«Следующим раскрутим гея-любителя MMA»

Кто превратил пенсионера из Химок в миллионера и любимца женщин

Фото: @borisbork

В пятницу, 14 октября, маркетолог агентства Роман Зарипов признался, что популярный Instagram-аккаунт пожилого миллионера Бориса Борка — фейк. Роль седовласого модника сыграл пенсионер из Химок, а все подписи в его аккаунте придумывал автор необычного проекта. «Лента.ру» побеседовала с Романом и его товарищем Михаилом, чтобы выяснить, какие цели преследовали маркетологи и кого они раскрутят следующим.

Who is Mr. Bork?

Яркий и успешный пожилой бизнесмен Борис Борк завел аккаунт в Instagram 11 апреля. «Мне 65 лет. Живу в Москве. Хочу научить жить вас», — написал богач и разместил фотографию, на которой седой и, как бы его назвали в женском журнале, импозантный мужчина выходит из дорогой машины. Каждые два-три дня он выкладывал новые снимки о своей роскошной жизни.

Ровно через два месяца подписчики, которых к тому моменту набралось уже более восьми тысяч, увидели последнюю фотографию. Все тот же человек в интерьере кафе «Пушкинъ» ел бургер из «Макдоналдса». После этого новая звезда Instagram исчезла так же загадочно, как и возникла. Чтобы заставить Бориса вернуться, подписчики даже запустили хештег #дедживи, но герой так и не объявился.

Фото опубликовано @borisbork

Вопросы, кто все же такой Борис Борк, откуда он взялся и куда пропал, так и остались бы без ответа, если бы 14 октября маркетолог Роман Зарипов не опубликовал у себя в Facebook пост, признавшись, что Борис — всего лишь образ, придуманный им вместе с коллегой Михаилом.

На эту странную идею их вдохновила статья о том, во сколько обойдется создание образа «Instagram-звезды». Ребята решили доказать, что упоминаемых в материале космических сумм с шестью или семью нулями для этого не потребуется.

Молодые люди рассказали обо всем «Ленте.ру». В первую очередь им нужно было определиться с образом. Они опросили знакомых и отобрали десять критериев, которые больше всего привлекали публику. Получился такой портрет: 60-летний успешный мужчина, острый на язык и неравнодушный к девушкам. Роман объясняет, что особенно важно было найти исполнителя, не «засвеченного» в других крупных проектах, — это быстро раскрыло бы весь замысел.

Помог сервис по подбору актеров, но услуги агентства не понадобились — авторы проекта связались с кандидатом напрямую через социальную сеть. Химкинскому пенсионеру по имени Борис идея понравилась, и он согласился помочь за символический гонорар. Авторы проекта утверждают, что съемочный день обходился им в две тысячи рублей. Профессиональный актер или модель стоят на порядок дороже.

Сам Борис отказался общаться с «Лентой.ру». По словам пенсионера, он не очень заинтересован в назойливом внимании журналистов, обрушившемся на него после «разоблачения». Михаил и Роман охарактеризовали его как «очень открытого человека, склонного к хулиганству и молодого душой». Его восприимчивость к новым идеям очень помогла. Когда аккаунт был уже достаточно раскручен, Бориса начали узнавать на улице прямо во время съемок, и его общительность позволила не разрушать сложившийся образ. Правда, ему было не слишком интересно общаться с поклонниками в Instagram, так что аккаунт и переписку Роман и Михаил вели сами.

Опубликовав с десяток фотографий, авторы закинули фейковую новость о богатом стиляге в несколько пабликов «ВКонтакте». Это позволило получить первые две тысячи подписчиков, следующие пришли уже самостоятельно. Роман и Михаил не использовали ботов и другие методы накрутки — для завоевания популярности, по их мнению, было достаточно просто постепенно раскрывать образ, добавляя к нему новые детали.

По легенде, Борис владел заводом, который требовалось модернизировать, и рестораном. «Миллионер» советовался с подписчиками. Например, спрашивал, стоит ли купить вертолет, чтобы добираться в центр без пробок. Любил прихвастнуть новой молодой подругой и фотографировал еду. Многочисленные предложения брендов рекламировать их продукцию авторы отклоняли — это могло серьезно навредить образу.

Помощь и интим

Когда на страницу @Borisbork подписались несколько тысяч человек, к Борису начали обращаться за советом молодые предприниматели. Некоторые даже просили инвестировать в них. Как правило, в ответ Борис ссылался на крайнюю занятость, но одному из обратившихся авторы проекта все же помогли. «Нас заинтересовал его бизнес, а вопрос был связан с маркетингом, то есть мы сами могли выступить как специалисты, — объяснил Роман. — Очень порадовало, что многие парни и девушки приходили не за деньгами, а за консультацией, советом профессионала».

Но случались и разочарования. Так, многие писавшие таинственному богачу девушки всячески пытались соблазнить его и настойчиво предлагали интим. Роман и Михаил говорят, что это их сильно поразило. Количество таких предложений достигло нескольких сотен. «Процентов 20 точно были от профессиональных эскортниц, но, к сожалению, нам писали и самые обычные девушки. Сложно сказать, чего именно они искали, но это было неприятно», — отметили молодые люди.

Разоблачающая правда

В июне, потратив на создание «деда», менее 50 тысяч рублей и набрав более тринадцати тысяч подписчиков, авторы закрыли проект. Задача «создания звезды» была решена, а дальнейшее развитие требовало больших финансовых вложений. «Мы задали очень высокую планку, чтобы ее удерживать, нужно было постоянно улучшать образ, обогащая его все больше. К сожалению, времени и свободных средств на этого не было», — объясняет Роман.

Удивительно, но уже после разоблачения на необновлявшийся несколько месяцев аккаунт подписалось еще несколько тысяч человек. Несмотря на это, авторы не планируют «воскрешать» Бориса и уж тем более монетизировать новую волну славы.

Фото опубликовано @borisbork

По словам Романа, эксперимент завершен и продолжать его не имеет смысла. Однако Роман и Михаил планируют сотворить новую звезду. На вопрос о том, будет ли это очередной пожилой миллионер, Роман иронично отметил, что лучше они с партнером раскрутят гея-любителя боев без правил. «А что, попытаемся прорваться в UFC и составить конкуренцию Конору Макгрегору», — посмеялся он.

Она любит выпить, нужно этим воспользоваться

История Бориса Борка ярко продемонстрировала, насколько доверчива публика в соцсетях. В Instagram наверняка есть немало аккаунтов придуманных персонажей.

У таких проектов могут быть совершенно разные цели — от раскрутки брендов до социальной рекламы. Характерный пример — страница Луиз Делаж. Более пятидесяти тысяч подписчиков восхищались веселой и красивой жизнью 25-летней француженки, пока в конце сентября агентство BETC не объявило о том, что профиль был частью кампании Like my Addiction по борьбе с алкогольной зависимостью у женщин.

Фото опубликовано @louise.delage

Хотя то, что героиня на каждой фотографии появлялась с алкоголем, заметили всего пять человек. Все остальные так и не поняли, что Луиз не так уж счастлива и серьезно зависима от спиртного. Позже президент BETC Стефани Хиберасс объяснила, что авторы кампании рассчитывали именно на такой эффект, ведь многим крайне нелегко признать, что кто-то из их близких — алкоголик. «Нам было интересно показать это на примере человека, которого вы видите каждый день, но даже не подозреваете о его проблемах», — подытожила она.

Миссионерская поза

Он обдирал христиан, утаил изнасилование и отмотал срок. А теперь вернулся

Русский разгуляй

Бабулька чеканит капустой, водка льется рекой: лучшая реклама к чемпионату мира