Государство задумалось о повышении налогов и активно обсуждает эту тему. Впрочем, в правительстве опровергают любую информацию об ужесточении финансового режима. Эксперты же считают, что изменение фискальной нагрузки неизбежно. Реформу проведут после 2018 года.
После 2018 года в России будут повышены налоги. Правительство рассматривает два варианта изменения фискальной политики. Первый — изменение налога на доходы физических лиц (НДФЛ): увеличение с нынешних 13 процентов до 20 процентов для всех граждан либо введение прогрессивной шкалы. Второй — повышение налога на добавленную стоимость (НДС; сейчас ставка равна 18 процентам). Об этом 16 мая сообщила газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники в российском правительстве.
Подтверждения данная информация не получила, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле конкретных решений о повышении налогов не принимали. «Никаких решений на этот счет нет, никакой доминирующей точки зрения на этот счет нет, и говорить об этом, конечно, невозможно».
Помощник главы Минфина Светлана Никитина сообщила «Ленте.ру», что ведомство сейчас не занимается проработкой вопроса о повышении налогов: «Никаких поручений по повышению НДФЛ нам не поступало, и в настоящее время министерство не готовит и не обсуждает подобных инициатив».
Таким же образом реагируют и в Министерстве экономического развития:«Официального поручения в Минэкономразвития по данному вопросу не поступало», — сказала «Ленте.ру» помощник министра Елена Лашкина. Она также напомнила, что ранее глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев говорил, что обсуждать вопрос введения прогрессивной шкалы по НДФЛ не нужно даже за пределами 2018 года.
Официальные лица опровергают перспективы ужесточения налогового режима в стране. Тем не менее власти находятся в крайне затруднительном положении — финансовая система государства подвергается все большему давлению. Федеральный бюджет на 2016 год принят с дефицитом в 2,36 триллиона рублей (три процента ВВП) — в таких условиях правительству нужно думать о том, как сбалансировать доходы и расходы.
Судя по всему, необходимость повышения налогов обсуждается достаточно активно. Так, источник «Ленты.ру» в финансово-экономическом блоке правительства сообщил, что на одном из последних совещаний у первого вице-премьера Игоря Шувалова поднимался вопрос о переходе с плоской на прогрессивную шкалу налогообложения. В Госдуме также подтвердили, что вопрос о повышении налогов обсуждается в правительстве. В общем, государство крепко задумалось о путях пополнения казны. Но конкретные решения, очевидно, будут приниматься после президентских выборов 2018 года.
Эксперты, опрошенные «Лентой.ру», считают, что налоги в России, скорее всего, будут увеличены — финансовые проблемы усугубляются, и у правительства не останется иного выбора. Россиянам же придется смириться с падением уровня доходов.
Главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров полагает, что вероятность увеличения налоговой нагрузки в России очень высока: «Особенно если учесть довольно трудную ситуацию, в которой оказался бюджет, а также тот факт, что на период после 2018 года политических обязательств не повышать налоги нет».
НДФЛ уходит в региональные бюджеты. На данный момент их основные проблемы — рост дефицита и долга. В 80 процентах субъектов Федерации наблюдаются бюджетные проблемы, сообщало в конце апреля международное рейтинговое агентство Fitch. По словам главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, у каждого шестого региона госдолг превышает 100 процентов от доходной части казны, что запрещено Бюджетным кодексом.
Более четверти доходов субъекты федерации получают за счет подоходного налога. «Повышение НДФЛ в полтора раза — до 20 процентов — станет существенной добавкой для регионов. Хотя с учетом неравномерности распределения доходов населения по стране это вряд ли сможет серьезно улучшить ситуацию», — считает Владимир Тихомиров.
Как уже было сказано, второй вариант налоговой реформы — переход на прогрессивную шкалу. Периодически эту идею продвигают некоторые депутаты Госдумы. В марте прошлого года коммунист Николай Рябов внес законопроект, согласно которому люди с зарплатой менее 40 тысяч рублей в месяц должны перечислять государству менее 13 процентов, от 40 тысяч — 13 процентов, от 100 тысяч — 16 процентов. Положительный эффект для бюджета он оценил в 400 миллиардов рублей. В октябре Василий Швецов из «Справедливой России» предложил облагать налогом в 25 процентов доходы от 25 до 100 миллионов рублей в год; 35 процентов должны были бы платить те, кто получает от 100 до 200 миллионов; 50 процентов — получающие больше 200 миллионов.
Ни один документ так и не был одобрен нижней палатой. Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров выступает против таких мер: «Говорят: давайте введем прогрессивную шкалу подоходного налога — несправедливо, что миллионеры платят 13 процентов. Мы получим не рост налогов, мы получим падение. Все это мы много раз проходили».
Несмотря на то что законопроекты о введении налога на богатых постоянно заворачивались Госдумой, переход на прогрессивный НДФЛ — приемлемый вариант для правительства, считает директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
«Денег в казне нет, правительству приходится искать дополнительные источники дохода, а введение прогрессивной шкалы — вполне электоральная мера, она будет хорошо воспринята населением. Думаю, что даже если общую ставку поднимут до 15 процентов, но при этом с состоятельных будут брать больше, граждане все равно это поддержат. У людей такая психология: пускай мне будет хуже, зато богатым будет еще хуже», — комментирует он.
Повышение НДФЛ для населения означает только одно — уменьшение получаемого на руки дохода. Напомним, Минэкономразвития прогнозировало, что компании в ближайшие годы будут вынуждены экономить на зарплатах. Предприятия пустят деньги на собственное развитие, что приведет к восстановлению экономики и одновременно — к росту бедности. Увеличение подоходного налога усугубит этот процесс.
Вторая часть предполагаемой налоговой реформы, обсуждение которой отрицается правительством, — это повышение НДС.
Налог на добавленную стоимость платит продавец того или иного товара, но фактически он является косвенным сбором с потребителей: НДС включается в стоимость продуктов питания, бытовой техники, бензина, других товаров и услуг.
Этот вид налога является критически важным для федерального бюджета. По данным Казначейства, с января по апрель 2016 года доходы государства составили 3,91 триллиона рублей; 25 процентов из них (986,37 миллиарда рублей) были получены за счет НДС. Для сравнения: налог на добычу нефти принес 582 миллиарда рублей.
Повышение НДС приведет к росту доходной части федерального бюджета, но вызовет разгон инфляции. Продавцы переложат свои издержки на покупателей. «Если речь идет о простом повышении НДС, то, конечно, это негативно отразится на благосостоянии населения и приведет к росту цен», — подчеркивает Владимир Тихомиров из БКС.
Рост НДС приведет к переходу части компаний в теневой сектор, считает Игорь Николаев из ФБК. Цены вырастут, и работодателям придется повышать зарплату, чтобы люди не получали меньше. Предприятия захотят сократить издержки и начнут платить жалование в конвертах, но это не так просто. «После того как компания поработала на рынке легально, снова перейти в серую зону ей крайне трудно. Тем более что налоговые органы улучшают систему администрирования», — добавил эксперт.
***
К 2040 году за баррель нефти будут давать 250 долларов — по крайней мере, такой прогноз содержится в оптимистичном сценарии развития сырьевого рынка от Минэнерго США. Правительство России вряд ли будет ждать так долго, ему придется пойти на целый ряд непопулярных мер, среди которых — и повышение налогов, и повышение пенсионного возраста. Если нефть подорожает быстро, кошельки россиян будут временно спасены, но о структурной перестройке экономики придется забыть: доходы от продажи углеводородов убьют мотивацию для развития несырьевых отраслей. В конечном счете после очередного обвала котировок государство снова будет вынуждено думать о том, как затянуть пояса своим гражданам.