Во вторник, 24 мая, президент России Владимир Путин одобрил закон, увеличивающий возраст выхода на пенсию для госслужащих. Теперь чиновники-мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет (вместо 60), а женщины — в 63 года (вместо 55). При этом никакого недовольства работники госструктур не высказывают и на работу в частные компании массово не переходят. «Денег нет. Вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья», — эта фраза премьер-министра Дмитрия Медведева уже вошла в историю. Но глава правительства лукавил: деньги на самом деле есть, просто достанутся они далеко не всем. Пенсии избранных россиян — их еще называют слугами народа — будут тем больше, чем дольше они сидят в своих креслах.
Черная метка
Повышение пенсионного возраста в России обсуждается уже не первый год. В апреле идея рассматривалась в Госдуме, и премьер-министр Дмитрий Медведев тогда сказал: «Применительно к депутатам, применительно к государственным служащим — я готов дать поручение проанализировать возможность увеличения пенсионного возраста прямо сейчас. Тем более что, судя по реакции в зале, многие к этому готовы, а многие этого хотят».
Правительство считает данную меру непопулярной. Финансовый блок кабинета министров говорит о ее вынужденности, а социальный блок — и вовсе о недопустимости. Как правило, люди хотят уйти на покой поскорее, и мало кто верит в эффективность стимулирования позднего ухода на пенсию.
Но на госслужбе все иначе: там человек стремится работать как можно дольше. Прощальное рукопожатие начальства и дежурное «Спасибо за службу!» воспринимаются чиновником как черная метка. Его жизнь на этом заканчивается.
Все дело в том, что от выслуги лет зависит не только карьера госслужащего, но и размеры его пенсии. Работай дольше — получишь больше. Казалось бы, для остальных граждан — все так же. Но, как всегда, дело в деталях.
«Обычно на госслужбе предпочитают оставаться до тех пор, пока не вынесут вперед ногами, — подтверждает доцент Высшей школы экономики Антон Табах. — Чем дольше чиновник работает, тем выше его статус, да и пенсия выше. Тем более что их пенсионное обеспечение не имеет никакого отношения к тому дефициту Пенсионного фонда России (ПФР), ради сокращения которого призывают повысить пенсионный возраст большинству граждан».
Во-первых, пенсия работников государственных органов и их структурных подразделений выплачивается не из страховых выплат, поступающих в ПФР, а напрямую из бюджета. Чиновники свое получат даже в том случае, если в Пенсионном фонде будет ноль рублей ноль копеек. Во-вторых, работникам госструктур полагается особая пенсия за выслугу лет. Ее размеры определены законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (глава третья, статья 14) и зависят от стажа службы.
Справедливости ради следует отметить, что и стаж, необходимый для получения повышенной пенсии, увеличен с 15 до 20 лет. Тем не менее пенсионное обеспечение чиновников совершенно несопоставимо с пенсионным обеспечением рядовых граждан. Причем это неравенство зафиксировано в законодательстве — таких больших выплат обычные россияне не получат даже при очень длительной трудовой биографии.
Благосостояние на три четверти
Согласно упомянутому закону, федеральным чиновникам при наличии служебного стажа не менее 20 лет выплачивается пенсия в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального госслужащего.
Если же сотрудник определенного учреждения служил более 20 лет, пенсия увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности равна уже 75 процентам среднемесячного заработка.
Впрочем, среднемесячный заработок ограничивается 2,8 размера должностного оклада. Фактически пенсия за выслугу лет устанавливается не от всего заработка, а лишь от его части.
Те же три четверти утраченного дохода полагаются всем депутатам Госдумы, отсидевшим в законодательном органе 4 года. Если народный избранник продержался более трех лет, ему положено 55 процентов части депутатского денежного содержания — оно равно 81 тысячи рублей.
Коснемся и других высокопоставленных лиц. К примеру, денежное вознаграждение, от которого считается пенсия по выслуге лет, самого низкооплачиваемого из них — уполномоченного по правам человека — 85 295 рублей. И право на получение выплат возникает при выслуге от 12 лет.
Пенсионный плюрализм
«Пусть расцветают сто цветов», — сказал в свое время Великий кормчий коммунистического Китая Мао Цзэдун. В России же фактически расцвело множество пенсионных систем.
Все знают об обычной пенсионной системе — для всех. В ней используется пенсионная формула, согласно которой гражданин в течение трудового стажа зарабатывает баллы, которые потом пересчитают в деньги. Стоимость балла государство определит к тому моменту, когда гражданин выйдет на пенсию. Рассчитать свою будущую пенсию по этой формуле практически невозможно. На сайте ПФР есть калькулятор, позволяющий определить лишь приблизительный размер будущей пенсии.
По официальным данным, в 2015 году в России пенсионный коэффициент замещения (соотношение средней пенсии и средней зарплаты) находился на уровне 35 процентов. При средней зарплате в 32 тысячи рублей и при среднем трудовом стаже в 35 лет человек получит в старости, в соответствии формулой, 13 тысяч рублей (37 процентов от зарплаты). При окладе в 80 тысяч, который уже считается высоким, и стаже в 50 лет пенсия превысит 27 тысяч рублей (34 процента заработка).
Но это для всех. А для отдельных категорий граждан созданы другие пенсионные системы, в которых выплаты рассчитываются по совершенно другим правилам. Помимо работников госучреждений с коэффициентами замещения от 45 до 75 процентов — в зависимости от выслуги лет, есть еще отдельные пенсионные системы для военных, для судей, для прокуроров.
Глава Минтруда Максим Топилин 23 мая сказал, что повышать пенсионный возраст гражданам можно только в том случае, если увеличится продолжительность жизни в стране. Он отметил, что мера, предлагаемая его оппонентами из финансово-экономического блока, не позволит сэкономить бюджетные средства: «Экономия предполагаемая совсем небольшая, это нельзя сравнить с экономией добровольно-накопительной пенсионной системы».
Его коллега из Минфина Антон Силуанов, напротив, настаивает на том, что повышение пенсионного возраста позволит сгладить последствия тяжелой демографической ситуации и не повышать нагрузку на предприятия. Поэтому, по его словам, повышать срок выхода на заслуженный отдых следует немедленно.
Ирония ситуации заключается в том, что ни господин Топилин, ни господин Силуанов, ни кто-либо из чиновников, которые предлагают ввести те или иные изменения в пенсионную систему, сами не имеют к ней никакого отношения: они не будут ею пользоваться.
У них другая система. Она гарантирует большие пенсии, которые будут перечисляться чиновникам из средств налогоплательщиков — тех самых, у которых будущая пенсия составит примерно 35 процентов текущего заработка. Им, похоже, не остается ничего другого, кроме как последовать совету Минфина и копить на старость самостоятельно.