Будущее ради прошлого Большой театр объявляет новый сезон

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Большой театр рассказал о планах на следующий сезон: опера покажет четыре премьеры, а балет — полторы.

Булыжник золотого века

В следующем январе и феврале театр собирается отмечать 90-летие Юрия Григоровича — хореографа, что правил в Большом с 1964 по 1995 год, — и этот юбилей упал тяжким камнем на все планы сезона. Полгода труппа не будет репетировать ничего нового; полгода имеющиеся в репертуаре современные постановки будут идти во все ухудшающемся качестве — потому что спектакли-то идут по вечерам, а по утрам труппа будет заниматься исключительно и только силовой хореографией Григоровича, на которой мышцы настраиваются вполне определенным образом. Ко 2 января (когда начнется юбилейный фестиваль) театр намерен почистить и заново предъявить публике 11 сочинений главного советского балетного автора. Десять из них и так присутствуют в репертуаре Большого, появляясь в афише, как и другие спектакли, время от времени; одиннадцатый — «Золотой век» на музыку Шостаковича — будут специально возобновлять.

Спектакль «Золотой век»

Спектакль «Золотой век»

Фото: Александр Макаров / РИА Новости

Это одна из самых неудачных постановок Григоровича (глупее только «Ангара» о перевоспитании человека на советской стройке, но ее не возобновляют) — и вообще последний из сочиненных им балетов. К 1982 году хореограф, в шестидесятых взявший штурмом Большой театр и поставивший там ряд эффектных спектаклей («Легенда о любви», «Щелкунчик», «Спартак»), ставил все меньше, зато все больше воевал с инакомыслящими (среди которых были Владимир Васильев и Майя Плисецкая). «Золотой век» должен был стать ответом на обвинения в том, что худрук и сам уже три года ничего не делает и другим не дает (талантливые постановщики в это время в Большой не допускались). А стал — трогательным опусом на тему разоблачения нэпманского образа жизни, где бандиты боролись с комсомольцами и где хореограф пытался повторить самого себя двадцатилетней давности. Билеты на этот спектакль — как и на оперу «Октябрь» — в театральных кассах всучивали в нагрузку к классике; также очень выручали театр коллективные походы воинских частей. Зачем тогда вот это возобновлять? — спросите вы. Авторское право — страшная вещь, вот в чем дело.

За тридцать лет, что Юрий Григорович правил Большим театром, он заменил все постановки классических балетов («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда» и т.д.) на собственные редакции. А за те годы, что его не было в театре (он вернулся в 2008 на правах рядового хореографа, но должность тут значения не имеет: можете представить себе воскресшего Иосифа Виссарионовича на каком-нибудь мелком посту в правительстве?), театр не стряхнул это «редакционное» бремя. Ну да, Владимир Васильев попытался, и его «Жизель» присутствует в репертуаре рядом с григоровичской. Но «Лебединое озеро» Васильева было крайне неудачным и пропало. Так что пожелай сейчас грядущий юбиляр забрать права — Большой останется без классических спектаклей в репертуаре. Ну и без «Спартаков», что хорошо продаются на гастролях, само собой. Поэтому Большой и собирается в следующем сезоне полгода гробить свое будущее ради своего прошлого, ну а потом как-то выползать из ситуации.

Кирилл Серебренников

Кирилл Серебренников

Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости

Когда празднички закончатся и можно будет нормально работать, труппа Большого примется чистить ноги на маленьком и совершенно волшебном балете Харальда Ландера «Этюды». (Премьера обещана 9 марта). Это одноактовка, как бы пол-премьеры, но одноактовка замечательная. В 1948 году в Датском королевском балете Харальд Ландер превратил в танец ежедневный экзерсис артистов у станка — и сделал это на музыку «Этюдов» Черни, что знакомы всем детям, которых родители усаживали у фортепиано. «Этюды» выстроены на совершенствовании — от простейшей строчки нот до более сложных пьес — и так же выстроен балет: от реверанса крохи, что только что надела балетные тапочки, до соревнования в виртуозности двух премьеров. Настроив с помощью этого сорокаминутного спектакля организмы на правильный лад и чистую технику, труппа Большого приступит к репетициям нового балета «Нуреев». Биографию мятежного премьера Мариинки сотворит на сцене Большого та же команда, что год назад сделала «Героя нашего времени»: партитура заказана Илье Демуцкому, за хореографию будет отвечать Юрий Посохов, а за режиссуру — Кирилл Серебренников. (Первый показ — 6 июля 2017 года).

На суше и на море

Опера же в Большом собирается жить весьма интенсивной жизнью. Разговор про прошлое здесь тоже будет, но не в формате воспроизводства нафталина, а в формате переосмысления сюжетов, нового жадного взгляда на знаменитую музыку. Музыкальный руководитель Большого Туган Сохиев раздал прочие премьеры дирижерам-коллегам, себе же взял любимую им «Снегурочку» Римского-Корсакова: музыку богатую и страшноватую. На постановку зван режиссер Александр Титель, а это значит, что сюжет Островского будет отчетливо приближен к нашим дням — даже если все героини окажутся в сарафанах. «Снегурочка» 15 июня 2017 года станет четвертой оперной премьерой Большого в следующем сезоне: вероятно, ее уверенная мощь будет призвана защитить театр, если его вдруг начнут упрекать в интересе к не самым популярным операм.

Мечислав Вайнберг

Мечислав Вайнберг

Фото: mariinsky.ru

Таких опер — не рассчитанных на поклонников оперных див — намечается две. («У нас заполняемость зала 97 процентов, — сказал Владимир Урин. — кому, как не нам, экспериментировать и расширять репертуар»). Во-первых, «Билли Бадд» Бенджамина Бриттена — мрачная история злоключений матроса на военном корабле, сотворенная искуснейшим из английских композиторов ХХ века. По чистой логике сюжета, в опере нет ни одной женской партии: в XIX веке трудно представить себе даму на крейсере. Этот спектакль — копродукция Большого с English National Opera: режиссер постановки Дэвид Олден, дирижер Уильям Лейси. (Премьера назначена на 25 ноября). Вторая же премьера, что не даст зрителю расслабиться в кресле под сладкозвучное пение, обещана 12 февраля: в Большом поставят «Идиота» Мечислава Вайнберга (сюжет — из романа Достоевского). Композитор, в 1939 году бежавший в СССР из Польши, в 1953-м арестованный по «делу врачей» и всю жизнь проживший с невидимой желтой звездой на пиджаке (его первой женой была дочь Соломона Михоэлса), много писал «в стол» — и несколько лет назад, уже после его смерти, театры в Европе вдруг стали интересоваться его партитурами. Осенью этого года в Екатеринбургском оперном театре состоится премьера «Пассажирки», большая часть действия которой происходит в Освенциме, — и Большой пригласил уральцев на гастроли с этой постановкой, так что московская публика сможет познакомиться сразу с двумя значительными сочинениями Вайнберга. Ставить «Идиота» в Большом будет Евгений Арье, а за пультом будет уже проявивший себя на постановке «Дона Паскуале» Михал Клауза.

Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко

Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко

Фото: Александр Вильф / РИА Новости

Для тех же меломанов, что уважают лишь оперы, написанные не позже XIX века, Большой театр открывает премьерную серию 16 октября «Манон Леско» Пуччини. В заглавной роли француженки, соблазняющей добропорядочного молодого человека и погибающей в конце концов на каторге, обещана Анна Нетребко. Руководство Большого надеется, что и в дальнейшем отечественные оперные звезды первой величины будут появляться в театре: Дмитрий Хворостовский обещан в «Дон Карлосе» и ведутся переговоры с Ольгой Перетятько об участии в «Травиате».

Тогда мы идем к вам

Происходящее в Большом может быть хорошо или плохо, но не секрет, что не все желающие могут попасть в этот театр: для кого-то слишком дороги билеты, для кого-то непреодолимы расстояния (а Большой редко гастролирует по родной стране). Нынешнее начальство театра думает и об этом — и планирует целый комплекс мероприятий. Прежде всего, продолжается и расширяется программа трансляций балетных спектаклей: в следующем сезоне в российских кинотеатрах можно будет увидеть семь спектаклей — от «Спящей красавицы» до «Героя нашего времени» и вечера голландских хореографов. Кроме того, Большой создает на своем сайте собственный видеоканал. Повезет меломанам в Олимпийской деревне: там в зале Филармонии-2 будет регулярно выступать оркестр Большого. И наконец, уже этим летом спектакли Большого можно будет увидеть и услышать не заходя собственно в театр: в июле на колонны главного театра страны повесят большой экран и на него будут транслироваться те оперы и балеты, что идут в этот момент на сцене. 1 и 2 июля там можно будет бесплатно увидеть оперу «Царская невеста», а 8 и 9 июля балет «Драгоценности».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше