В ближайшие месяцы МВФ может выделить Украине очередной транш финансовой помощи. Но почти в два раза меньше, чем обещали, — миллиард долларов. Дальнейшая судьба программы поддержки зависит от успеха или провала украинских реформ, которые уже привели к падению уровня жизни населения.
Международный валютный фонд (МВФ) и Украина сумели достичь предварительной договоренности о необходимых стране реформах. Об этом 6 июня рассказал первый заместитель директора-распорядителя фонда Дэвид Липтон, славящийся своим пессимизмом. Это он несколько месяцев назад сообщил, что риски краха глобальной финансовой системы растут.
«Вестник экономического апокалипсиса» от МВФ на этот раз был настроен не столь мрачно. Он посулил Киеву деньги. «Если власти и фонд согласуют изменения, то уже в июле-августе Украина получит транш», — отметил Липтон. Иными словами, правительству Владимира Гройсмана нужно принять условия фонда в обмен на разморозку программы поддержки.
Напомним, что ее общий объем — 17,5 миллиарда долларов. В 2015-м Украина получила 6,7 миллиарда двумя траншами. Ожидалось, что в прошлом году фонд выделит еще два транша по 1,7 миллиарда. Но программу заморозили из-за неудовлетворительных, по мнению международной организации, результатов реформ. Вот уже 10 месяцев Киев пытается выбить деньги. Теперь, похоже, лед тронулся.
Липтон не стал распространяться о том, на что именно придется пойти властям Украины ради очередного транша. Он лишь вскользь упомянул пенсионную реформу.
В конце мая министр социальной политики Украины Андрей Рева объявил о банкротстве государственного Пенсионного фонда.
«Весь бюджет Пенсионного фонда — 257 миллиардов гривен (более 10 миллиардов долларов). Из них 145 миллиардов гривен (5,8 миллиарда долларов) — дотации из бюджета. То есть Пенсионный фонд — банкрот», — сказал чиновник. Необходимость привлечения денег из казны для закрытия пенсионной дыры ставит под удар сотрудничество Киева с МВФ, предупредил Рева.
То есть в Киеве понимают, что одна из насущных проблем на данный момент — пенсионная реформа (ее можно провести, например, за счет повышения нагрузки на бизнес, увеличив социальный взнос). Но это в повестке не значится, подчеркнул Дэвид Липтон. «Пенсионная реформа будет обсуждаться позднее. Но очевидно, что пенсионная система работает плохо», — отметил он.
Здесь важно подчеркнуть, что ключевое требование МВФ к любому заемщику — сбалансированный бюджет. Нельзя раздувать дефицит. Позволенные Украине рамки — 3,7 процента ВВП. Бюджет на 2016 год принят как раз с таким показателем.
Для сокращения дефицита нужно сбрасывать финансовый балласт. Пенсионная реформа слишком сложна, чтобы ее провести быстро. Кроме того, она может вызвать недовольство как предпринимателей (в случае повышения социальных взносов), так и населения (в случае повышения пенсионного возраста). Да и эффект от нее проявится не сразу.
Самый простой и быстрый вариант — снижать расходы на бюджетников. Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко обвинила президента Петра Порошенко и премьера Гройсмана в тайном сговоре с МВФ. Власти якобы уже подписали соглашение с фондом. По ее словам, документ направлен против учителей и врачей — предполагается отмена досрочного выхода на пенсию (ну и бонусом обязательная программа — рост тарифов на газ и свет). Украинский Минфин ничего не стал опровергать, лишь сообщив, что финальная версия документа пока не готова.
Так или иначе, но Украине придется принять условия МВФ (пока неясные в деталях, но понятные в общем — сокращение госрасходов). «Страны с переходной экономикой обычно быстро соглашаются на требования МВФ, потому что в мировой финансовой системе за этой организацией закрепилась репутация кредитора последней надежды. Если никто не может помочь, идут к МВФ», — отметил в беседе с «Лентой.ру» директор аналитического департамента инвестиционной компании «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.
Ожидалось, что фонд выделит Киеву транш в 1,7 миллиарда долларов. Но планы поменялись. МВФ намерен урезать паек почти в два раза — до миллиарда долларов.
Только после того как фонд удостоверится в эффективности проводимых реформ, он может выделить еще 3,3 миллиарда — в конце года и двумя траншами.
Таким образом, в оптимистичном сценарии Киев получает в 2016 году 4,3 миллиарда долларов. Но даже это меньше, чем хотелось. Еще в январе Порошенко говорил, что рассчитывает на 7 миллиардов долларов.
Сейчас глава государства сменил риторику. Он объявил, что в стране наступила макрофинансовая стабильность. «Причем без участия наших партнеров из Международного валютного фонда, международных финансовых организаций», — сообщил он 3 июня. И добавил, что страна должна отказаться от политики выживания, перейдя к развитию.
Его заокеанский коллега — президент Боливии Эво Моралес — в тот же день выступил с обвинительной речью в адрес фонда. «МВФ государствам помогать никогда не будет, это инструмент экономического доминирования, инструмент экономической интервенции. Страны, которые подчиняются МВФ, продолжат испытывать проблемы», — предупредил он. Кажется, что это предупреждение адресовано именно Порошенко.
Моралес рассказал о негативном опыте его страны. Перед Боливией поставили такие же условия, как и перед Украиной, — структурные реформы и либерализация рынка. Это стоило боливийской экономике значительной части нефтяных доходов — по оценке Моралеса, 32 миллиардов долларов за 10 лет. «Страны, подчиненные МВФ, попали в плохую ситуацию, и важно освободить их от этой зависимости, от этого выставления условий, от этого шантажа. Об этом говорит наш небольшой опыт», — резюмировал он.
Но слезть с «долларовой иглы» МВФ не так просто. Очевидно, что Украине нужны деньги — и как можно быстрее.
«Киеву приходится соблюдать очень шаткий баланс интересов. С одной стороны, необходимо выполнять условия МВФ (причем довольно жесткие) относительно сокращения расходов на соцпрограммы. С другой — учитывать недовольство населения, которое мало того, что пострадало от девальвации гривны и инфляции, так еще и вынуждено смириться с ростом коммунальных тарифов и уменьшением социальных выплат», — прокомментировал аналитик инвесткомпании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.
Он полагает, что в сложившейся ситуации МВФ вряд ли будет развивать программу финансирования украинской экономики. «Как раз наоборот, последние события показывают, что решительности у фонда поубавилось», — считает он. Украина способна продержаться без внешней поддержки, но недолго. Аналитик напоминает, что внешний долг страны превышает 67 миллиардов долларов. «Собственно, сейчас государство существует на грани дефолта и постоянно урезает расходы. Вечно это длиться не может, так как экспорт падает. Причем даже по европейскому направлению, не говоря уже о восточном. Совершенно непонятно, где еще искать источники для пополнения казны», — заключает эксперт.