Майские указы главы государства в основном исполнены, но российские бюджетники в отдельных регионах продолжают зарабатывать менее 10 тысяч рублей. По документам все гладко: зарплаты повышены, социальные проблемы решены. Как и зачем чиновники выполняют президентские поручения на бумаге, разбиралась «Лента.ру».
Повышение зарплат бюджетникам было одним из главных пунктов в пакете указов президента Владимира Путина, подписанных в мае 2012 года. Документ определил основные ориентиры развития страны на несколько лет, в первую очередь в социально-экономической сфере. Вопросы благополучия врачей, учителей и других работников бюджетной сферы занимали центральное место.
Тем не менее в конце апреля 2016 года Общероссийский народный фронт (ОНФ) по итогам проведенного самими «фронтовиками» опроса сообщил, что каждый пятый медик в стране зарабатывает менее 10 тысяч рублей в месяц. Зарплату более 50 тысяч указали только 1,26 процента респондентов. Больше всего опрошенных — примерно треть — получает ежемесячно 10-15 тысяч рублей. Одновременно активисты ОНФ отметили острый дефицит кадров в здравоохранении, снижение качества и доступности медицинской помощи.
По данным кабмина, из 218 указов, в том числе касающихся зарплат, выполнено 154, хотя планировалось, что к этому году закончится работа по 175 поручениям. Таким образом на текущий момент правительство справилось с задачами на 88 процентов. Но, похоже, даже на такой результат министры особо не надеялись.
В 2013 году правительство пыталось смягчить жесткие условия указов. Так, министр экономического развития Алексей Улюкаев представил премьеру Дмитрию Медведеву доклад, в котором предупредил, что поручения выполнимы при ежегодном росте ВВП в 5,3 процента, тогда как этот показатель на тот момент не превышал двух процентов.
В Минфине подчеркивали, что благоприятный сценарий реализации указов возможен лишь в условиях высоких цен на нефть, которые с тех пор успели обвалиться практически вдвое. Однако глава правительства не счел это поводом не выполнять поручения президента.
В сентябре 2015 года Дмитрий Медведев призвал кабмин повысить эффективность бюджетных расходов и экономить деньги «по всем фронтам», подчеркивая необходимость реализации социальных госпрограмм. Сам президент допустил корректировку сроков выполнения. Он отметил, что «чуть раньше, чуть позже, все равно это должно быть сделано», то есть фактически запретил правительству даже думать о невыполнении указов из-за стагнации.
Депутаты решили подогреть тему: в Госдуму был внесен законопроект, который грозил чиновникам крупными штрафами и увольнением за «саботаж указов, распоряжений и поручений президента». Документ в итоге отклонили, но региональные власти уже бросились исполнять указы, хотя зачастую это делалось лишь на бумаге.
Только на социальную часть указов, как подсчитали в Центре макроэкономических исследований Сбербанка, требовалось 5,1 триллиона рублей. По данным экспертов Высшей школы экономики, выполнение по большей части легло на плечи регионов, которые имеют разбалансированный бюджет и огромные коммерческие долги. Поскольку на значительные денежные вливания из центра рассчитывать не приходилось, субъектам сразу пришлось резать социальные расходы и сокращать занятость в бюджетном секторе.
Зарплаты врачам и учителям, уточняют эксперты, повышались за счет увольнения их коллег предпенсионного возраста, которые вполне могли продолжать трудиться дальше. Только за 2014 год число медицинских работников сократилось на 90 тысяч.
В Совете по правам человека сообщали о случаях, когда преподавателям формально повышали зарплату, но при этом снимали надбавки за рабочий стаж, категории и награды. В результате их реальный доход становился еще меньше, чем был прежде.
Желая любым способом достичь нужных показателей, чиновники запускали «мероприятия по оптимизации». Например, одно из поручений Путина — добиться стопроцентной доступности дошкольного образования для детей от трех до семи лет — власти некоторых регионов выполняли весьма оригинальным способом, ликвидируя ясельные группы.
Федеральные чиновники тоже нашли изящный выход из ситуации. Осенью 2015 года правительство утвердило постановление о «совершенствовании статистического учета». Согласно документу, понятие «среднемесячная зарплата» было заменено термином «среднемесячный доход от трудовой деятельности». «В отличие от старого показателя, который рассчитывался только по кругу наемных работников организаций, новый показатель охватывает весь круг лиц, работающих по найму», — говорилось в документе.
Что это значит? Проще говоря, раньше средний уровень зарплат считали по заработку сотрудников крупных и средних российских предприятий суммарной численностью около 45 миллионов человек. Но общее количество наемных работников в России составляет 66,8 миллиона человек, то есть из официальной статистики выпадали данные о доходах более 20 миллионов граждан, занятых в малом бизнесе, у индивидуальных предпринимателей и частных лиц. Их зарплаты часто не превышают размер МРОТ или проходят по серым или черным схемам.
По словам директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, после изменения методики расчета планка средней зарплаты оказалась заниженной на 13 процентов. Таким образом чиновники смогли достичь требуемых показателей по увеличению доходов бюджетников, формально не нарушив майских указов.
Более того, такой подход позволил федеральному центру уменьшить ассигнования на оплату труда педагогов, медицинских и социальных работников на общую сумму 34,2 миллиарда рублей, заложенных в бюджет на 2016 год. «Денег у регионов по-прежнему нет, хотя снижение планки "подтягивания" частично смягчило задачу повышения заработных плат бюджетникам, стоящую перед чиновниками», — считает экономист.
И хотя «бумажная» экономия не гарантирует реализацию указов Путина, от сложившейся ситуации есть определенная польза, считает Зубаревич: «Роль кризиса в том, что все дефекты существующей системы высвечиваются, как прожектором. И это важно для избавления от иллюзий».