Россия
21:20, 30 июня 2016

Москва отозвала своих послов Зачем Путин собрал весь цвет русской дипломатии

Татьяна Меликян
Глава российского МИД Сергей Лавров и президент России Владимир Путин

Каждые два года российские послы и представители съезжаются в Москву, чтобы послушать программную для них речь президента России, который по праву определяет внешнюю политику страны. Несмотря на конфликтный потенциал, Россия не поддастся «милитаристскому угару» и не вступит в гонку вооружений, заявил в этот раз Владимир Путин. И призвал всех осваивать информационный фронт. «Кто владеет информацией — владеет миром», — напомнил президент. Корреспондент «Ленты.ру» между тем узнал, какое чувство неведомо российскому дипломату.

Около центрального подъезда здания МИД на Смоленской площади с самого утра было людно. Слетевшихся со всех концов света дипломатов пресса встречала сразу у выхода из машин. Одним из первых в ловушку попался посол РФ в Великобритании Александр Яковенко. Ему задали главный вопрос последних дней: «Что будет с Англией и с нами?»

Дипломат мыслил позитивно и предлагал руководствоваться принципом «все перемены к лучшему». Поскольку политический диалог Лондона и Москвы на данный момент практически парализован, то смена руководства Британии может дать толчок к развитию. «Но Россия никоим образом не вмешивалась в эти процессы», — повторил российскую политическую мантру Яковенко.

Через несколько минут посол России на Украине Михаил Зурабов очень удачно проскочил мимо журналистов. Но очень неудачно столкнулся с ними уже в здании. И был настроен совсем не дипломатично. На расспросы о ситуации на Украине он ответил в сердцах: «Понимаете, человек, который находится рядом с больным в реанимации, не дает комментариев, это врачебная тайна!» На уточняющий вопрос, о каком конкретно больном идет речь, Зурабов резюмировал: «Больная ситуация».

Если не больная, то по крайней мере болезненная ситуация была и в российско-турецких отношениях. Достигнутая «историческая договоренность» между Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом дала шанс для возобновления отношений, считает посол России в Анкаре Андрей Карлов, который в этот день был нарасхват. Однако вперед не забегал — туристический поток в прежних объемах не восстановится (нет гарантий безопасности), и об отмене визовых ограничений говорить слишком рано.

«Но если вы посмотрите географию террористических актов, то как раз та зона, куда ездят наши туристы — район Антальи, — там никаких терактов не было», — заметил российский дипломат.

Россия снимает ограничения на продажу туров в Турцию. Чего не скажешь о другом популярном направлении — Египте. «Они не обижаются?» — задали журналисты вопрос послу России в Каире. «Немножко по-детски так рассуждать, кто на что обиделся», — ответил Сергей Кирпиченко. По его словам, политические отношения двух стран не осложнились, но туристический сектор, «что и говорить — пострадал».

Тут журналисты отважились на провокацию: «Но вы ведь завидуете своему турецкому коллеге, у которого со вчерашнего дня все хорошо?».

Кирпиченко не поддался. Ответил с достоинством: «Такое чувство, как зависть, российскому дипломату неизвестно».

Зато чувство усталости известно вполне. Некоторые дипломаты прибыли издалека и, очевидно, с трудом адаптировались ко времени. В общем зале все собрались заранее. К тому моменту, когда приехал Путин, многие клевали носом, а некоторые крепко спали. Хотя речь президента отнюдь не убаюкивала.

Ситуация в мире все менее предсказуема, очагов напряженности все больше, растет конкуренция за ресурсы и конфликтный потенциал, заявил с трибуны президент. Внешнюю политику страны он охарактеризовал как независимую и самостоятельную.

«Причем мы никому не навязываем ни свою волю, ни свои ценности, твердо следуем нормам международного права», — обратил внимание Путин, заметив, что «кое-кто предпринимает попытки вообще отбросить в сторону любые правила и любые условности».

Те, кто настойчиво пытается сохранить доминирование, задействуют «веками копившийся опыт подавления, ослабления, сталкивания конкурентов лбами», а также и новые — финансовые и информационные — рычаги, сообщил президент. Они вмешиваются во внутренние дела других стран, провоцируют региональные конфликты, наконец, экспортируют «цветные революции».

«В пособники иной раз берутся для проведения такой политики и террористы, и фундаменталисты, и крайние правые националисты, подчас даже откровенные неофашисты», — перечислил Путин.

И указал: прямые свидетельства пагубности такой политики — уже вблизи наших границ. Два года назад череду региональных горячих точек пополнила Украина. Но если в 2014-м эта тема практически поглотила все внимание Путина, то теперь беспокойному соседу президент уделил значительно меньше времени. Основная мысль сводилась к тому, что Россия желает скорейшего урегулирования украинского кризиса и готова сотрудничать в этом вопросе как с США, так и с участниками «нормандской четверки».

«Хотим видеть в Украине доброго соседа, предсказуемого, цивилизованного партнера, живущего в мире в первую очередь с самим собой», — пояснил Путин.

И перешел к «большой ошибке» НАТО — выбору в пользу расширения на Восток, вместо строительства с полноценным участием России архитектуры равной и неделимой безопасности от Атлантики до Тихого океана.

«Антироссийская направленность НАТО сегодня нарочито выпячивается, — уверен глава государства. — Альянс не только ищет в поведении России подтверждения легитимности и целесообразности своего существования, но и предпринимает в отношении нас реальные конфронтационные шаги».

Путин предупредил: Россия знает, как адекватно реагировать. «Но не собираемся поддаваться милитаристскому угару, а именно к этому, похоже, нас и стараются подтолкнуть, спровоцировать на затратную и бесперспективную гонку вооружений, сделать так, чтобы мы отвлекали силы и ресурсы от решения важнейших задач собственного социально-экономического развития. Этого не будет!» — отрезал он. И пообещал, что проявлений слабости тоже не будет — Россия всегда сможет себя защитить.

Несколько слов о Турции — глава государства напомнил об извинениях Анкары за сбитый бомбардировщик и о своем решении восстановить сотрудничество с этой страной. Чуть больше слов было сказано о Британии. «Посмотрим, как у них принципы демократии реализуются в практическом плане», — заметил Путин о результатах референдума.

Дошла очередь и до США. По словам президента, Москва готова работать с любым главой Белого дома, но не приемлет «подхода той части американского истеблишмента, которая считает, что они сами решают, в каких вопросах с нами сотрудничать, а в каких наращивать на нас различного рода нажим, в том числе и санкционный».

Финальную часть речи Путин уделил обновленной концепции внешней политики. Ее главным ориентиром станет активная работа по обеспечению международного мира и стабильности на основе устава ООН. Глава государства подчеркнул, что дипломаты должны и впредь содействовать урегулированию конфликтов и предотвращать возникновение новых очагов напряженности, «в первую очередь у наших границ», а также укреплять суверенитет и отстаивать интересы России.

Кроме того, в период «информационных атак» российскому дипкорпусу следует бороться за читателя и слушателя. «Афоризм "кто владеет информацией, тот владеет миром", безусловно, отражает реальности сегодняшнего дня», — уверен Путин. Поэтому он призвал противостоять «информационной монополии западных медиа» и поддерживать российские СМИ, работающие за рубежом. «И естественно, нельзя просто пропускать вранье в отношении России и фальсификацию истории», — предупредил президент.

Завершая выступление, Путин дал понять, что государство не оставит сотрудников внешнеполитического ведомства без поддержки. К прошлой встрече в 2014 году был выпущен указ президента о совершенствовании системы оплаты труда дипломатических работников, существенно увеличился уровень их материального обеспечения, в том числе и пенсионного. К этой — подписано распоряжение, касающееся ветеранов дипломатической службы, вышедших в отставку до 1996 года. Им повышается пожизненная ежемесячная доплата к пенсии. Кроме того, при министерстве будет создан специализированный реабилитационный центр, финансируемый за счет бюджета.

На этом открытая для прессы часть выступления закончилась, но Путин пообещал сказать «несколько слов в закрытом режиме» и попросил представителей СМИ покинуть зал.

< Назад в рубрику