Терапевт должен принимать пациента столько, сколько требуется в каждом конкретном случае, заявил премьер-министр и председатель «Единой России» на встрече с партийным активом в Морозовской детской больнице. По словам главы правительства, время врачей необходимо экономить за счет снижения бюрократической нагрузки. Для этого в кабмине обещают сделать электронный документооборот простым и удобным для специалистов.
Нынешние нормативы по приему пациентов действуют с начала июля. Указом Минздрава время первичного посещения терапевта увеличено с 12 до 15 минут. Во второй раз, согласно документу, прием должен длиться на 20-30 процентов меньше.
Перед введением нормативов проводились хронометражные замеры в 17 регионах, рассказывали тогда в Минздраве и поясняли, что обновленные нормы больше, чем в некоторых европейских странах: например, в Великобритании врач общей практики принимает по восемь минут, в Испании — по 10.
Однако даже в Минздраве признавали, что нормы написаны для административного звена, а не принимающих пациентов врачей. Жестко ограниченное время приема превратилось в суровые будни как раз для практикующих медиков, в том числе из-за кадрового дефицита в отрасли.
В этом убедился лично глава правительства и партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев: встреча с партактивом проходила на территории Морозовской городской детской больницы, а на мероприятие пригласили медиков из других организаций.
«Зачастую в поликлинике на 22 участках работают 13-15 врачей, которым приходится вести по несколько участков. Это снижает качество оказываемой помощи и вызывает недовольство пациентов. Молодые специалисты не хотят работать в таких условиях, поэтому нужно задуматься над тем, как изменить условия труда участковых педиатров», — рассказала на встрече главврач Энгельсской городской детской поликлиники номер один Саратовской области Наталья Троицкая.
Медведев, в свою очередь, отмечал, что ситуацию с нагрузкой на медиков — прежде всего педиатров и терапевтов — необходимо анализировать, соотнося ее с условиями региона. Но какой бы в результате норматив ни был зафиксирован, он не может носить обязательного характера, подчеркнул премьер. «Любой врач должен принимать пациента столько, сколько нужно. Рекомендация в 15 минут — это просто некий целевой ориентир», — заявил глава кабмина.
На что тратить время приема — тоже большой вопрос, подчеркивают тем временем специалисты.
Уже упомянутый приказ Минздрава частично регламентировал и это: на оформление медицинской документации нельзя тратить больше 35 процентов времени, отведенного на каждого пациента. На самом же деле, по словам Дмитрия Морозова, заведующего кафедрой детской хирургии и урологии-андрологии Первого меда имени Сеченова, на заполнение бумажных и электронных форм отчетности уходит 60-70 процентов времени приема. Больше того — документы дублируются между собой, тогда как это время можно было уделить больному.
Медведев тем временем вспомнил, что с той же проблемой сталкиваются и в другой социально значимой отрасли — образовании: «Любая непроизводительная нагрузка вызывает злость, и у врача в том числе. Кстати, то же самое говорят педагоги. Они, вместо того, чтобы заниматься делами, пишут отчеты».
Решать проблемы в обеих отраслях собираются в едином ключе: Медведев указал на меры по внедрению электронного документооборота, которые предпринимает правительство. «Мы понимаем, что заполнять электронную форму все-таки удобней, чем писать», — пояснил глава кабмина.
Тем не менее далеко не всегда электронные решения делают жизнь медиков легче, признают представители отрасли. Дмитрий Морозов напомнил, что врач — «это не просто среднестатистический человек»: в профессии есть важные особенности. «Зачастую это пожилой доктор, для которого работа на компьютере — это определенная нагрузка. Он достаточно долго по клавиатуре “ходит”. Мы не можем его заменить на более молодого, который будет хорошо работать с компьютером, но не столь опытен», — пояснил завкафедры Первого мединститута. Поэтому, уверен Морозов, в этом вопросе придется искать баланс.
Согласен с ним и глава правительства, который предложил приблизить используемые решения к рядовому специалисту: «Нужно сделать электронный оборот грамотным, доступным, технологичным, понятным, чтобы общение с бумагами, даже в электронной форме, у специалистов занимало 20 процентов времени, а все остальное уходило на пациентов. Это будет лучше и для медработников, и для пациентов».
Тем временем специалисты поддержали соображения премьера по поводу распределения рабочей нагрузки. «Мне кажется, Дмитрий Анатольевич хорошо ответил: 20 процентов рабочего времени должно уделяться ведению документации, остальное — это лечебная работа», — прокомментировал Морозов выводы председателя «Единой России».
В июльском приказе Минздрава, уточняющем нормативы приема пациентов, помимо трехминутной прибавки были и некоторые другие послабления для практикующих медиков. В частности, вводились поправочные коэффициенты, которые позволяли увеличить время приема, если в очереди много пациентов-пенсионеров.
Но поскольку здоровье пожилых людей, имеющих множественные хронические заболевания, требует повышенного внимания и временных затрат, в России будет полезно создать для них специальные терапевтические участки, считает главврач 64-й городской поликлиники Москвы Инга Кокарева. По ее словам, такой проект уже реализуется в столице, и его результаты показывают, что инициатива востребована и находит отклик. «Удовлетворенность нашего населения качеством обслуживания резко выросла», — подчеркнула Кокарева и предложила запустить аналогичную программу в регионах.
Премьер инициативой заинтересовался, особенно с учетом предварительных итогов ее реализации. «Мне кажется, что это очень хорошая идея, и если она имеет уже опыт обкатки в условиях Москвы, можно подумать над тем, чтобы ее превратить в программу для общероссийского использования», — заключил Медведев.