Дружеская война на поражение

Зачем Евросоюз предъявляет претензии американским корпорациям

Фото: Jacky Naegelen / Reuters

Волна проверок европейскими налоговыми органами крупнейших американских корпораций, работающих в ЕС, удивительным образом совпала с очередным этапом переговоров с США о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП). Вашингтону соглашение выгодно, а вот европейскому бизнесу — нет. «Лента.ру» разбиралась, есть ли связь между претензиями европейцев к Apple и дефицитом торгового баланса США.

Ответный удар

На днях французские налоговые службы предъявили местному отделению американской сети кофеен Starbucks претензии относительно завышения убытков на 24 миллиона евро в 2004-2008 годах. Этот маневр позволил Starbucks не платить налог на прибыль во Франции, чего сеть кофеен и не делает с 2007 года.

Летом разразился настоящий скандал, когда Еврокомиссия потребовала от американского производителя электронных гаджетов Apple возместить 13 миллиардов долларов невыплаченных налогов. По итогам расследования, ЕК пришла к выводу, что Ирландия предоставила Apple неоправданные фискальные преимущества, и это позволило американской корпорации заплатить значительно меньше налогов, чем другим компаниям. В ответ официальные лица США обвинили ЕК в нечестном подходе и заговорили о возможном ухудшении инвестиционного климата в Европе.

А две недели спустя США потребовали от крупнейшего банка Германии Deutsche Bank выплатить огромный штраф по делу о манипулировании рынком ипотечных облигаций в преддверии кризиса 2008 года. Сумма претензии — 14 миллиардов долларов, что всего на 15 процентов меньше текущей рыночной капитализации кредитного учреждения. Это в 7 раз выше ожиданий рынка и в разы больше, чем заплатили другие игроки, уличенные властями США в причинении многомиллиардных убытков ипотечным агентствам Fannie Mae и Freddie Mac.

Акции Deutsche Bank упали более чем на 50 процентов, и для рынка это серьезная проблема, поскольку есть опасения, что крупнейший финансовый конгломерат Германии может столкнуться с нехваткой капитала. Резервы, созданные Deutsche Bank для урегулирования судебных исков, составляют 5,4 миллиарда евро. При этом, как писали ранее в The Wall Street Journal, банк рассчитывал урегулировать дело в США примерно за 2-3 миллиарда долларов. Теперь же, учитывая, что в 2015 году банк понес убытки почти на 7 миллиардов долларов, требования Минюста США грозят кредитной организации банкротством, а это может вызвать кризис всей финансовой системы ЕС.

Практически аналогичный штраф был предъявлен в США и другой немецкой компании — Volkswagen. По делу, получившему название «Дизельгейт» (нарушение экологических норм в США), от автопроизводителя требуется 14,7 миллиарда долларов. Концерн потратит около 10 миллиардов долларов на ремонт или выкуп 475 тысяч проданных в Соединенных Штатах автомобилей. Кроме того, Volkswagen выплатит каждому из тех, кто приобрел такие машины в США, от 5,1 до 10 тысяч долларов. Сумма урегулирования включает в себя 2,7 миллиарда долларов компенсации за экологический ущерб и два миллиарда долларов для разработки технологий с нулевым уровнем вредных выбросов.

Ни одно из этих дел еще не закрыто, и в определенном смысле все они отражают давнее экономическое соперничество между ЕС и США. Подобные конфликты возникали и раньше, например, в 2000 и 2004 годах, когда Еврокомиссия пыталась оспорить в рамках ВТО американские методы антимонопольного регулирования, напоминает управляющий партнер чикагской коллегии Law Office of Fedor Kozlov & Associates Федор Козлов. Давний конфликт, по мнению эксперта, лишь усиливает эффект от наложения США штрафов на крупные европейские банки в 2014-2015 годы за нарушение санкций в отношении России, Судана, Ирана, Кубы и Мьянмы.

Хитрая Британия

Большинство аналитиков не склонно называть происходящее полноценной экономической войной, однако эксперты сходятся в том, что война штрафов напрямую связана с болезненным для ЕС обсуждением соглашения о свободной торговле с США (ТТИП).

ЕС и США уже более десятка лет ищут пути создания единого торгового пространства, однако по обе стороны Атлантики есть не только сторонники, но и противники реализации ТТИП, констатирует генеральный директор «Мани Фанни» Александр Шустов. В частности, европейская сторона настаивает на либерализации экспорта американских энергоносителей, а также сохранении стандартов качества, потребляемых на внутреннем европейском рынке товаров и услуг. Но основной камень преткновения, из-за которого на недавних переговорах в очередной раз сдвинуты сроки реализации ТТИП (подписание документа намечалось на начало 2016 года), — слишком широкие преференции американских корпораций, как торговые, так и налоговые.

По словам эксперта, именно крупнейшие корпорации США выступают главными лоббистами и выгодополучателями при создании единого торгового пространства, поскольку сальдо торгового баланса между ЕС и США в пользу американцев. «Таким образом, давление на США как на государство со стороны ЕС не имеет никакого смысла, поскольку по сути речь идет о создании партнерства не с суверенным государством, а с корпорациями, чьи интересы оно представляет», — резюмирует Александр Шустов. Эксперт подчеркивает, что лоббизм в США фактически интегрирован в систему принятия решений на государственном уровне, поскольку большинство государственных деятелей и две крупнейшие партии напрямую финансируется корпорациями. «Поэтому проверки американских компаний — действенный рычаг давления на позиции США в переговорах о ТТИП», — заключает Александр Шустов.

С другой стороны, по мнению адвоката бюро «Деловой фарватер» Антона Соничева, об экономической (или политической) войне говорить рано — штрафы периодически случаются. Но предпосылки к этому, по его мнению, уже есть. Особенно если сложившаяся ситуация затянется и штрафы продолжатся. «В данный момент похоже на то, что ЕС пытается усреднить ситуацию с налогами и увеличить доходы от них, а также замедлить решение вопроса о ТТИП», — считает эксперт.

Он также связывает нынешнее развитие событий с намерением создать ТТИП, против чего выступает европейский бизнес. «ТТИП не выгоден Европе и национальным экономикам, он выгоден транснациональным компаниям, — говорит эксперт. — В Европе уже было множество акций протеста против этого соглашения. Многие считают его одной из причин референдума о выходе Великобритании из ЕС».

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов тоже связывает налоговую войну с ТТИП. «Достаточно отметить, что ТТИП способен улучшить параметры внешней торговли и экономики США за счет ухудшения аналогичных показателей Евросоюза», — объясняет он. Сейчас общий внешнеторговый баланс ЕС — положительный, порядка 25 миллиардов евро в месяц, а у США — отрицательный, порядка 40 миллиардов долларов. ТТИП, по мнению аналитика, способен все поменять. «Вполне естественно, что это вызывает бешеное сопротивление европейцев и мощный нажим со стороны США. Хитрее всех поступила Великобритания, инициировавшая выход из ЕС. Я не исключаю, что при этом учитывался и ТТИП», — говорит Лукашов. Соответственно, взаимное налоговое преследование Deutsche Bank в США и американских корпораций в Евросоюзе — проявление взаимного давления при обсуждении параметров соглашения о свободной торговле. «Других острых противоречий между США и ЕС, на мой взгляд, сейчас не просматривается», — отмечает аналитик.

Не смотря на столь эмоциональное обсуждение, у ТТИП высокие шансы на подписание. США и ЕС, скорее всего, договорятся, полагает Лукашов. По мнению Федора Козлова, примирению сторон поспособствует ожидающаяся смена администрации в Белом доме. «Новый лидер Соединенных Штатов, независимо от партийной принадлежности, наверняка попытается перезапустить диалог с Европой (последнее принесло бы ему ощутимые политические дивиденды)», — уверен эксперт.

В то же время эксперты считают, что затягивание переговоров в некоторой степени выгодно России. «Для России, крупнейшим торговым партнером которой, несмотря на санкции, остается ЕС (почти 45 процентов внешнеторгового оборота), ТТИП ничего хорошего не сулит, — говорит Александр Шустов. — Значит, чем сложнее идут переговоры о создании партнерства и чем сильнее они затягиваются, тем лучше для российской стороны».

Из-за ТТИП часть европейских производителей, проиграв конкурентам из США, заинтересуются сотрудничеством с Россией, считает Дмитрий Лукашов. По его мнению, это хорошая возможность для модернизации, нужно лишь ею грамотно воспользоваться.

Обсудить
Джихад с пеленок
Мир не знает, что делать с детьми, воспитанными «Исламским государством»
Останки Карлоса КастаньоРоман с кокаином
В Колумбии ультраправые наркокартели невероятно жестоко расправляются с леваками
Дональд ТрампНесвобода вместо свободы
Что стоит за новым охлаждением отношений США и Кубы
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Ни поплавать, ни поездить
Самые странные санкции и неожиданные проблемы из-за них
Граната под подушкой
Скандальные разоблачения производителей машин и автокомпонентов
Дело — труба
Как в Москве модифицировали технологию санации водопроводных труб
Рельсовая война
Почему отношения России и Казахстана омрачили инновационные вагоны
Прощание с роумингом
Этот термин решено устранить из законов и правительственных постановлений
Самые крутые тачки из 1980-х
Американские машины, вслед которым оборачивались вообще все
Тест УАЗ Пикап, VW Amarok и Fiat Fullback
Маленький триумф больших машин, или странное путешествие к странному озеру
Самые безумные Jeep Wrangler в мире
Какими бывают «Рэнглеры», когда за них берутся профи
Тюнинг бюджетных тачек
У вас «Логан»? Не отчаивайтесь — и его можно сделать очень крутым
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе