После гибели 14 московских школьников на карельском Сямозере по всей стране начались проверки. В детских лагерях ищут тараканов, просроченные продукты, оценивают состояние и наличие инвентаря. В самый разгар сезона прокуратура закрывает даже авторитетные в родительском сообществе учреждения. Причем их администрация уверяет, что контролеры часто даже не заглядывают в предъявляемые документы. Недавно в Карелии было принято решение о закрытии палаточного города «Золото Белого моря». Между тем к «Парк-отелю Сямозеро» претензии имелись и раньше. На интернет-форумах многие родители называли его «концлагерем» и оставляли критические отзывы. Карельский Минздрав в прошлом году обнаружил там множество нарушений Санитарного кодекса. Почему, несмотря на весь негатив, столичные власти продолжали сотрудничать с «Сямозером», «Лента.ру» попросила объяснить руководителя департамента социальной защиты Москвы Владимира Петросяна. Ответы на вопросы, подготовленные пресс-службой, редакция получила в письменном виде.
«Лента.ру»: Каким образом организовывались аукционы по детскому отдыху?
Владимир Петросян: Согласно распоряжению правительства, отбор исполнителя производился посредством электронного аукциона.
Соответствует ли действительности публикации ряда СМИ, где говорится, что торги фактически проводились на безальтернативной основе? Пишут о том, что в конкурсе участвовали две фирмы, но их владельцы — близкие родственники.
У департамента как у заказчика до завершения аукциона нет информации о названиях участников процедуры, никакой информации о компаниях. Только сведения о количестве поданных заявок. Принять участие в закупках имеет право любое юридическое лицо.
Какие условия были прописаны в контракте с владельцами лагеря в Карелии?
Победителем аукциона признано ООО «Парк-отель Сямозеро». После подведения итогов 3 июня 2016 года, департамент заключил госконтракт с компанией на 45,3 миллиона рублей. В лагерь «Сямозеро» мы рассчитывали приобрести 924 путевки для воспитанников подведомственных организаций и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Стоимость одной такой путевки, включая дорогу до лагеря и обратно, составляет 37 725 рублей.
Правда ли, что в контракте не конкретизировались требования к безопасности: квалификация инструкторов, необходимое оборудование? Лагерь ведь позиционировал себя как «экстремальный» — «Школа рейнджеров»?
Это не так. В приложении к контракту содержатся все необходимые требования к качественному и безопасному отдыху детей. Эти требования полностью соответствуют нормативным актам. Также на исполнителя возлагается ответственность за жизнь и здоровье детей, находящихся в лагере. В штате организации должны быть сотрудники, имеющие специальное образование, соответствующий уровень квалификации и профессиональной подготовки. Они должны обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения своих обязанностей. В контракте содержались и иные требования, связанные с обеспечением качественного отдыха: размещение, питание, программа смены, медицинское обслуживание и так далее. Под этими пунктами стоит подпись исполнителя. Лагерь гарантировал нам безопасность детей.
Перед заездом родителям и законным представителям детей были выданы памятки с информацией об активных элементах программы, необходимой одежде, пакете выездных документов, в том числе медицинских, а также правилах пребывания в лагере.
Имелась ли информация у департамента соцзащиты, что к «Сямозеру» были претензии со стороны родителей (некоторые судились с лагерем) и даже госорганов (республиканский Минздрав в прошлом году выявил ряд нарушений в ходе внеплановой проверки)?
Департамент получил необходимые документы, в том числе непосредственно перед заключением контракта — копию заключения управления Роспотребнадзора по республике Карелия. Там говорилось о соответствии организации требованиям санитарных норм и правил.
По закону Роспотребнадзор и Минздрав Карелии должны информировать получателей услуг (например, правительство Москвы) о результатах проверок детских лагерей? Или клиенты сами мониторят информацию о контрагенте?
Исполнитель обязан незамедлительно информировать в письменном виде об обстоятельствах, угрожающих безопасности, здоровью и жизни отдыхающих, страховых случаях, грубых нарушениях отдыхающими правил нахождения в оздоровительной организации, о нанесении материального ущерба лагерю умышленными действиями отдыхающих и иных происшествиях.
Департамент соцзащиты сотрудничает с лагерем в Карелии уже три года. Сколько раз за это время проводились плановые и внеплановые проверки? Каковы их результаты?
От пяти сопровождающих из подведомственных организаций департамента, находившихся в лагере, 5 июня этого года были получены документальные подтверждения об удовлетворительном качестве отдыха (организация проезда, размещение, предоставление вожатых, питание, медицинское сопровождение и т. п.). Информации о штрафах и выявленных надзорными органами нарушениях в отношении ООО «Парк-отель Сямозеро» не имелось.
Федеральное правительство предлагает сейчас пересмотреть систему конкурсов по организации детского отдыха. Что это даст?
Проблема электронного аукциона состоит в том, что решающим критерием выбора является цена, а качественные характеристики или требования к квалификации самого исполнителя при этом не учитываются. Такой подход часто приводит к тому, что некоторые победители, занизив цену ради победы, потом начинают экономить и предлагают услуги менее качественные, чем обговаривалось в аукционной документации.
Правда ли, что департамент соцзащиты уже выходил с похожим предложением в Федеральную антимонопольную службу?
Это так. В 2014 году департамент направил письма, в том числе и в ФАС, с просьбой оказать содействие в рассмотрении возможности внесения изменений в распоряжение правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 года №2019 (которое действовало на тот момент) в части исключения из указанного документа пунктов, связанных с оказанием услуг по отдыху и оздоровлению детей. Принятие данного решения позволило бы заказчику при выборе исполнителя по этому направлению использовать не только электронный аукцион, но и конкурс. Но наше предложение не поддержали.
Предъявит ли департамент исковые требования к компании, организовывавшей отдых детей?
Пока еще идет расследование трагедии. Официально виновные и степень их ответственности не определены. Когда появится какая-то ясность, вернемся к этому вопросу.