Подводя итоги уходящего года, «Лента.ру» составила список лучших публикаций 2016-го года. Этот текст — один из них. 30 октября стал последним днем подачи электронных деклараций для украинских депутатов и чиновников. Отчитаться «о нажитом» должны все — от президента страны до мелкого клерка. И хотя система электронного декларирования заработала в полную силу с 1 сентября, пик подачи отчетных документов пришелся на последнюю неделю октября. Атака политиков оказалась настолько массированной, что сервис не выдержал. Тем не менее 27 октября в системе было зарегистрировано более 60 тысяч деклараций, согласно которым госслужащие и парламентарии владеют не только «заводами, газетами и пароходами», но и завидными коллекциями живописи, антиквариата, икон, раритетных книг, элитного алкоголя и даже самоваров. Попутно выяснилось, каким брендам отдает предпочтение политический бомонд Украины при выборе одежды и аксессуаров. Есть среди заявленных ценностей и совсем неожиданные — например, билет в космос. Чем еще могут похвастаться украинские политики и о чем хотели бы умолчать, выясняла «Лента.ру».
Запуск системы электронного декларирования доходов чиновников был последним обязательством Украины для предоставления Киеву безвизового режима с Евросоюзом. Кроме того, так называемое е-декларирование является одним из главных условий оказания Украине финансовой помощи. Внедрение системы должно было завершиться к 15 августа. В означенный срок она заработала, но в тестовом режиме и без механизма защиты данных. Из-за этого технического недочета Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины сертифицировать систему отказалась. В Центре противодействия коррупции отметили, что запуск системы без сертификата безопасности сделает невозможным привлечение к ответственности тех, кто укажет в декларациях ложные сведения.
23 августа на заседании украинского правительства премьер-министр Владимир Гройсман отчитал главу Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) Наталью Корчак из-за проблем с е-декларированием и под угрозой увольнения потребовал запустить систему не позднее 1 сентября.
В тот же день НАПК закрыло доступ к опальному сервису и лихорадочно принялось устранять недочеты. Заветный сертификат системе, от которой в прямом смысле зависит будущее страны, выдали 31 августа. На следующий день е-декларирование на Украине со скрипом, но заработало.
Согласно антикоррупционному законодательству страны, «служебные лица, занимающие ответственное и особо ответственное положение», обязаны подать декларации за прошедший год в течение 60 календарных дней после начала работы системы. Для тех, кто не дружит с арифметикой, глава НАПК уточнила дату завершения приема деклараций. На своей странице в Facebook Корчак написала, что, поскольку система декларирования начала работать 1 сентября, последний день подачи деклараций — 30 октября 2016 года, добавив, что посчитала нужным это разъяснить, так как «подотчетные» явно запутались в датах. «Лично я слышала и о 15 октября, и о 31-м числе этого месяца. Возникла необходимость внести ясность в этот вопрос», — подытожила Корчак.
Разъяснения не помешали бы и по поводу нижнего порога суммы декларирования. Согласно закону, каждый украинский чиновник и политик должен отчитаться об имуществе, стоимость которого превышает 100 минимальных зарплат на 1 января 2015 года, что эквивалентно 121 тысяче гривен (300 тысяч рублей). Однако некоторые обитатели украинского политического олимпа вычисляют по-своему. Так, депутат Верховной Рады Александра Кужель посчитала, что декларированию подлежат ценности стоимостью от 160 тысяч гривен (395 тысяч рублей), поэтому отразила в электронном отчете лишь часы Ulysse Nardin (их стоимость колеблется от 5 тысяч до 47 тысяч долларов), сумку Hermes за 22 тысячи долларов и итальянский комплект из сережек и кольца, а вот о шубе от украинского дизайнера Елены Голец не заявила из-за ее «дешевизны». «Я долго готовилась к заполнению, изучала закон, выписывала все свои вещи. Последнюю шубу купила за пять тысяч долларов, по курсу это получается 140 тысяч гривен», — пояснила Кужель.
Независимо от математических способностей на финише е-декларирования «небожители» страны поспешили заявить о самом дорогом. Оказалось, что среди украинских политиков немало ценителей прекрасного. Например, министр юстиции Павел Петренко указал в документе, что, помимо денежных сбережений, автомобилей и недвижимости, у него есть коллекция из 16 гравюр, две картины и две иконы. Парламентарий Виктор Балога в своей е-декларации отразил 26 картин ХIX-ХX веков — в основном пейзажи Эрдели, Ермилова, Шиманского и Глущенко. В декларации нардепа Игоря Грынива фигурируют девять картин и восемь икон XIV-XVII веков. Кроме того, он доложил об имеющихся у него экземплярах старинной книги «Апостол» первопечатника Федорова, выпущенной во Львове в 1574 году, и Острожской Библии 1581 года.
Позже выяснилось, что он не единственный библиофил в украинском парламенте. Так, депутат Оксана Корчинская заявила, что владеет первоизданием «Кобзаря» Тараса Шевченко 1840 года, стоимость которого доходит до миллиона гривен (2,5 миллиона рублей). А ее коллега Владимир Литвин и вовсе собрал библиотеку из 4500 редких томов. Но лидером в собирательстве среди народных избранников по праву считается Дмитрий Шенцев: он задекларировал коллекцию из 170 самоваров IX–XX веков.
Кроме денежных сбережений, домов, квартир и автомобилей, в имущественные отчеты украинских политиков часто попадают брендовые вещи. Так, депутат Игорь Котвицкий официально задекларировал приобретение одежды и аксессуаров элитных марок на общую сумму более 600 тысяч гривен (около 1,5 миллиона рублей). У него есть две куртки и костюм от Brunello Cucinelli стоимостью от 100 тысяч до 175 тысяч гривен (от 250 до 430 тысяч рублей), пальто Loro Piana ценой в 128 тысяч гривен (316 тысяч рублей) и сумка Christian Dior за 96 тысяч гривен (237 тысяч рублей).
Нежную страсть к брендовым сумкам питает и народная избранница Алена Бабак. В ее арсенале — сумочки Gucci за 27 тысяч гривен (67 тысяч рублей) и Prada за 55 тысяч гривен (136 тысяч рублей). Но, по ее словам, они не заслуживают упоминания в декларации: «Буду декларировать серьги и часы Patek Philippe. А все остальные мои вещи стоят дешевле означенного минимума». Ее коллега Борислав Береза тоже неравнодушен к «фирме»: недавно он был замечен в кожаной куртке от Dolce&Gabbana. На вопрос, подлежит ли она декларированию, он ответил, что это подделка. «Такой одежды, чтобы декларировать, у меня нет», — посетовал парламентарий.
Судя по декларациям, в особую категорию следует выделить украинских политиков, ценящих дорогие наручные часы. Они есть почти у каждого уважающего себя слуги народа. А премьер-министр Владимир Гройсман зарегистрировал целую коллекцию хронометров: в его декларации указаны двое часов Rolex, по два экземпляра Breguet и Girard-Perregaux, а также Parmigiani, Audemars Piguet, Ulysse Nardin. Среди прочих предметов роскоши глава кабмина указал ювелирные украшения супруги и свои запонки с драгоценными камнями.
В своем пристрастии к наручным часам признался и мэр Харькова Геннадий Кернес. В его коллекции есть марки Rolex, Cedrik Johner, Audemars Piguet. А вот депутат Сергей Мартыняк решил удивить не громким именем производителя, а размером изделия: в его декларации значатся два нательных золотых креста общей стоимостью 500 тысяч гривен (1 миллион 236 тысяч рублей).
Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков тоже оказался в рядах собирателей. Кроме земельного участка, 12-комнатной квартиры и четырех шуб супруги глава силового ведомства страны отразил в декларации коллекцию холодного оружия и 760 бутылок элитного вина. В погребах Авакова хранятся напитки, произведенные во Франции, Италии, Германии, Австрии, Украине, Испании, США и Чили. Также в документе значатся коллекции марок, монет, картин, гравюр, эстампов, икон и часов.
Из однотипной череды задекларированных депутатами и чиновниками «богатств» выбиваются торговая марка «Правый сектор» (название признанной экстремистской и запрещенной в РФ организации), внесенная в отчетность Дмитрием Ярошем, и путевка в космос на имя мэра Днепропетровска (переименованного в Днепр) Бориса Филатова. Билет в безвоздушное пространство градоначальник приобрел в 2009 году за 200 тысяч долларов. Заплатив за суборбитальный полет на корабле Space Ship Two, Филатов стал участником международного космического проекта Virgin Galactic под номером 145 и кандидатом в первые космические туристы Украины.
Украинские политики буквально выбились из сил, пытаясь успеть заполнить е-декларации к сроку. 26 октября сообщалось, что финансовые отчеты подали только 40 процентов чиновников. На тот момент среди них не было первого лица государства и большинства депутатов. Многие связывали столь низкий показатель с трудностью заполнения имущественного отчета.
Глава Антикоррупционного комитета Егор Соболев полагает, что главная проблема состоит в сборе точных данных — справок из банков и других документов, подтверждающих законность доходов: «Со всем этим можно управиться за неделю, а само заполнение занимает два-три часа». Волокита же с подачей документов, по его мнению, связана с тем, что политики боятся ошибиться: дескать, за любую неправильную цифру можно понести уголовную ответственность — до двух лет лишения свободы.
Юрист Галина Мельник отмечает, что такое наказание предусмотрено только за подачу заведомо ложных данных. НАПК выявляет признаки таких правонарушений, его сотрудники составляют соответствующий протокол, а дело будет рассматриваться в суде с обязательным присутствием прокурора и декларанта, вину которого еще нужно доказать.
Тем не менее 28 октября генеральный прокурор Юрий Луценко пожаловался, что уже много времени не видел жену (депутата Верховной Рады Ирину Луценко — прим.«Ленты.ру» ), которая занимается заполнением е-декларации. «Пятый день набирает Ирина Степановна, я ее не видел много времени дома», — сокрушался глава надзорного ведомства. Его задача в заполнении декларации, сказал он, была крайне простой: пересчитать раритетные книги. «Также указал огромный книжный шкаф на 27 секций. Вся остальная экономика семьи всегда лежала на жене», — подчеркнул Луценко.
По данным Главного управления статистики Киева, средняя зарплата в украинской столице в 2016 году составила восемь тысяч гривен (меньше 20 тысяч рублей). Больше всех здесь сегодня зарабатывают программисты и менеджеры, а меньше всех — работники бюджетной сферы и охранники. По мнению жителей Киева, средняя зарплата в их городе должна быть не менее 10 тысяч гривен (25 тысяч рублей). «Я получаю около 8 тысяч, моя жена — чуть меньше. У нас двое детей. Денег хватает, чтобы одеть-обуть семью, оплатить коммунальные услуги, купить продукты. Чтобы летом съездить в Затоку, откладывали почти полгода. И это нам еще не приходилось сталкиваться с тратами на медицину, а расценки там заоблачные», — подсчитывает киевлянин Андрей.
Как отметил президент украинского аналитического центра Александр Охрименко, купить что-то дорогостоящее обычным украинцам очень непросто — на нормальный автомобиль, к примеру, придется копить десятилетия. «Реальная сумма, которую сегодня киевлянин может откладывать, — это шесть процентов от средней зарплаты», — заключил эксперт.