Бывший СССР
00:06, 1 ноября 2016

Додон против Санду Как изменятся отношения Кишинева и Москвы после выборов президента Молдавии

Игорь Кармазин
Фото: Daniel Mihailescu / AFP / East News

В воскресенье, 30 октября, в Молдавии впервые за 20 лет прошли прямые президентские выборы. Пророссийскому кандидату Игорю Додону не хватило всего двух процентов голосов для победы в первом туре. Через две недели, 13 ноября, состоится второй тур, в котором оппонировать Додону будет сторонница европейской интеграции Молдавии Майя Санду. «Лента.ру» разбиралась в том, как могут после выборов измениться отношения России и Молдавии.

В шаге от победы

Согласно данным ЦИК Молдавии, лидер Партии социалистов Игорь Додон получил 48,23 процента голосов, бывший министр просвещения Майя Санду — 38,42. Явка достигла 49 процентов — на участки пришли 1,4 миллиона граждан страны. Наиболее активными избирателями оказались пенсионеры и граждане старше 40 лет. Молдаване голосовали и за пределами страны. В Италии — 19 тысяч граждан, в Румынии — 8 тысяч, во Франции и России — примерно по 4,5 тысячи. Наблюдатели признали, что выборы прошли без существенных нарушений. Было отмечено семь случаев агитации на участках за того или иного кандидата. В Кишиневе несколько граждан обнаружили, что за них уже либо проголосовали, либо по месту их проживания прописаны другие люди. Руководитель миссии Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ Алексей Сергеев назвал состоявшееся голосование свободным, открытым и конкурентным.

Последние прямые выборы президента в Молдавии проводились в 1996 году. После этого глава государства избирался парламентом — дважды. Интересно, что после революции 2009 года на всех парламентских выборах пророссийские партии собирали большинство голосов (сначала это были коммунисты, затем коммунисты вместе с социалистами), но проевропейские силы договаривались и в итоге формировали коалицию. Своим главным достижением либеральные партии считают подписание в 2014 году соглашения об ассоциации Молдавии и ЕС. Это, однако, серьезно ударило по экономике страны — Россия, во избежание реэкспорта европейских товаров, ввела ограничения на продукцию из Молдавии, объем поставок на российский рынок — основной для республики — уменьшился на 40 процентов. Компенсировать убытки должен был выход на европейские рынки, однако молдавская продукция в ЕС не востребована, и заметного увеличения экспорта не произошло. По данным Всемирного банка, 41 процент населения Молдавии живет менее чем на пять долларов в день, средняя зарплата — около 200 долларов в месяц.

Решение о возвращении прямых выборов президента было принято Конституционным судом в марте этого года. Молдавская оппозиция — Партия социалистов, Наша партия и платформа DA — выдвинула властям страны ультиматум с требованием перехода к прямым выборам главы государства, отставки правительства, роспуска парламента и досрочных выборов. В противном случае активисты угрожали блокировать республиканские трассы. На центральной площади Кишинева протестовали десятки тысяч людей.

Россия или Румыния

Додон уже призвал все левые силы поддержать его перед вторым туром. «Нас объединяют несколько вещей: мы выступаем за досрочные парламентские выборы, укрепление отношений с Россией, за государственность, нейтралитет и православие. Давайте объединим усилия и победим», — сказал он. Санду призвала сторонников к мобилизации во втором туре. «Активное голосование показало, что люди хотят перемен, и мы должны услышать этот сигнал. Хочу поблагодарить всех избирателей. Призываю вас проявить активность во втором туре», — отметила она.

Лидер избирательной гонки известен как один из самых ярых сторонников восстановления отношений Молдавии с Россией. В его программе «Первые 100 дней» много об этом говорится. «Первый визит в качестве президента я совершу в Москву. Инициирую переговоры с целью разработки Соглашения о стратегическом партнерстве с Российской Федерацией о дружбе, экономическом сотрудничестве и приднестровском урегулировании. Это необходимо для полного открытия российского рынка для молдавской продукции и снятия всех запретов для граждан на пребывание в России», — указано в документе. Также Додон пообещал начать объединение страны, для чего намерен встретиться с лидером Приднестровья. Кроме того, он констатирует принадлежность Крыма России. Но обещает обеспечить реальный нейтралитет страны. «Совершу визит в Брюссель. Буду настаивать на создании трехсторонней комиссии при участии США, ЕС и России по обеспечению международных гарантий нейтралитета Молдовы», — отмечается в программе. Отдельно он подчеркивает, что выступает против унионизма — присоединения Молдавии к Румынии. Додон обещает подготовить договор о границе двух стран и запретить унионизм законодательно.

Майя Санду в публичной политике не так давно. О создании собственной партии «Действие и солидарность» она объявила в конце прошлого года. До этого занимала ряд государственных должностей, а также была координатором программ Фонда ООН по развитию, работала заместителем начальника управления минэкономики и экономистом в кишиневском офисе Всемирного банка. Ее программа направлена на укрепление отношений с Румынией, Украиной и установление стратегического партнерства с США. При этом кандидат в президенты выступает за «нормальные и бесконфликтные» отношения с Россией.

«Прорывов ждать не стоит»

Эксперты считают, что говорить о предопределенности результатов второго тура выборов, который состоится 13 ноября, не приходится. Директор Института эффективной политики Виталий Андриевский считает, что Майя Санду должна приложить максимум усилий для повышения явки избирателей. «Для победы ей необходимо увеличить число пришедших на участки минимум на 10 процентов — с 49 до хотя бы 59 процентов. Для этого нужно иметь мощнейший мобилизационный ресурс, которого сейчас нет. Поэтому на успех она может рассчитывать, если для ее поддержки объединятся все проевропейские силы», — говорит эксперт. Додону же, по словам политолога, надо сохранить тот электорат, который у него уже есть. Андриевский отмечает, что плохую службу способна сослужить возможная расслабленность пророссийских избирателей, если они решат, что результат уже предопределен.

Политолог также напоминает о необходимости различать предвыборную риторику кандидатов и то, что они будут делать в случае победы. «Кардинальных перемен в отношениях Молдавии и России, думаю, не произойдет. Например, не стоит ждать, что Кишинев разорвет отношения с ЕС, денонсирует соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Додон при всем желании сделать этого не сможет. Если он попытается, то возникнет ситуация аналогичная той, которая была на Украине, когда Янукович отложил подписание соглашения об ассоциации. Произойдет Майдан», — говорит Андриевский. И добавляет, что проевропейский вектор развития страны поддерживает наиболее активная часть общества — молодежь, предприниматели. Пророссийские настроения больше распространены среди людей старшего возраста. Но отношения Кишинева и Москвы при Додоне действительно улучшатся. «Видимо, будет подтвержден нейтральный статус страны, возможно, расширится торгово-экономическое взаимодействие двух стран. Ожидать каких-то прорывов, например, признания Молдавией Крыма частью России, наверное, не стоит, ведь такие инициативы неизбежно повлияют на решение приднестровского вопроса. России будет легче работать с Молдавией, но революционных изменений не произойдет», — говорит он.

От чрезмерной эйфории предостерегает и заведующий отделом Приднестровья и Молдавии Института стран СНГ Сергей Лавренов. По его словам, Додона правильнее называть не пророссийским политиком, а государственником — он выступает за суверенитет страны, за рациональную внешнюю политику, то есть нормальные отношения и с Россией, и с Европой. К тому же Молдавия — парламентская республика, а большинство в законодательном органе остается у проевропейских партий. Скорее всего, многолетний политический кризис в стране после президентских выборов вспыхнет с новой силой.

< Назад в рубрику