Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram

«Там непроходимая тундра»

Подробности катастрофы Ми-8 с вахтовиками на Ямале, в которой погибли 19 человек

Место крушения Ми-8
Фото: «МЧС России»

В Пуровском районе на Ямале разбился вертолет Ми-8, перевозивший вахтовиков из Сузунского месторождения в Красноярском крае в Новый Уренгой. Жертвами авиакатастрофы стали 19 человек из 22 находившихся на борту. СМИ опубликовали фамилии погибших. Еще трое госпитализированы. Возбуждено уголовное дело. «Лента.ру» попыталась разобраться в ситуации.

Добраться до места падения

В пятницу, 21 октября, в 18:57 (мск) на пульт центра управления в кризисных ситуациях поступило сообщение о жесткой посадке вертолета Ми-8 авиакомпании «Скол», в котором находились 22 человека, говорится на сайте регионального главка МЧС.

Обнаружить место падения вертолета удалось благодаря командиру экипажа, подавшему экстренный сигнал со своего телефона, передает ТАСС. Получив координаты, туда выдвинулись наземные спасательные группы из Нового Уренгоя, поселка Уренгой и Ноябрьска. Использованию авиации препятствовал туман.

«До места аварии от Уренгоя 60 километров, от поселка Заполярный — 60-70 километров, это если по дорогам, но ведь там непроходимая тундра, пересеченная ручьями и реками», — рассказали агентству в экстренных службах. К поисково-спасательным работам привлекли 140 человек и 20 единиц техники.

В 2:20 (мск) пешие группы спасателей прибыли к месту крушения. Из Уренгоя, несмотря на плохие погодные условия, прибыл вертолет авиакомпании «Скол», на котором эвакуировали одного из трех пострадавших. Двоих других доставили в ближайшую больницу в поселке Новозаполярный.

Список погибших

Спасатели обнаружили тела всех 19 погибших. Чтобы извлечь их из сильно деформированного корпуса вертолета, пришлось использовать специальное оборудование.

СМИ опубликовали список погибших. Экипаж: командир Додонков А.Г., второй пилот Провальный В.Ю., бортмеханик Сабитов В.А. Пассажиры: Антонов Б.И., Пайков В.Е., Яковенко А. Н., Агзямов И.И., Овсянников Ю.В., Стариков А.П., Токарев Н.В., Салов В.В., Бахтин Н.А., Лукунцов А.А., Афонин А.В., Уваров В.М., Кошелев Б.П., Семеновых Н.Н., Веденкин А.И., Рыбьяков А.С.

В Новый Уренгой вылетела группа психологов для работы с родственниками жертв авиакатастрофы. «Руководство регионального МЧС совместно с администрацией ЯНАО организует пребывание родственников и близких в гостиницах», — доложили в экстренных службах.

Разбор полета

Следственный комитет России возбудил по факту произошедшего уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» (статья 263 УК). Подозреваемые в деле пока отсутствуют.

На место крушения вертолета отправились группа специалистов Межгосударственного авиационного комитета, который приступят к работе после того, как завершатся следственные действия.

Оба черных ящика обнаружены, находятся в хорошем состоянии. «После завершения следственных процедур они будут демонтированы и отправлены на расшифровку», — сообщил источник РИА Новости.

Предполагаемых причин катастрофы в настоящее время три: неблагоприятные метеоусловия (сильный туман), отказ техники и нарушение правил безопасности полета. Ни одна из них пока не стала приоритетной.

Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин дал распоряжение всем подведомственным службам оказать максимальное содействие спасателям, следователям и экспертам МАК.

По мнению гендиректора консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергея Мельниченко, комиссия будет рассматривать все версии, но многое прояснится после расшифровки самописцев. «Командир экипажа успел передать координаты по мобильному телефону перед посадкой — значит, это были либо погодные условия, которые не позволили продолжить полет, либо отказ техники. Теперь нужно ждать дополнительной информации» — резюмировал Мельниченко.

Он также добавил, что причина участившихся разговоров о ненадежности Ми-8 в том, что в настоящее время этих машин в парках гражданских авиакомпаний больше всего, — соответственно, и инцидентов с участием этого типа вертолетов происходит больше, чем с другими.

31 погибший менее чем за два года

По количеству погибших авиакатастрофа на Ямале стала самой крупной с участием вертолетной техники за последнее время. Всего же с января 2015 года зафиксировано 12 авиапроисшествий с Ми-8 и его модификациями. В шести из них погиб 31 человек, передает ТАСС.

21 сентября этого года Ми-8 МЧС России разбился в Люберецком районе Подмосковья при выполнении учебно-тренировочного полета. Погибли все три человека, находившиеся на борту, в том числе начальник Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС 38-летний Роман Фролов, руководивший полетом. Причиной падения вертолета предположительно стала техническая неисправность.

26 ноября 2015 года погибли 13 из 25 человек, находившихся на борту Ми-8Т авиакомпании «Турухан», перевозившего вахтовиков на нефтяное месторождение в Красноярском крае. Вертолет совершил жесткую посадку на лед Енисея, частично разрушился и загорелся.

2 июля 2015 года вертолет Ми-8Т компании «ЮТэйр — Вертолетные услуги», выполнявший обратный рейс после транспортировки больного ребенка из Сургута в Нижневартовск (Ханты-Мансийский автономный округ), перестал выходить на связь. На борту находились три члена экипажа и два медработника. 9 июля в протоке Крестовая реки Оби было обнаружено тело второго пилота Даулята Сулнаркаева и фрагменты вертолета, 16 июля найдены тела командира воздушного судна Игоря Павлюка и врача-реаниматолога Ильи Шевелева.

«Это чрезвычайно надежный вертолет».

«Лента.ру» попросила прокомментировать ситуацию начальника летной службы МВЗ им. Н.Л. Миля, пилота вертолета Александра Климова.

«Лента.ру»: По имеющимся данным, вертолет обнаружили только после того, как его командир передал экстренное сообщение со своего телефона. Разве у Ми-8 нет для этих целей радиомаяка?

Александр Климов: Есть. По распоряжению Минтранса все транспортные, особенно пассажирские вертолеты оборудованы двумя аварийно-спасательными маяками АРМ-406. Они должны были сработать от удара об землю, от перегрузки. Почему они не сработали — это уже вопрос.

А могло быть такое, что это старый вертолет, на который эти приборы все же не установили?

Только в нарушение закона. Эксплуатация судна без маяков запрещена. По этому вертолету пока у меня данных нет.

Может быть, пора задуматься об уходе Ми-8 на пенсию, если менее чем за два года в происшествиях с этими вертолетами погибли более 30 человек?

Это чрезвычайно надежный вертолет. Другое дело — как его эксплуатируют, проводят ли регламентные работы, отслеживают ли ресурсные показатели. Чаще всего именно здесь образуются «черные дыры». Весь мир летает на Ми-8: в жаре, в горах и в Арктике.

Мог ли стать причиной трагедии сильный туман в районе крушения, о котором рассказали в МЧС?

Такое может быть, если приняли некое неправильное решение при попадании судна в туман. Это уже следствие разберется. Если они пытались зайти на посадку, надо было от нее отказаться, уйти на высоту и вернуться на аэродром, с которого вылетели.