В конце 1980-х годов лагерь социалистических стран стал разрушаться. За этим последовал распад СССР, одновременно раскололась и Югославия. Ядром населения Югославии были сербы (как русские в СССР), которые после распада государства оказались крупнейшим разделенным народом на постъюгославском пространстве — как и русские на постсоветском. В своей лекции, состоявшейся в Музее современной истории России, младший научный сотрудник Института славяноведения РАН Александр Дронов рассказал о ходе конфликта на территории бывшей Югославии, а также о российской политике в отношении противоборствующих сторон. «Лента.ру» записала основные тезисы его выступления.
Чтобы понять суть сербского менталитета и причины войны в Югославии, следует разобрать период, который предшествовал 90-м годам и был напрямую связан с Югославской народной армией (ЮНА). В 1987 году началась реформа ЮНА, целью которой стало повышение ее командного и технического уровня, сокращение ее численности и переформатирование военных областей (сначала они приблизительно соответствовали республикам Югославии, затем были изменены и в целом стали напоминать военные округа в СССР). Было списано устаревшее вооружение — его передавали в ведение сил территориальной обороны.
У каждой из шести республик, входивших в состав Югославии, помимо общей армии, были свои подразделения местной защиты. В стране существовал обычай, заведенный еще при Тито: в школах не только проходили военную подготовку, но и объясняли детям, где находится ближайший склад с оружием. Это, на мой взгляд, стало одной из причин, почему в 90-е, когда начался развал Югославии, население республик так быстро вооружилось. Ослабление и роспуск армии, единственной действующей и объединяющей структуры на территории Югославии, усугубило ситуацию.
Начало распада
Последним председателем президиума Югославии был Стипе (Степан) Месич (с 3 июня по 3 октября 1991 года). Во время его правления произошли основные процессы дезинтеграции единого государства и выделения из него очень важной части — Хорватии. Отношение Хорватии к Югославии предопределило распад страны. Сыграло свою роль и то, что в Югославии (как и в СССР) были выбраны республиканские президенты.
Первой откололась Словения, которая находилась на самом севере страны, ближе всего к Европе. Словенцам присуще особое самосознание, их язык значительно отличается от сербского и хорватского, которые, впрочем, тоже различаются между собой. При этом словенцы всегда ощущали себя жителями самого экономически развитого региона в составе Югославии, и именно поэтому они первые решили отделиться.
Председателем Союза коммунистов Словении был Милан Кучан, который ратовал за сближение Словении с Европой, на этой почве у него завязался конфликт с Милошевичем. Война между Югославией и провозгласившей независимость Словенией длилась недолго, всего 10 дней (27 июня — 6 июля 1991 года).
Деньгами и оружием Словению поддержала Европа, в первую очередь — объединившаяся недавно Германия. На архивных фотографиях десятидневной войны можно увидеть и флаг, похожий на российский триколор. Дело в том, что словенцы взяли для своего флага такие же цвета, как на флаге России, и вешали его на отбитые у югославов танки. В декабре 1991 года Кучан стал первым президентом этой страны.
К 1992 году от Югославии, кроме Словении, отделилась Хорватия со столицей в Загребе. Произошло это так: на территории Хорватии в Сербской Краине, где большинство составляли сербы, была провозглашена Сербская автономная область Книнская Краина. Затем там объявили референдум об отделении от Хорватии, ставший ответом на действия хорватских властей и демонстрацией желания сербского населения Хорватии остаться в составе Югославии.
Хорваты стали угрожать, прислали вертолеты. В небо поднялась авиация ЮНА и заставила эти вертолеты ретироваться. Хорватские органы полиции пытались помешать провести референдум, но им ничего не удалось, и он состоялся. В итоге получилось квазигосударственное образование независимая Республика Сербская Краина.
На 1992 год в остальных регионах пока еще был мир и покой, который охраняла единая армия. Роспуск ЮНА состоялся в 1992 году, причем синхронно с роспуском Советской армии.
Этнический и религиозный раскол
Первый президент Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович, известный своей «Исламской декларацией» (написанной еще в середине 70-х годов), говорил о необходимости создания исламского государства. Он стал одним из первых мусульманских политиков, выдвинувших эту идею. Хотя Изетбегович был европейским и образованным человеком, он все равно считал, что государство должно опираться на законы шариата. Его мечтой было создание исламского государства из разрозненных осколков Османской империи и мусульманских анклавов в Европе.
В 1992 году следом за Словенией и Хорватией отделились Босния и Герцеговина и Македония. В оставшемся образовании — Союзной республике Югославии (Малая Югославия) — остались Сербия и Черногория. Ее попеременно возглавлял то президент Сербии Слободан Милошевич, то теоретик сербского национального движения Добрица Чосич, а элита Черногории стояла в стороне. Черногория отделится от Сербии в 2006 году.
В основе этнического конфликта между Югославией, Хорватией и Боснией и Герцеговиной лежала проблема сложного этноконфессионального состава. Здесь жили сербы, мусульмане и хорваты, причем последние были преимущественно католиками.
Особая национальность — мусульмане. Ее ввел в обиход Тито для обозначения мусульманского населения Боснии и Герцеговины. В отличие от Болгарии, где Тодор Живков в середине 80-х годов решил, что все мусульмане должны стать болгарами и сменить имена на православные, Тито был мягче и не трогал их в Боснии и Косово.
Югославская армия была разнообразна по этническому составу, как и советская, однако ее офицерский состав состоял преимущественно из черногорцев и хорватов. После развала ЮНА были случаи, когда хорватские офицеры воевали в составе армии Сербской Краины или Республики Сербской, а сербские офицеры, наоборот, сражались в составе боснийских и хорватских частей.
Нацисты и Сопротивление
Корни проблем сербов и хорватов, помимо тех, что уже были упомянуты, лежали во Второй мировой войне. Ситуацию можно сопоставить с российской и ответить таким образом на вопрос о том, почему в РФ и на постсоветском пространстве процесс распада государства прошел менее кроваво (не считая конфликта в Нагорном Карабахе, Чечне, Таджикистане и Приднестровье).
У нас был один общий сплачивающий фактор: все жители советских республик, кроме жителей Прибалтики и Западной Украины, воевали против нацистов. Во главе Хорватии Гитлер поставил самых отъявленных радикалов: хорватскую ультраправую организацию усташей во главе с Анте Павеличем, которые устроили геноцид не только евреев и цыган, но и сербов.
Нацисты создали для них большое государство, включавшее в себя территории не только Хорватии, Боснии и Герцеговины, но и части Сербии. Здесь были основаны самые первые концлагеря Европы, например лагерь Ясеновац, где были уничтожены несколько сотен тысяч сербов.
В 1941 году Павелич и министр образования Миле Будак приняли «Закон о религиозном обращении», принуждавший православных принимать католичество. В стране висели плакаты, призывающие хорватов и мусульман вступать в СС, а архиепископ Загреба Степинац в своих речах благословлял хорватов на убийства сербов.
Сопротивление в Югославии возглавляли партизаны Тито и четники Драголюба Михайловича. Сначала было непонятно, на кого будет сделана ставка после победы, но по договоренностям Сталина и Черчилля в Тегеране, Югославия попала в сферу влияния СССР и управлять ею стали коммунисты Тито.
Сегодня в Сербии более популярен Михайлович, а к Тито отношение испортилось, потому что его винят в том, что он выделил сербам мало территорий и отдал сербскую землю другим республикам, что в 90-е привело к конфликтам. Кроме того, во время Второй мировой войны во время итальянской оккупации в Косово переселялись албанцы, тогда как сербы бежали оттуда. После войны Тито запретил сербам возвращаться и не стал выселять албанцев из Косово. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что албанцы жили в Косово с XVIII века, когда их туда заселяли османы, предварительно выселив сербов.
Политика РФ в Сербии и русские добровольцы
Министром иностранных дел России с 1990 по 1996 год был Андрей Козырев, и он вел прозападную политику, которая сводилась к формуле «Чего изволите?» Поэтому в Совбезе ООН Россия никак не реагировала на политику США по отношению к Югославии, Сербской Краине и Республике Сербской.
В результате во всех военных конфликтах были обвинены только сербы. Конечно, и у них были перегибы (на территории Сербии были концлагеря для мусульман и хорватов, была кровавая осада Вуковар в 1991 году), но военные преступления происходили не с одной стороны, а со всех. Единственной страной, которая могла выступить на стороне сербов, была Россия, но она молчала или занимала позицию США. Козырев же объяснял, что Штаты пытаются добиться мира. Правда, до мирного урегулирования дело дошло значительно позже.
Наблюдая за тем, что происходит на Балканах и как на это реагирует МИД РФ, в Югославию потянулись добровольцы. Во-первых, были те, кто добирались туда самостоятельно. Во-вторых, были те, кто поехал воевать от организаций.
В сентябре 1992 года в Югославии был собран Первый русский добровольческий отряд (РДО-1) из десяти человек. Он постепенно расширялся и был преобразован во Второй русский добровольческий отряд, который действовал год с осени 1992 по осень 1993 года. В его составе было 50 человек. Он носил название «Царские волки», потому что его костяк составляли монархисты, придерживавшиеся неовизантийских взглядов.
Затем был сформирован третий отряд под командованием мичмана Александра Шкрабова. Он существовал до 1994 года, — до гибели Шкрабова в июне 1994 года во время боя в районе города Олово. После распада отряда русские добровольцы начали вливаться в состав «Белых волков», изначально сербский отряд. В нем и других более мелких соединениях они и закончили войну.
Наиболее известное добровольческое соединение в этих военных конфликтах — Сербская добровольческая гвардия Желько Ражнатовича, известного как Аркан, которая была создана на основе фанатов футбольного клуба «Црвена Звезда» и докучала в основном хорватам. На стороне последних также были добровольцы, например в Боснии воевали люди из украинской УНА-УНСО (организация запрещена на территории России. — прим. «Ленты.ру»), однако через некоторое время они раскололись и часть их перешла на сторону сербов. На стороне мусульман в Боснии и в Косово воевали добровольцы из Чечни, сторонники Джохара Дудаева и арабский интернационал.
Косово в 1998 году
Конфликт в Косово начался потому, что албанцы составляли в этом регионе большинство населения, и у них не было даже полувласти. Поэтому они решили бороться за нее, вплоть до полного отсоединения и присоединения к Албании.
Косовская война началась в феврале 1998 года. Особую роль в ней сыграла так называемая Армия освобождения Косово (АОК). По сути АОК была террористической организацией, но международное сообщество закрывало глаза на их преступления и оказывало им поддержку. Создатель АОК Хашим Тачи будет первым премьер-министром независимого Косово.
24 марта 1999 года начались бомбардировки Югославии. Здесь Россия сказала твердое «нет». Как раз в это время произошел экстренный разворот самолета по решению Евгения Примакова, который летел в Вашингтон: узнав о бомбардировках, премьер решил, что разговаривать в Вашингтоне теперь не о чем.
Русские добровольцы участвовали в этом конфликте значительно меньше, чем в Боснии. На это повлияла меняющаяся позиция России, которая приняла участие в миротворческой миссии в регионе.
Косово поделили на сектора, которые контролировали разные страны. Изначально Приштину и аэропорт Косово хотели контролировать британцы, но случилась неожиданность. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года российские десантники совершили маневр из Боснии и заняли аэропорт, что было не согласовано с британцами. Такое решение было принято нашими военными после того, как разведка узнала планы британцев. Когда британцы подошли к аэропорту, наши уже успели окопаться. Британцам пришлось отступить. За успешную операцию военные получили специально изготовленные медали.
После того как Косово перешло под контроль сил НАТО, произошло массовое переселение сербов, черногорцев и цыган в Сербию и Черногорию. Всего Косово и Метохию к концу 1999 года покинули 250 тысяч сербов и черногорцев. Лишь незначительная их часть вернулась на родину. Россия же не признает Косово с 2008 года — с тех пор, как была провозглашена независимость этого края.