Новости партнеров

Грядки вместо пляжа

Бизнес подстраивается под вернувшийся интерес к дачному отдыху

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Подорожавшие билеты, закрытие дешевых пляжных направлений и пустеющие кошельки заставили россиян отказаться от поездок за границу. На смену «турциям и «египтам» пришли дачные участки или, как их еще называют, «фазенды», где россияне готовы проводить не только выходные, но и весь отпуск.

Многие владельцы приусадебных участков уже открыли сезон в майские праздники и приводят в порядок хозяйство. Теперь им предстоит проводить здесь больше времени, чем обычно. Согласно недавнему исследованию компании Nielsen, 33 процента опрошенных отпуск в этом году посвятят даче (в прошлом году таких было 30 процентов). Причем жители городов-миллионников склонны коротать отпуск на шести сотках или в деревне (37 процентов) в большей степени, чем обитатели небольших городов (28 процентов).

«Тот факт, что в этом году россияне выбирают отдых в России, а не за рубежом, открывает новые возможности FMCG-бизнесу (производство товаров повседневного спроса — прим. «Ленты.ру») и ретейлу», — говорит Марина Ерскова, руководитель группы управления эффективностью продаж Nielsen Россия. Ведь теперь большую часть отпускных россияне потратят дома, и больше покупок будет связано с хозяйством и огородом.

Шопинг в паутине

Торговые сети и магазины еще в прошлом кризисном году отметили рост интереса к товарам дачной категории. «У людей появилось свободное время, которое можно провести с семьей, многие вернулись к своим дачам, которые заменили поездки на курорты», — рассуждает руководитель отдела закупок направления «Сад» гипермаркета ОБИ Максим Суравегин.

Вопреки общему спаду покупательской способности продукцию для обустройства дач год назад скупали активно. Например, в интернет-магазине «220 Вольт» в летний сезон 2015-го зафиксировали рост числа заказов на 12 процентов к уровню 2014-го. Здесь объясняют рост спроса и расширением дачного ассортимента магазина, и кризисным фактором. В этом году объем заказов вырастет еще больше — на 20 процентов к уровню 2015-го, говорит представитель «220 Вольт».

В 2016 году на востребованную нишу обратил внимание интернет-гипермаркет Ozon.ru. «В 2014-м мы сделали первые шаги: вывели "Сад и огород" в отдельное направление и начали развивать ассортимент», — сообщил «Ленте.ру» Антон Харчевников, руководитель направления «Товары для дома». По его словам, доля покупок в этом сегменте среди пользователей выше, чем по другим направлениям, увеличился и средний чек.

В целом посещаемость разделов категории «Товары для дачи» в российских интернет-магазинах за год выросла более чем на 20 процентов, сообщил «Ленте.ру» Артем Соколов, исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Эта категория была второй по популярности во время онлайн-распродаж «Киберпонедельника» в январе этого года. Тогда продажи выросли в 1,5-5 раз в зависимости от магазина; в следующий «Киберпонедельник», намеченный на 30 мая, по прогнозам Соколова, продажи таких товаров будут еще выше, поскольку акция приходится на пик сезона.

Представители торговли уверены, что кризис все же влияет на поведение покупателей: из-за падения доходов люди хоть и не отказываются от «дачных» покупок, но стараются выбирать максимально выгодные варианты. С этим, в частности, связан всплеск роста покупок в интернет-магазинах, где легче сравнить цены.

Россияне оформляют заказы и на иностранных онлайн-площадках, где можно найти совсем дешевые товары, — раньше там приобреталась в основном мелкая техника, семена, шланги и так далее. «Рынок доставки товаров из зарубежных интернет-магазинов весом больше двух килограммов только начинает развиваться», — объясняет Артем Соколов из АКИТ.

С прошлого года возможность торговать на крупнейших зарубежных площадках eBay и AliExpress получили российские продавцы, и «дачная» витрина пополнилась отечественными товарами. Это сразу сказалось на объемах продаж. По данным глобальной площадки eBay, в 2015 году Россия заняла третье место в списке лидеров по продажам товаров в категории «Дом и сад». Кроме того, по статистике eBay, около 40 процентов всех российских продавцов торгуют в категории «Дом и сад». А на AliExpress, следуя всплеску спроса, в этом году для покупателей из России запустили «Дачную распродажу».

Впрочем, признает Артем Соколов из АКИТ, дачную продукцию и сегодня чаще всего приобретают в традиционных магазинах. Поэтому нужные дачникам товары в свою линейку уже ввели ретейлеры самой разной направленности — от торговцев электроникой до универсальных гипермаркетов. В сети «Эльдорадо», например, товары для дачи появились в 2014-м и с каждым годом ассортимент представленной в этом отделе продукции расширяется: «Мы прислушались к ожиданиям рынка, проанализировали статистику», — объясняет пресс-секретарь ретейлера Юлия Завьялова. В «М.Видео» пошли по аналогичному пути. Традиционными становятся сезонные распродажи и в других сетевых магазинах.

Дача-кормилица

По наблюдениям ретейлеров, большинство россиян в этом сезоне сосредоточены на ремонте существующих домов и дачных строений, а не постройке новых. Это доказывает статистика сервиса бесплатных объявлений Avito.ru: наиболее востребованными товарами в категории «Для дома и дачи» по России остаются стройматериалы, но отмечается снижение спроса на фоне резкого роста предложения. Также зафиксировано резкое удорожание материалов — более чем в два раза за два года.

В то же время дачники стали уделять больше внимания благоустройству загородного жилья и приусадебных участков, стремиться к эстетике и комфорту, отмечает руководитель проекта по продажам садового оборудования «Керхер Россия» Яна Каплан. Поэтому востребованными у дачников остаются недешевые газонокосилки, электро- и бензопилы, светильники, камины. Плюс традиционно пользуются спросом шланги, насосы, системы полива, биотуалеты и аксессуары к ним, а также разнообразный дачный инструмент — лопаты, топоры, грабли и так далее.

Продавцы наблюдают и всплески своеобразной дачной моды. Оксана Токарева, руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «Метро Кэш энд Керри Россия», сообщила, что в последние два года растет спрос на товары категории BBQ — уголь, мангалы, грили, садовая мебель, павильоны, зонты. В российской пресс-службе ИКЕА подтвердили, что основным спросом в дачный сезон пользуются товары для обустройства зоны отдыха (столы, стулья, зонты, гамаки, шезлонги, текстиль).

Не экономят россияне и на развлечениях для детей. Три года назад практически все дачники покупали надувные бассейны, а потом самым популярным товаром стали батуты, говорит гендиректор интернет-магазина Enter Михаил Рубин.

В этом году появился новый тренд: растет спрос на товары для посадок в теплицах. В сытых нулевых владельцы участков предпочитали засаживать клумбы цветами и кустарниками, а сейчас спрос на семена и рассаду смещается в пользу овощей и зелени. Представитель ОБИ Максим Суравегин отмечает, что, несмотря на начало посадочного сезона, уже видно, что спрос на отдельные категории семян — томаты, огурцы, перцы, зелень — вырос почти на 40 процентов. В прошлом году продажи посевного картофеля в ОБИ выросли примерно в два раза, в этом году — еще на 40-50 процентов.

«Есть люди, которые что-то выращивают по экономическим соображениям, поскольку овощи в магазинах в последние время сильно подорожали, а есть те, кто заботится о здоровом образе жизни и не хотят покупать магазинные продукты», — говорит Суравегин. Он полагает, что люди стали больше следить за качеством продуктов питания, им важно знать, как они выращены, с использованием каких удобрений. Эта тенденция наиболее заметна в больших городах.

По наблюдениям Суравегина, интерес к дачным посадкам сегодня проявляет и среднее поколение, и более молодые россияне. «Молодежь постепенно вовлекается в процесс выращивания овощей, зелени и других растений, им интересно экспериментировать с посадками», — говорит собеседник «Ленты.ру». У кого-то остались знания от бабушек, но пробел в знаниях большой, констатирует эксперт, и сегодняшним молодым трудно становиться садоводами и огородниками без инструкций и мастер-классов.