есть сегменты, которые назвать инвестиционно-привлекательными можно лишь с большой натяжкой, например, онлайн-СМИ. Создавать какой-либо портал в расчете на рекламу в нынешней рыночной ситуации крайне рискованно, ведь сегодня в Рунете уже достаточно информационных ресурсов, и говорить о быстрой окупаемости подобных проектов не приходится.

Однако в перспективе пяти-семи лет рынок Digital Marketing в России, безусловно, будет расти. Причем примерно на 20-30 процентов в год.

Денис Шапкарин,
основатель и глава Digital-агентства Nectarin