В пятницу, 6 мая, в Сочи с рабочим визитом прибыл премьер-министр Японии Синдзо Абэ. На протяжении нескольких лет он настойчиво искал общения с российским президентом. Так и не согласовав даты визита Владимира Путина в Токио и проигнорировав недовольство Вашингтона, Абэ сам прибыл в Россию. Решительный шаг продемонстрировал готовность к взаимодействию, но не принес очевидного результата. Да и сама встреча прошла без ярких заявлений. И все же Дальний Восток на время вытеснил Ближний, оставив в тени визит министра иностранных дел Катара с посланием по Сирии.
Визиты в сочинскую резиденцию Бочаров Ручей, как правило, носят менее официальный характер, чем встречи в Кремле. Здесь на лужайку можно вывести арабского скакуна или любимого лабрадора, пригласить гостя на бои без правил или на игры Ночной хоккейной лиги. Но ничего этого не произошло: рабочие визиты остались подчеркнуто рабочими. Все переговоры в этот день шли в закрытом режиме, прессу допустили лишь на протокольные встречи и к заявлению главы российского МИД Сергея Лаврова.
В первой половине дня Путин встретился с министром иностранных дел Катара Мухаммедом Аль Тани, который передал российскому президенту послание от эмира — с акцентом на Сирию, подчеркнул гость. Он призвал объединить усилия, спасти жизни и наказать виновных в ситуации на Ближнем Востоке. Переговоры, если их можно так назвать, продлились менее часа. Вопросы цен на нефть, кажется, не обсуждали вовсе.
В середине апреля крупнейшие страны-экспортеры черного золота, собравшиеся в столице Катара Дохе, так и не договорились о заморозке добычи. «В феврале-марте это было бы актуально», — объяснил журналистам в Бочаровом Ручье министр энергетики России Александр Новак. А теперь, пояснил он, цены на нефть подросли, и вопрос заморозки добычи будет зависеть от развития ситуации на рынках.
Столь долгожданные переговоры Путина и Синдзо Абэ тоже прошли довольно быстро. Сначала лидеры побеседовали в узком кругу, потом тет-а-тет, после чего состоялся рабочий завтрак в составе делегаций — все это заняло примерно три часа. Ни подписания документов, ни совместного выхода к прессе по итогам встречи не было.
«Вспоминая Сочи, я с нетерпением ждал сегодняшней встречи с Владимиром, первой после ноября прошлого года», — вспомнил Абэ события двухлетней давности и добавил, что очень рад встретиться с Путиным. Несмотря на разнообразие оттенков между личными обращениями в японском языке, переводчики договорились, что в официальной версии лидеры будут обращаться друг к другу на «ты».
В предыдущий раз японский премьер приезжал в Россию на Олимпиаду в Сочи в феврале 2014 года. Та встреча прошла значительно ярче: когда кортеж премьера подъехал к резиденции, Путин вышел на улицу, ведя с собой собаку японской породы акита-ину по кличке Юмэ — дар от северо-восточной префектуры Японии за помощь, оказанную пострадавшему от землетрясения и цунами региону. Ответным подарком от Путина в Японию отправился сибирский кот.
Абэ погладил Юмэ, сказав по-русски: «Хорошая собака». «Да, но иногда и кусается», — предупредил его Путин. Эту фразу некоторые японские СМИ истолковали как предупреждение российского президента: острова наши. На этот раз в Кремле заявили, что «живностью никто обмениваться не будет», однако на подъезде к резиденции стоял фургон с подарком.
К вечеру стало известно, что Путин подарил гостю копии работ японского художника Кейга Кавахара, посвященных японской флоре; Абэ вручил президенту России книгу японского священника православной церкви Святого Николая и бинокль.
Переговоры показали нацеленность лидеров наращивать отношения. Особое внимание стороны уделили торгово-экономическим и инвестиционным вопросам, обсудили ситуацию на Корейском полуострове, в Сирии и на Украине, рассказал позже журналистам Лавров. По его словам, стороны обсудили проблематику мирного договора. Очередной раунд консультаций замминистров иностранных дел пройдет в июне. А вот вопрос санкций не затрагивали: «Для нас этой темы не существует», — довольно жестко заметил Лавров.
Визит японского премьера в Сочи стал финальной точкой его зарубежного турне, в ходе которого Абэ посетил также Париж, Рим, Брюссель, Берлин и Лондон. В конце мая он станет хозяином саммита G7. Москва уже несколько лет не участвует в этом клубе, но встречи лидеров России и Японии, благодаря стараниям Абэ, можно назвать регулярными. В прошлом году они провели переговоры на полях Генассамблеи ООН в сентябре и на саммите G20 в Турции в ноябре.
Встреча в Нью-Йорке тоже была запоминающейся: Путин оказался в редкой для него ситуации ожидания. Абэ, заметно задержавшись, по-юношески бодро вбежал в кабинет, всем видом демонстрируя, как он торопится. Между тем японский премьер уже разменял седьмой десяток.
Синдзо Абэ считается очень амбициозным человеком, стремящимся оставить след в истории. Он родился в 1954 году в семье высокопоставленных политиков. Придя к власти в декабре 2012 года, Абэ предложил экономическую концепцию «абэномики», а в отношениях с внешним миром — курс так называемого «активного пацифизма». Стремясь выйти из-под влияния США, Абэ резко увеличил обороты японской дипломатии, посетив около 40 государств на всех континентах. При этом в канун 70-летия окончания Второй мировой войны он заявил, что дети и внуки не должны извиняться за прошлое. В стране выросло новое поколение, не отягощенное историческими комплексами от поражения во Второй мировой, и потому, как считают некоторые эксперты, более благосклонно относящееся к компромиссному решению территориального спора с Россией.
Мешает ли кто-то Москве и Токио найти этот компромисс? У российского МИД есть однозначный ответ: мешает, и делает это Вашингтон.
По словам официального представителя ведомства Марии Захаровой, США «в достаточно жесткой манере» не рекомендовали Японии обмениваться визитами с Россией. Однако недавно смягчили свою позицию, в связи с чем Захарова напомнила, что Япония сейчас является непостоянным членом Совета Безопасности ООН, но стремится получить членство на постоянной основе. «Возникает вопрос, как на это может претендовать страна, которая даже о двусторонних визитах со своим соседом самостоятельно договориться не может», — заключила она.
О том, что президент США Барак Обама рекомендовал премьер-министру Японии воздержаться от визита в Россию, в феврале написало японское издание Kyodo. В качестве причины американский лидер назвал расхождение позиций Москвы и Вашингтона по проблемам Украины и Сирии. Как сообщило издание, Абэ не комментировал эту просьбу. И, как показало время, проигнорировал ее.
А вот вопрос об официальном визите российского лидера в Страну восходящего солнца остается пока без ответа. Эта тема обсуждается с 2013 года, когда соответствующее приглашение было принято Москвой, однако затем Токио неоднократно переносил сроки, в чем многие склонны винить Вашингтон. Во время визита в Бочаров Ручей Абэ обсуждал этот вопрос с Путиным и подтвердил свое приглашение, но с датой стороны пока не определились.
Если даты визита Путина в Японию не будут определены в ближайшее время, у него тем не менее будут возможности для рабочих контактов с Абэ. В частности, Кремль пригласил японского премьер-министра принять участие в Дальневосточном экономическом форуме во Владивостоке 2-3 сентября 2016 года; будут возможности для встреч и в ходе саммита G20 в китайском Хэнчжоу 4-5 сентября, и в рамках саммита АТЭС в Перу в ноябре.
Что касается позиции Москвы по отношению к Японии в целом, ее можно назвать выжидательной, основанной на ситуативном подходе. Токио не критикуют, но при этом и не выражают готовности к каким-либо уступкам по территориальному вопросу. Российская политика «разворота на Восток» почему-то не распространилась на Страну восходящего солнца, тогда как Япония кажется более заинтересованной в сотрудничестве с Россией в геополитической сфере, особенно на фоне усиления Китая.
Еще в канун президентских выборов 2012 года на встрече с главными редакторами ряда мировых СМИ, среди которых были и японцы, Путин, касаясь спора об островах, заявил: «Мы с вами как дзюдоисты — должны делать смелые шаги, но для того, чтобы выигрывать и не проигрывать. В этой ситуации [территориального спора], как ни странно, мы не должны добиваться какой-то победы. В этой ситуации мы должны добиться приемлемого компромисса. Это что-то вроде хикивакэ (термин из дзюдо, означающий ничью — прим. «Ленты.ру»)».
Готовность к переговорам он продемонстрировал и в ходе апрельской прямой линии. «Мы готовы к диалогу с Японией на этот счет, в том числе на основе известных документов 1956 года, которые были ратифицированы, напомню, японским парламентом», — заявил Путин. При этом он указал на разницу ситуаций с Крымом и с южными Курильскими островами: «Там живут люди, которые вряд ли проголосуют за присоединение к Японии. Это другая абсолютно ситуация, связанная с результатами Второй мировой войны».
В 1956 году СССР и Япония подписали так называемую Совместную декларацию, заменившую мирный договор, в которой указано, что Япония и СССР согласились продолжать переговоры по мирному договору, предполагающему и установление границ. Кроме того, СССР, «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан — с тем, однако, условием, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией».
Оба государства подтверждают, что Совместная декларация сохраняет силу, но передача двух островов, о чем договорились в 1956 году, Токио не устраивает, они стремятся к возвращению Кунашира, Итурупа, Шикотана и Хабомаи — пакетом.
Когда в 2008 году Дмитрий Медведев, занимавший пост президента России, заявил, что к «проблеме мирного договора» необходим «творческий подход» и ее не следует перекладывать на плечи других поколений, в Токио это восприняли как обнадеживающий сигнал. Спустя два года Медведев посетил Кунашир. Это был первый в истории визит российского лидера на Курилы, вызвавший предсказуемый шквал критики со стороны Токио. Страсти не утихали несколько месяцев, а японский премьер твердил об оскорблении, которое нельзя забыть.
Острова — не единственное препятствие в отношениях двух стран. После присоединения Крыма Токио поэтапно вводил санкции в отношении России. В ответ Москва наложила визовые санкции на некоторых японских граждан.
В 2015 году взаимная торговля между двумя странами сократилась на треть — до 21 миллиарда долларов. Это общая тенденция в торговых отношениях России с другими странами. Причины во всех случаях одни и те же: падение цен на сырьевые товары, ослабление курса рубля и западные санкции. Россия занимает 15-е место среди внешнеторговых партнеров Японии; Япония — 7-е место среди партнеров Москвы. В структуре российского экспорта в Японию более 80 процентов приходится на поставки минерального топлива. Так, в 2015 году из России в Японию было экспортировано 6,5 миллиона тонн сжиженного природного газа; 14,5 миллиона тонн нефти; 1,7 миллиона тонн нефтепродуктов и 16,2 миллиона тонн угля. Из Японии Россия в основном ввозит транспортные средства и запчасти к ним, а также электронные приборы.
Россия готова продать японским компаниям контрольные пакеты акций в крупных нефтяных и газовых проектах — об этом заявил в интервью японской газете Nikkei вице-премьер России Аркадий Дворкович. Предложение касается «инвесторов, у которых есть стратегические планы развития». При этом он отметил, что, несмотря на санкции, Россия ведет «очень конструктивный диалог с японскими компаниями» — это создает «хорошие условия для политического диалога». Вице-премьер также допустил участие японских компаний в экономическом развитии Курильских островов. Кроме того, успешно реализуются нефтегазовые проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», в которых доля японских компаний составляет 30 процентов и 22,5 процента соответственно.