«Мы нашли линейку замещения иностранных двигателей»

Вице-президент ОСК — о перспективах ВМФ России

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Непростая экономическая ситуация, необходимость перестройки промышленности в условиях санкций и разрыва ранее сложившейся кооперации диктуют новые условия для отечественного судостроения, военного в первую очередь. «Лента.ру» побеседовала с вице-президентом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) о перспективах строительства кораблей для ВМФ России.

«Лента.ру»: В каком состоянии проекты крупных десантных кораблей? Каков их статус? Как вы расцениваете возможные сроки начала строительства и какие предприятия ОСК могли бы подключиться к решению этой задачи?

Игорь Пономарев: Заданий по разработке и строительству БДК новых проектов мы от нашего заказчика пока не получали. ОСК ведет переговоры и предварительные консультации о возможности строительства уже не больших десантных кораблей, а универсальных десантных кораблей.

Планируется ли новая серия десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр»? После присоединения Крыма Россия получила доступ к феодосийскому заводу «Море», строившему такие корабли в советское время.

Как известно, Феодосийский завод «Море» специализируется на строительстве десантных кораблей на воздушной подушке (ДКВП) типа «Зубр». Тем не менее, у ОСК имеется альтернативная площадка для этого типа кораблей — Хабаровский судостроительный завод, ранее специализировавшийся на десантных катерах на воздушной подушке типа «Мурена».

Все технологии на хабаровском предприятии ОСК сохранены. Завод способен выполнить заказ на строительство кораблей этого типа. Пока от Минобороны РФ не поступало заданий по техническому проекту в ЦМКБ «Алмаз», не включено строительство этих кораблей и в ГОЗ. Тем не менее, следует иметь в виду, что при рассмотрении новой программы ГПВ возможны различные варианты.

Расскажите про перспективу подключения к выполнению гособоронзаказа судостроительных предприятий Крыма. Какие конкретно заказы размещаются на крымских предприятиях? Планируется ли там серийная постройка кораблей основных классов?

ОСК совместно с правительствами Севастополя и Крыма работает по интеграции Севастопольского морского завода в экономику и машиностроение России на базе филиала северодвинского Центра судоремонта «Звездочка». Часть заказов северодвинское предприятие уже делегировало Севастопольскому заводу, и тот приступил к их реализации. Однако может потребоваться достаточно долгое время для приведения производственных мощностей севастопольского предприятия в надлежащее состояние для оперативного выполнения ГОЗ. Для этого прежде придется подготовить производственную базу, чтобы в дальнейшем можно было расширять продуктовый ряд. Это позволит вернуться к традиционным возможностям Севморзавода, который ранее успешно строил плавучие краны и морскую технику различной номенклатуры.

Когда-то перспективные фрегаты проекта 22350 (типа «Адмирал Горшков») предполагалось строить серией по 20-30 единиц, чтобы обеспечить насыщение ВМФ однородной номенклатурой кораблей основных классов. Однако после закладки головного фрегата крупносерийное строительство так и не начато. Как вы оцениваете готовность систем корабля — сколько еще продлится доводка радиоэлектронного оборудования и систем вооружения?

Испытания головного фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков» идут в соответствии с графиком, согласованным с Министерством обороны РФ. Корабль находится на Севере и в ближайшее время будет готов к государственным испытаниям, которые планируется завершить до конца 2016 года.

Очевидно, что одна Северная верфь с такой серией не справится. Какие заводы можно подключить?

Потребность во фрегатах этого проекта будет определена ГОЗ. Если Минобороны примет решение о строительстве большой серии, то ОСК сможет привлечь достаточно дополнительных (помимо Северной верфи) площадок, способных строить корабли такого класса. Речь идет прежде всего о ПСЗ «Янтарь», который в прежние времена строил корабли того же класса, что и Северная верфь. Производственные мощности предприятий ОСК позволяют строить фрегаты в том количестве, какое закажет Минобороны РФ.

Как обстоят дела с освоением производства газотурбинных энергетических установок для кораблей этого класса в России?

Как известно, в рамках программы импортозамещения согласованы планы по созданию в России газотурбинных двигателей, базовым предприятием определено НПО «Сатурн». Производственные возможности этого предприятия хорошо известны, и здесь его компетенция достаточно высокая. Пока все работы ведутся по графику, согласованному Минпромторгом, Минобороны и ОСК. Первый опытный образец ГТУ планируется разместить на испытательном стенде в 2017 году.

Серийная поставка на строящиеся корабли проекта 22350 может начаться в конце того же года. Первые образцы отечественной ГТУ поступят на Северную верфь. У нас нет никаких сомнений в том, что российская промышленность способна решить эту задачу.

История кораблей проекта 11356 в российском флоте завершена — или же после создания отечественной газотурбинной ГЭУ серия может возобновиться?

Сторожевые корабли проекта 11356 зарекомендовали себя очень хорошо. И по мореходным качествам, и по системам вооружения, и по соотношению «стоимость и эффективная мощь» корабль этого проекта — один из самых привлекательных в мире. Индийская сторона, располагающая фрегатами этого проекта в составе своих ВМС, неизменно отмечает высокую надежность приобретенных в России кораблей. Испытания сторожевого корабля «Адмирал Григорович» для ВМФ России также показали, что он способен эффективно решать все боевые задачи. Решение военного ведомства о продолжении строительства серии кораблей этого проекта вполне возможно.

Что происходит в семействе СКР проекта 20380? Выбран ли уже, наконец, единый подтип корвета для массового серийного выпуска?

ЦМКБ «Алмаз» готово создать для ВМФ новый корвет, техническое проектирование уже ведется. Решение о строительстве может быть принято в соответствии с новой ГПВ.

Планируется ли перенос проекта 20385 на другие заводы (вслед за родственным 20380)?

В ОСК имеются три завода, способные освоить строительство корветов такого класса. Это Амурский судостроительный, «Северная верфь» и «Янтарь». На первом заводе уже строят корветы 20380. Сейчас головной корабль находится на достроечной базе в городе Большой Камень, ведутся швартовные испытания, в середине года планируем вывести корабль на заводские ходовые испытания, чтобы к концу года завершить государственные испытания.

Как идет замещение дизельных двигателей для кораблей проекта 20385?

В прошлом году ВМФ совместно с ОСК принял решение о замещении зарубежных дизельных двигателей агрегатами ОАО «Коломенский завод». В настоящее время корвет «Стойкий» оснащен двигательной установкой этого завода. Как известно, в конце апреля на корвет «Гремящий» проекта 20385 были погружены главные двигатели, изготовленные на Коломенском заводе. Здесь мы нашли линейку успешного замещения двигателей иностранного производства.

Начнется ли в этом году давно ожидаемый «большой ремонт» «Адмирала Кузнецова»? Какие работы предполагается провести на авианосце?

Предприятиями ОСК выполняются работы по сервисному обслуживанию ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Корабль находится у причальной стенки 35-го завода. Работы ведутся в соответствии с графиком. Технического задания на «большие работы» по этому кораблю от Минобороны пока не поступало. Как только оно поступит, предприятия ОСК решат все вопросы по серьезному ремонту авианесущего крейсера.

Что можно рассказать о проекте перспективной АПЛ «Хаски»? В какой стадии находится разработка, когда может начаться строительство субмарин этого типа? Справедлива ли характеристика этих лодок как «упрощенных "Ясеней"»?

Облик перспективной АПЛ — в стадии формирования. О перспективах строительства и особенностях этого проекта можно будет судить только после завершения эскизного проекта, примерно через два года.

Что можно сказать о перспективных неатомных подводных лодках? Каковы итоги и выводы по результатам опытной эксплуатации проекта 677?

Опытная эксплуатация головной ДЭПЛ проекта «Лада» показала хорошие перспективы. Планируется, что опытная эксплуатация завершится до конца 2016 года. Ведется строительство еще двух единиц этого проекта по контрактам, подписанным с Минобороны. Деньги выделяются своевременно, работы выполняются по графику.

В каком состоянии разработка ВНЭУ для перспективных НАПЛ «Калина»?

В настоящее время проводится ряд НИОКР в данном направлении. Подтверждена реальная возможность создания корабельного образца ВНЭУ, работы по которому планируется выполнить с 2016 по 2019 год. После того как корабельный образец будет получен, примем решение по перспективным НАПЛ типа «Калина».

Обсудить
Моя семья
Легендарный маньяк и его культ кровавых убийц держали в страхе всю Америку
Чарльз МэнсонКонец маньяка: Чарльз Мэнсон умер в тюрьме
Легендарный убийца не дождался великой межрасовой войны
Порошок, приходи
Жадные мексиканцы потеряли доход от марихуаны и завалили Америку героином
Роберт и Грейс МугабеДедушка старый, ему все равно
Военные не дали старейшему диктатору мира править после смерти
Кровавая ривьера
Франция отстреливает врагов по всему миру, пока никто не видит
Абсолютное возмездие
Россия, США и Китай готовятся к третьей мировой войне
Пробила дно
Планета-пришелец расколола Землю и сдвинула континенты
Голодающие дети в Бузулуке (Самарская губерния), 1921-1922 гг.«Обезумевшие родители отбирали еду у детей»
Советская власть бросила миллионы умирать от голода, но их спасли американцы
«Девочку из России тут никто не ждет»
История сибирячки, перебравшейся в Нидерланды
Во всем виноват буй
Она мечтала о круизе с секс-рабынями, но потерялась в море с боевой подругой
«Не надо меня спасать»
Звездный путешественник нашел тайное племя головорезов, ввязался в войну и выжил
Эмилио Эстевес в роли Билли КидаМалыш на миллион
Легендарный головорез Дикого Запада передал привет из прошлого
Audi Q5 против SQ5
Пять причин купить Audi SQ5 вместо обычной Q5 (и одна против)
5 причин, почему мы ненавидим кроссоверы
Объясняем в картинках, почему самые популярные машины в мире никуда не годятся
Далеко. Дорого. Офигенно
Как поехать в Исландию и обомлеть не только от природы
Кто делает самые эпатажные британские машины
«Рэйнджи», «Астоны» и «Роллс-Ройсы»: лучшие творения ателье Kahn Design
Ловушка для планктона
Тест: Какой офис идеально вам подходит
«Моя бывшая живет на помойке»
Москвич сделал из жены бомжа, и ему не стыдно
Белый друг
Самые необычные туалеты мира
Это Англия, детка!
Идеальный дом можно выиграть за две тысячи рублей
Берите две
Пять стран, где ипотеку дают под смешной процент