Международный валютный фонд (МВФ) 14 сентября может принять решение выделить Украине очередной транш на миллиард долларов. Хотя Россия выступает категорически против, вряд ли это помешает фонду сделать выбор в пользу Киева. Однако вряд ли этот заем принесет Украине большую пользу: деньги пойдут на латание дыр в бюджете, а спасти экономику с их помощью не выйдет.
МВФ уже почти год откладывает предоставление Украине средств из кредитной линии на 17 миллиардов долларов. Львиная доля денег должна была поступить до конца 2016-го. Объяснения для отсрочки все те же: на Украине политическая нестабильность, решения правительства в экономике и социальной сфере не отличаются достаточной жесткостью, с реформами все плохо, роста ВВП после обвала 2014-2015 года тоже не видно.
Но именно поэтому Украине и нужен транш. Накануне зимы государство намерено потратить более миллиарда долларов на закупку голубого топлива реверсом из Словакии и других сопредельных стран. Фактически речь идет об отборе из украинских трубопроводов российского газа, предназначенного для европейских потребителей, но за него все равно нужно платить живые деньги.
Теоретически средства у Киева есть. С золотовалютными резервами все не настолько плохо, как год-полтора назад, — их объем приближается к 15 миллиардам долларов. Однако резервы — единственное, что удерживает гривну от нового обвала, учитывая хронический платежный дефицит Украины. Если даже некоторую часть запасов потратить на бюджетные нужды, это может вызвать панику на валютном рынке, тем более что стабилизация гривны считается одним из главных успехов украинского правительства за последний год.
Кроме того, к займу от МВФ привязаны и другие программы помощи, которые Украине опять же более чем кстати. Так, США при получении Киевом транша МВФ готовы предоставить миллиард долларов кредитных гарантий, а Евросоюз — выделить 600 миллионов евро макрофинансовой помощи. Возможно также предоставление кредитов на покупку газа.
Так или иначе, до последнего времени фонд раз за разом откладывал предоставление транша. Он должен был поступить еще в 2015 году, причем в объеме 1,65 миллиарда долларов. Сейчас речь идет лишь о миллиарде. Срыв реформ — только одна из причин заминки. Кстати, произошел он по совершенно субъективным причинам: Рада так и не приняла около десяти законов, на основе которых должны были проводиться преобразования, — просто ушла на летние каникулы.
Вторая причина — это продолжающийся спор с Россией по поводу долга в 3 миллиарда долларов, оставшегося со времен президента Виктора Януковича. На Украине сочли, что смена политического режима — достаточный повод, чтобы не платить. Новые власти считают, что деньги были политической взяткой в обмен на лояльность в вопросе присоединения Украины к Таможенному союзу. Кроме того, Киев настаивает на том, что раз Москва купила украинские евробонды на вторичном рынке, то и кредит носит частный характер и обычному межгосударственному урегулированию не подлежит.
МВФ дал Украине дополнительный шанс, поменяв правила предоставления кредитов государствам: теперь средства могут выделяться даже в случае нерешенной проблемы просроченной задолженности. Впрочем, в Вашингтоне сразу же оговорились, назвав долг Украины перед Россией безоговорочно межгосударственным и призвав как можно быстрее урегулировать данный вопрос. Сделать это, как известно, до сих пор не удалось. Если не произойдет чуда, представители Москвы и Киева встретятся в январе следующего года в Лондонском суде.
Фонд твердо намерен поддержать Украину, однако крайне недоволен заминкой с выплатой долга, что опять же понятно. Демонстративный межгосударственный дефолт — это серьезная проверка на прочность мировой финансовой архитектуры. Поощрять такое поведение в МВФ не собираются, кто бы ни участвовал в споре в качестве истца и ответчика.
Удивительно, что даже при таком раскладе фонд все же прерывает свое многомесячное молчание и 14 сентября планирует решить вопрос о выделении очередного транша Киеву. И, судя по всему, решение на сей раз будет положительным.
Как пояснил «Ленте.ру» финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин, правила МВФ предполагают предоставление помощи только после проведения необходимых реформ, которые позволят вернуть деньги фонду. «Формально Украина не очень хорошо выполняет необходимые требования, затягивая с приватизацией, из-за чего ей приходится сокращать госрасходы. При этом сейчас снизился риск обострения политического кризиса в стране. Поэтому вероятность предоставления транша оцениваю как высокую», — поясняет аналитик.
Министр финансов России Антон Силуанов заявил, что Москва такое решение МВФ не поддержит, но его слова вряд ли являются чем-то большим, чем демонстрацией, — реальных рычагов влияния на МВФ у России нет: наша квота в фонде составляет лишь 2,7 процента. Для сравнения: на вводившие против России санкции страны-участницы ЕС и США приходится 30,3 процента и 17,08 процента соответственно. Эти государства фактически контролируют процесс принятия решений внутри фонда. На предыдущих голосованиях Россия тоже не поддерживала выделение средств Украине, но фонд дважды перечислял деньги.
Фонд сейчас должен помочь Украине не только по политическим, но и по чисто экономическим соображениям — иначе есть риск финансового коллапса. В таком случае МВФ не сможет вернуть те деньги, которые уже выделены. «Кредит Украине дадут, — прогнозирует замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. — Больше года нет транша. Там ситуация безумно тяжелая: доходов у них нет, взять деньги больше неоткуда. Это понимают на Западе, и они Киев не бросят. Если руководство Украины не поддержать — следующее руководство появится нескоро. И неизвестно, какое это будет руководство».
Вопрос о выделении кредита можно считать решенным на 90 процентов. В Нацбанке Украины, к примеру, рассчитывают получить от МВФ 2,3 миллиарда долларов до конца 2016 года, один миллиард — уже в сентябре. Президент Порошенко даже помолился о новом транше. Он уверен, что страна получит от фонда миллиард долларов после 14 сентября.
Несмотря на большие ожидания от разморозки программы помощи, ситуацию в экономике и финансовой системе она заметно не оздоровит, разве что законсервирует текущее положение дел еще на несколько месяцев.
«Те деньги, которые им выделят, они совершенно точно проедят: направят на социальные нужды, выплаты пенсий и для принятия разного рода популистских мер. Деньги от этого транша уже фактически расписаны — считайте, что их уже нет. Это средства не на поддержку стабильной ситуации, а просто на проедание», — уверен Суздальцев.
По его словам, реформы, намеченные украинскими властями, действительно являются толковыми и нужными: «Речь идет о преобразовании пенсионной системы, государственных финансов, проведении налоговой реформы. Все это очень нужно и грамотно спланировано, но чтобы это осуществить, нужен очень сильный бюджет, золотовалютные резервы». Но факт в том, что нужных условий на Украине сейчас нет.
К тому же украинское руководство вряд ли готово к дополнительным непопулярным мерам (а почти все реформы, предусмотренные в «пакете МВФ», именно такие). Властям трудно что-либо продвинуть в условиях всеобщего недовольства населения. Неплохой шанс был в 2014 году, когда президент Петр Порошенко получил относительно большой кредит доверия, но сейчас, кажется, поезд ушел. А значит, любые кредиты фонда в сложившейся ситуации станут лекарством, которое принесет лишь временное облегчение.