Дружеская война на поражение

Зачем Евросоюз предъявляет претензии американским корпорациям

Фото: Jacky Naegelen / Reuters

Волна проверок европейскими налоговыми органами крупнейших американских корпораций, работающих в ЕС, удивительным образом совпала с очередным этапом переговоров с США о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП). Вашингтону соглашение выгодно, а вот европейскому бизнесу — нет. «Лента.ру» разбиралась, есть ли связь между претензиями европейцев к Apple и дефицитом торгового баланса США.

Ответный удар

На днях французские налоговые службы предъявили местному отделению американской сети кофеен Starbucks претензии относительно завышения убытков на 24 миллиона евро в 2004-2008 годах. Этот маневр позволил Starbucks не платить налог на прибыль во Франции, чего сеть кофеен и не делает с 2007 года.

Летом разразился настоящий скандал, когда Еврокомиссия потребовала от американского производителя электронных гаджетов Apple возместить 13 миллиардов долларов невыплаченных налогов. По итогам расследования, ЕК пришла к выводу, что Ирландия предоставила Apple неоправданные фискальные преимущества, и это позволило американской корпорации заплатить значительно меньше налогов, чем другим компаниям. В ответ официальные лица США обвинили ЕК в нечестном подходе и заговорили о возможном ухудшении инвестиционного климата в Европе.

А две недели спустя США потребовали от крупнейшего банка Германии Deutsche Bank выплатить огромный штраф по делу о манипулировании рынком ипотечных облигаций в преддверии кризиса 2008 года. Сумма претензии — 14 миллиардов долларов, что всего на 15 процентов меньше текущей рыночной капитализации кредитного учреждения. Это в 7 раз выше ожиданий рынка и в разы больше, чем заплатили другие игроки, уличенные властями США в причинении многомиллиардных убытков ипотечным агентствам Fannie Mae и Freddie Mac.

Акции Deutsche Bank упали более чем на 50 процентов, и для рынка это серьезная проблема, поскольку есть опасения, что крупнейший финансовый конгломерат Германии может столкнуться с нехваткой капитала. Резервы, созданные Deutsche Bank для урегулирования судебных исков, составляют 5,4 миллиарда евро. При этом, как писали ранее в The Wall Street Journal, банк рассчитывал урегулировать дело в США примерно за 2-3 миллиарда долларов. Теперь же, учитывая, что в 2015 году банк понес убытки почти на 7 миллиардов долларов, требования Минюста США грозят кредитной организации банкротством, а это может вызвать кризис всей финансовой системы ЕС.

Практически аналогичный штраф был предъявлен в США и другой немецкой компании — Volkswagen. По делу, получившему название «Дизельгейт» (нарушение экологических норм в США), от автопроизводителя требуется 14,7 миллиарда долларов. Концерн потратит около 10 миллиардов долларов на ремонт или выкуп 475 тысяч проданных в Соединенных Штатах автомобилей. Кроме того, Volkswagen выплатит каждому из тех, кто приобрел такие машины в США, от 5,1 до 10 тысяч долларов. Сумма урегулирования включает в себя 2,7 миллиарда долларов компенсации за экологический ущерб и два миллиарда долларов для разработки технологий с нулевым уровнем вредных выбросов.

Ни одно из этих дел еще не закрыто, и в определенном смысле все они отражают давнее экономическое соперничество между ЕС и США. Подобные конфликты возникали и раньше, например, в 2000 и 2004 годах, когда Еврокомиссия пыталась оспорить в рамках ВТО американские методы антимонопольного регулирования, напоминает управляющий партнер чикагской коллегии Law Office of Fedor Kozlov & Associates Федор Козлов. Давний конфликт, по мнению эксперта, лишь усиливает эффект от наложения США штрафов на крупные европейские банки в 2014-2015 годы за нарушение санкций в отношении России, Судана, Ирана, Кубы и Мьянмы.

Хитрая Британия

Большинство аналитиков не склонно называть происходящее полноценной экономической войной, однако эксперты сходятся в том, что война штрафов напрямую связана с болезненным для ЕС обсуждением соглашения о свободной торговле с США (ТТИП).

ЕС и США уже более десятка лет ищут пути создания единого торгового пространства, однако по обе стороны Атлантики есть не только сторонники, но и противники реализации ТТИП, констатирует генеральный директор «Мани Фанни» Александр Шустов. В частности, европейская сторона настаивает на либерализации экспорта американских энергоносителей, а также сохранении стандартов качества, потребляемых на внутреннем европейском рынке товаров и услуг. Но основной камень преткновения, из-за которого на недавних переговорах в очередной раз сдвинуты сроки реализации ТТИП (подписание документа намечалось на начало 2016 года), — слишком широкие преференции американских корпораций, как торговые, так и налоговые.

По словам эксперта, именно крупнейшие корпорации США выступают главными лоббистами и выгодополучателями при создании единого торгового пространства, поскольку сальдо торгового баланса между ЕС и США в пользу американцев. «Таким образом, давление на США как на государство со стороны ЕС не имеет никакого смысла, поскольку по сути речь идет о создании партнерства не с суверенным государством, а с корпорациями, чьи интересы оно представляет», — резюмирует Александр Шустов. Эксперт подчеркивает, что лоббизм в США фактически интегрирован в систему принятия решений на государственном уровне, поскольку большинство государственных деятелей и две крупнейшие партии напрямую финансируется корпорациями. «Поэтому проверки американских компаний — действенный рычаг давления на позиции США в переговорах о ТТИП», — заключает Александр Шустов.

С другой стороны, по мнению адвоката бюро «Деловой фарватер» Антона Соничева, об экономической (или политической) войне говорить рано — штрафы периодически случаются. Но предпосылки к этому, по его мнению, уже есть. Особенно если сложившаяся ситуация затянется и штрафы продолжатся. «В данный момент похоже на то, что ЕС пытается усреднить ситуацию с налогами и увеличить доходы от них, а также замедлить решение вопроса о ТТИП», — считает эксперт.

Он также связывает нынешнее развитие событий с намерением создать ТТИП, против чего выступает европейский бизнес. «ТТИП не выгоден Европе и национальным экономикам, он выгоден транснациональным компаниям, — говорит эксперт. — В Европе уже было множество акций протеста против этого соглашения. Многие считают его одной из причин референдума о выходе Великобритании из ЕС».

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов тоже связывает налоговую войну с ТТИП. «Достаточно отметить, что ТТИП способен улучшить параметры внешней торговли и экономики США за счет ухудшения аналогичных показателей Евросоюза», — объясняет он. Сейчас общий внешнеторговый баланс ЕС — положительный, порядка 25 миллиардов евро в месяц, а у США — отрицательный, порядка 40 миллиардов долларов. ТТИП, по мнению аналитика, способен все поменять. «Вполне естественно, что это вызывает бешеное сопротивление европейцев и мощный нажим со стороны США. Хитрее всех поступила Великобритания, инициировавшая выход из ЕС. Я не исключаю, что при этом учитывался и ТТИП», — говорит Лукашов. Соответственно, взаимное налоговое преследование Deutsche Bank в США и американских корпораций в Евросоюзе — проявление взаимного давления при обсуждении параметров соглашения о свободной торговле. «Других острых противоречий между США и ЕС, на мой взгляд, сейчас не просматривается», — отмечает аналитик.

Не смотря на столь эмоциональное обсуждение, у ТТИП высокие шансы на подписание. США и ЕС, скорее всего, договорятся, полагает Лукашов. По мнению Федора Козлова, примирению сторон поспособствует ожидающаяся смена администрации в Белом доме. «Новый лидер Соединенных Штатов, независимо от партийной принадлежности, наверняка попытается перезапустить диалог с Европой (последнее принесло бы ему ощутимые политические дивиденды)», — уверен эксперт.

В то же время эксперты считают, что затягивание переговоров в некоторой степени выгодно России. «Для России, крупнейшим торговым партнером которой, несмотря на санкции, остается ЕС (почти 45 процентов внешнеторгового оборота), ТТИП ничего хорошего не сулит, — говорит Александр Шустов. — Значит, чем сложнее идут переговоры о создании партнерства и чем сильнее они затягиваются, тем лучше для российской стороны».

Из-за ТТИП часть европейских производителей, проиграв конкурентам из США, заинтересуются сотрудничеством с Россией, считает Дмитрий Лукашов. По его мнению, это хорошая возможность для модернизации, нужно лишь ею грамотно воспользоваться.

Обсудить
Путешествие в Аль-Бирмингем
Как пролетарская столица Британии превратилась в гнездо джихадистов
FILE - In this Saturday, June 4, 2011 file photo made by Associated Press photographer Anja Niedringhaus, injured U.S.Marine Cpl. Burness Britt reacts after being lifted onto a medevac helicopter from the U.S. Army's Task Force Lift "Dust Off," Charlie Company 1-214 Aviation Regiment. Location:
Sangin, AfghanistanПадение Сангинграда
Десятилетнее сражение за столицу наркоторговли завершилось победой «Талибана»
Два года для развода
Сколько времени понадобится Британии, чтобы выйти из ЕС
Participants attend a gay pride parade in central Istanbul June 30, 2013. Tens of thousands of anti-government protesters teamed up with a planned gay pride march in Istanbul. Crowds were stopped by riot police from entering Taksim, the centre of previous protests, but the atmosphere appeared peacefulОпасное интернет-проникновение
Грозит ли подъем геев-мусульман исламскому миру
Больно, но полезно
Китай готовится к реформе госкорпораций, чреватой социальным взрывом
Тест-драйв быстрейшего «Мерседеса» без крыши
Первый тест родстера Mercedes-AMG GT C, в котором крыша вообще не главное
Супергрузовики. Часть вторая
7 грузовиков с безграничными возможностями
Первый тест премиального «корейца» Genesis
Смог ли обновленный Genesis G80 догнать «немецкую тройку»? Спойлер: нет
Лучшие машины для подростков. Американских
Американцы назвали идеальные автомобили для молодых водителей
Талант расправил плечи
Лучшие архитектурные проекты 2017 года: от города в пустыне до термальных ванн
Адская машина
Ученые и урбанисты придумали, что делать с заполонившими города автомобилями
«Если у тебя нет любовника, квартире взяться неоткуда»
Исповедь россиянки, ставшей ипотечницей в 20 лет
Тариф «Хватит»
За услуги ЖКХ можно платить в разы меньше