Когда беженцы лучше туристов О новом мировом тренде борьбы с ростом турпотока

Фото: Mary Turner / Getty Images

Пока Россия борется за наращивание въездного туристического потока, в других странах набирает силу противоположный тренд, особенно в самостоятельных путешествиях. Испанские Балеарские и Канарские острова, Венеция и Барселона, греческий Санторини и итальянская Чекветере, тайские острова Кхай и перуанская Мачу-Пикчу пытаются ограничить число туристов или хотя бы сделать его равномерным в течение года. «Лента.ру» попыталась разобраться, почему массовый туризм воспринимают как растущее зло.

Для начала одна показательная цифра. По данным Всемирной туристической организации ООН UNWTO, в 2015 году зафиксирован рекорд международных прибытий — 1,2 миллиарда. Это на 50 миллионов поездок больше, чем в 2014-м. Причем рост международных туристских прибытий отмечается шестой год подряд, и весь этот период сохраняется средняя динамика роста туристического рынка на 4 процента и более.

Причина увеличения числа путешественников — рост доходов населения, а также бурное развитие ряда регионов, которые прежде не играли ведущих ролей в мировом туризме — стран Азии и Ближнего Востока. В отдельных сегментах туризма, например в экскурсионном, они уже на первых местах. Пока им не столь интересны пляжи и горнолыжные курорты, но это пока. Китайцы в преддверии зимних игр в своей стране уже активно осваивают соответствующие виды отдыха и все чаще появляются на европейских склонах.

Китай в прошлом году вновь стал самым большим рынком выездного туризма, обогнав США и Германию. По данным Китайской национальной туристической администрации CNTA, в 2015-м около 120 миллионов китайцев отправились за границу. Это почти в 13 раз больше, чем в 1998-м. Показатель 2014 года — 109 миллионов человек. По мнению туристической организации КНР, столь существенный прирост связан с увеличением реальных доходов населения, а также с либерализацией визовой политики для жителей Поднебесной рядом стран, в том числе европейских.

По данным CNTA, выездной рынок Китая оценивается минимум в 500 миллионов человек — именно столько китайцев относят себя к среднему классу, а значит, хотят и могут путешествовать. Выездной туризм — признак высокого социального статуса, а значит, ездить китайцы будут еще больше. Точнее, летать.

В прошлом году самое большое число международных авиарейсов открылось именно в КНР — 378. В этом году, как ожидается, в мире появится около 1,1 тысяч новых международных маршрутов, и около 200 из них откроют перевозчики Китая. По прогнозам, Китай станет крупнейшим рынком пассажирских авиаперевозок к 2034 году.

Росту международного туризма способствует доступность авиаперелетов, в первую очередь за счет развития лоукостеров. Так, по данным британского авиационного портала anna.aero, в прошлом году были открыты 3100 новых маршрутов в 173 странах, что на 500 больше, чем в 2014-м. Причем 1760 маршрутов были запущены впервые.

Самую большую динамику здесь показали именно бюджетные авиакомпании. В лидерах оказались Ryanair (перевезла 101,4 миллионов пассажиров в 2014 году) и EasyJet (69,8 миллионов пассажиров), запустившие по 99 новых маршрутов, а также испанская Vueling, открывшая 90 направлений.

К этим факторам в прошлом году добавился еще один — безопасность. Европейцы отвернулись от Турции, Туниса, Египта и выбирают более комфортные с этой точки зрения Испанию, Португалию, Грецию, Кипр, Италию. Только жители некоторых регионов такому выбору совсем не рады.

Европейцы выбирают безопасность

Европейцы выбирают безопасность

Фото: Chris McGrath / Getty Images

«Туристы идут домой. Беженцы приветствуются», «Туризм разрушает наш город» — такие лозунги-граффити украсили этой весной стены исторического центра Пальмы — столицы курортной Майорки, одного из основных островов Балеарского архипелага. Это реакция местного населения на засилье туристов. Толпы отдыхающих, по сообщениям местной прессы, вытаптывают исторический квартал Ла Сеу, который славится своими узкими мощеными улочками и готическим собором, а также оставляют кучи мусора на местных пляжах.

В этом году Майорка готовится к настоящему туристическому нашествию — на остров еще больше прилетают (пропускная способность аэропорта уже увеличена с 66 до 100 рейсов в час) и приплывают (только за один день первой недели мая в порт острова зашло восемь круизных лайнеров с 22 тысячами человек на борту). Тут тебе и пробки, и давка на узких улицах, опустошенные рестораны и магазины, мусор.

В общей сложности Балеарские острова, постоянное население которых составляет 1,1 миллиона человек, приняли в 2015 году более 13 миллионов туристов. В прошлом сезоне три основных острова архипелага — Ибица, Майорка и Менорка — стали вторыми на Средиземноморье по числу принятых круизных судов — 790.

В этом году количество гигантских плавучих отелей увеличится на треть: Майорка ожидает 524 судна, Ибица — 154. Менорка, признанная природным заповедником, сдалась и углубила порт Маон, чтобы позволить зайти круизному лайнеру MSC Armonia длиной 275 метров, с которого на берег сойдут сразу 3 тысячи пассажиров. И это только с одного судна. А на самой Менорке живет чуть более 20 тысяч человек.

На Майорке больше ждут беженцев, чем туристов

На Майорке больше ждут беженцев, чем туристов

Фото: Chris McGrath / Getty Images

Другой пример — мегапопулярный Санторини. Власти этого греческого острова с 2017 года ограничат число туристов, прибывающих на круизных судах — до 8 тысяч человек в день. Избыток отдыхающих вредит местной природе и инфраструктуре, которой с каждым годом все труднее переварить этот бесконечный турпоток. В пик сезона, с мая по октябрь, на Санторини прибывает до 10 тысяч туристов в день. В 2015 году на острове зафиксировано 636 заходов судов более чем с 790 тысячами пассажиров.

На ограничение количества туристов решились и власти итальянского городка Чинкве-Терре, одной из жемчужин Восточной Лигурии. Причина та же — рост числа прибывающих судов, из-за которых уникальный городок поставлен на грань выживания. Власти решили попробовать соблюсти лимит в 1,5 миллиона туристов в год, продавая билеты на выход в город заранее. Как только эта цифра будет достигнута, доступ в Чинкве-Терре закроют. Жители Чинкве-Терре не желают, чтобы их город повторил судьбу Венеции, превратившись в музей под открытым небом.

Еще один известный пример сопротивления росту турпотока — Барселона, чьи власти открыто заявили о том, что гостям тут не рады и объявили мораторий на строительство и лицензирование новых отелей. На другом конце Земли, в Перу, намерены регулировать турпоток на горный хребет в Мачу-Пикчу.

Ну и самый последний пример — коралловые острова Кхай Нок, Кхай Нуй и Кхай Най, расположенные недалеко от Пхукета в Таиланде. Власти королевства в июне этого года приняли решение закрыть их для туристов из-за угрозы разрушения. Туристические объекты и стоянки катеров, рестораны и кафе серьезно нарушили местную экосистему. Более 80 процентов коралловых рифов, окружающих острова, подверглись интенсивной эрозии.

Фото: Chris McGrath / Getty Images

Похоже, спасти город или остров от толп иностранных визитеров может только вмешательство официальных властей. Как показал опыт Балеарских островов, никакие налоги не способны остановить туристов или хотя бы минимизировать ущерб от их набегов.

Массовый туризм, создавая и приумножая сопутствующую инфраструктуру — отели, рестораны, сувенирные лавки и магазины, — уничтожает аутентичность места, его особенность и уникальность. Можно сказать, отпускники вытаптывают культурный и исторический слой, а порой и в буквальном смысле разрушают исторические объекты, откалывая и унося на память камни, как в Колизее, или выводя на них свои имена, отчего страдают стены древнего города инков Мачу-Пикчу или камбоджийского храма Ангкор Ват.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше