С двойным дном Почему резко ускорилось опустошение российских резервов

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Резервный фонд тает на глазах — за месяц уменьшился на 18 процентов. Осталось всего два триллиона рублей, и Минфин пророчит опустошение «кубышки» к концу года. Но фонд оказался с двойным дном — у государства достаточно средств, чтобы стабильно выполнять свои обязательства. Тем не менее текущие траты Резервного фонда поддерживают на плаву рубль, и если Минфин перестанет использовать эти средства, национальная валюта лишится мощной поддержки.

Последние деньги

Объем Резервного фонда России по состоянию на 1 сентября — 2,09 триллиона рублей. Это чуть больше 32 миллиардов долларов. За месяц фонд истощился на 18 процентов.

В августе 2,92 миллиарда долларов, 2,46 миллиарда евро и 310 миллионов фунтов стерлингов из Резервного фонда были проданы за 390 миллиардов рублей и перечислены на счета федерального бюджета России.

Фонд национального благосостояния (ФНБ) также сократился. Правда, не столь драматически — всего на 2,1 процента, до 4,72 триллиона рублей.

Таким образом, общий размер подушки безопасности российской экономики — 6,81 триллиона рублей. Много это или мало?

В начале августа замглавы Минфина Максим Орешкин рассказал, что в 2016 году из Резервного фонда может быть потрачено 3 триллиона рублей. Это значит, что Резервный фонд иссякнет, и правительству придется запустить руку в ФНБ. Эта «кубышка», напомним, нужна для затыкания дыр в пенсионной системе. Впрочем, о предназначении ФНБ, прописанном в законодательстве, вспоминают редко.

Не так все страшно

Два фонда с общим объемом почти в 7 триллионов рублей — это актив государства. Что случится, если все потратить? Пусть даже не в этом году, а в 2018-м?

Завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС при президенте, бывший зампред Банка России Константин Корищенко подчеркивает, что оба фонда — Резервный и ФНБ — целесообразно рассматривать именно вместе. Их разделение весьма условно. И исчерпаются они нескоро. Дело в том, что их объем сейчас примерно такой же, как и в докризисный период.

Если Резервный фонд иссякнет, Минфину придется наращивать внутренний долг государства

Если Резервный фонд иссякнет, Минфину придется наращивать внутренний долг государства

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

«Пока мы съедаем ту рублевую премию, которую получили в результате девальвации», — пояснил эксперт в беседе с «Лентой.ру».

То, что резервы расходуются, это нормально, для этого они и создавались, отмечает Корищенко. Если они и вправду иссякнут, то правительство будет вынуждено либо продавать имущество, либо наращивать внутренний долг, то есть выпускать облигации федерального займа.

На сколько именно хватит двух фондов, эксперт прогнозировать не берется. «На это влияет множество факторов — валютный курс, динамика цен на нефть, налогообложение экспортных предприятий. Это стратегический вопрос управления бюджетом», — отметил он.

Перспективу полного истощения фондов Корищенко рассматривает как чисто гипотетическую. «Это возможно, если доходы бюджета от экспортных предприятий будут долго снижаться. Но почему они должны снижаться, мне непонятно, ведь сейчас динамика нефтяных цен, скорее, положительная, чем отрицательная», — прокомментировал он.

«Поэтому если мы видим сообщения о том, что Резервный фонд уменьшился на некую величину, это значит, что валюта со счетов в ЦБ, принадлежащих Минфину, переведена на счета, принадлежащие самому регулятору. То есть ЦБ у Минфина эту валюту купил и дал ему рубли. Ничего катастрофического», — заключил эксперт.

Горькая девальвация

Государство может заработать не только посредством наращивания долга и приватизации. Девальвация национальной валюты — еще один способ наполнения казны. При слабом рубле экспортные доходы страны вырастут, и правительство сможет исполнить все свои финансовые обязательства.

«Ничего экстраординарного в том, что фонды исчерпываются, в общем-то, нет. Но их сокращение компенсируется ростом резервов Центрального банка. Ждать катастрофы на основании того, что резервы иссякают, неправильно», — утверждает Советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.

Впрочем, механизм, через который Минфин расходует деньги (а вернее — покрывает дефицит бюджета), гораздо лучше отлажен именно через Резервный фонд. Поэтому, по мнению Хестанова, в случае полного израсходования Резервного фонда и ФНБ придется принимать юридические меры, чтобы пользоваться другими резервами.

В августе Минфин использовал почти 400 миллиардов рублей из Резервного фонда , чтобы пополнить дефицитный бюджет

В августе Минфин использовал почти 400 миллиардов рублей из Резервного фонда , чтобы пополнить дефицитный бюджет

Фото: Денис Гришкин / РИА Новости

На сегодняшний день золотовалютные резервы ЦБ (почти 400 миллиардов долларов; в них входят и деньги из Резервного фонда и ФНБ) — инструмент стабилизации денежного рынка. Регулятор расходовал их, когда требовалось сгладить резкие колебания курса рубля.

Формируются резервы регулятора в том числе и за счет продажи экспортерами валютной выручки. В период падения цен на нефть их доходы, конечно, тоже упали, но пропорционально упал и курс рубля. В результате компании, продающие энергоносители, как минимум не проиграли.

Как отмечает Хестанов, резервы ЦБ резко снижались в период с осени 2014-го до ранней весны 2015 года, а потом наступил перелом, и график резко пошел вверх. Именно в это время регулятор перестал контролировать курс рубля, отпустив его в свободное плавание. Ослабление национальной валюты и смягчило давление на бюджет.

«Девальвация — лекарство горькое, но бесплатное. Это меньшее зло, чем секвестр бюджета, поскольку снижение курса распределяет нагрузку равномерно на всех. Только если девальвировать рубль постепенно», — полагает эксперт. По его мнению, не исключено, что давление на рубль усилится в октябре.

«Вполне возможно, что именно усиленное расходование средств Резервного фонда было причиной достаточно стабильного курса рубля и позитивной динамики на рынке ценных бумаг», — предположил эксперт.

Он напомнил, что 5 сентября рублевый индекс ММВБ установил новый исторический рекорд, достигнув отметки 2019,65 пункта. Продолжает расти и долларовый индекс РТС, который превысил 1000 пунктов. При этом доллар 7 сентября стоил 64,4 рубля, месяцем ранее — около 65 рублей.

Расходование средств фондов замедлится в середине сентября и октябре, что может сказаться на российской валюте, считает Хестанов.

То обстоятельство, что Минфин при наличии подушки безопасности все же пытается предлагать и сокращение расходов, эксперт относит к перекосам в бюджете, которые возникают помимо воли ведомства Антона Силуанова. «В правительстве к Минфину недостаточно прислушиваются. Например, в части непропорционально больших оборонных расходов. Поэтому они пытаются давить на всех фронтах», — убежден эксперт.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше