В понедельник, 21 ноября появилась информация о том, что сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) выкрали с территории Крыма двух российских военнослужащих. Позже выяснилось, что россияне покинули Россию самостоятельно: сотрудники спецслужбы выманили их через подставных лиц. «Лента.ру» разбиралась в том, почему военнослужащие так легко поддались на провокацию и что их теперь ожидает.
Согласно первоначальным сообщениям Минобороны России, сотрудники СБУ вывезли двух россиян из Крыма на территорию Николаевской области. По данным оборонного ведомства, инцидент произошел в воскресенье, 20 ноября, около 13:00 мск: на Украину были перемещены прапорщик Максим Одинцов и младший сержант контрактной службы Александр Баранов. В Минобороны не исключили, что для получения «нужных» признательных показаний на военных планируют оказать психологическое и физическое давление. «Считаем данные действия украинских спецслужб в отношении российских граждан очередной грубой провокацией и требуем их немедленного возвращения на территорию Российской Федерации», — говорилось в сообщении.
Позже появились подробности, свидетельствующие не только о вероломстве СБУ, но и о наивности самих военнослужащих. Как оказалось, границу они пересекли самостоятельно и добровольно. На Черноморском флоте отметили, что задержанных выманили на территорию Украины. «На пункт пропуска "Джанкой" сотрудники СБУ через подставных лиц заманили их якобы для передачи им заверенных документов, подтверждающих получение высшего образования в вузах Украины», — сообщил собеседник. На опубликованной СБУ видеозаписи видно, что Одинцов и Баранов разгуливают в окрестностях пропускного пункта на границе, не чувствуя никакой опасности.
В Киеве уточнили, что считают задержанных дезертирами: они служили в украинской армии, а после воссоединения Крыма с Россией пошли служить в российскую. «После того как они перешли границу на Чонгаре, выяснилось, что против них есть уголовные дела, в связи с этим их задержали», — заявили в СБУ. Министр иностранных дел России Сергей Лавров уже назвал произошедшее «незаконной провокацией», но о конкретных шагах по освобождению россиян говорить не стал. «Этим занимаются наши правоохранительные органы», — подчеркнул глава внешнеполитического ведомства.
Во всей этой истории есть два важных момента. Первый: это действительно спланированная провокация украинских спецслужб. СБУ, скорее всего, выпустит несколько пропагандистских роликов, где сгорбленные российские военнослужащие будут каяться в своих проступках. После чего Киев, вероятно, попытается обменять их на тех, кого считает украинскими политзаключенными.
Можно отметить, что в последние месяцы украинские спецслужбы все активнее работают на крымском направлении. 10 августа ФСБ России заявила о разоблачении агентурной сети украинской военной разведки в районе Армянска на севере Крыма: была обнаружена и задержана группа диверсантов, а подразделения украинского спецназа пытались прорваться на территорию полуострова. Другая группа диверсантов была задержана 10 ноября в Севастополе. По сообщению источников в правоохранительных органах, задержаны трое кадровых сотрудников украинской разведки, при обыске у них обнаружены карты с обозначением военных объектов и объектов инфраструктуры полуострова. Также сообщалось следующее: «С учетом опроса задержанных установлено, что они готовили, по предварительным данным, диверсии на электростанциях, станциях очистки воды, а также газораспределительных сетях Крыма».
21 ноября Симферопольский суд арестовал еще двоих подозреваемых в подготовке диверсий на объектах инфраструктуры Крыма, ими оказались офицеры Вооруженных сил Украины Алексей Стогний и Глеб Шаблий. Понятно, что на полноценную силовую операцию в Крыму Киев вряд ли решится, но может пытаться воздействовать на настроения и ситуацию на полуострове точечными методами.
Второй момент: для стороннего наблюдателя удивительно то, что крымчане, тем более военнослужащие, без тени сомнения едут на территорию Украины. Хотя понятно, что в данном случае военные стали жертвами легкомысленного отношения к методам, которые в последнее время практикует Киев. Дело в том, что у многих жителей полуострова в соседних регионах Украины — Николаевской, Херсонской, Запорожской областях — остаются пожилые родственники и имущество. Кроме того, некоторые продукты там дешевле, чем в Крыму, поэтому многие ездят туда за покупками. Интересно, что для поездок при этом используют сохранившийся у них украинский паспорт. Российским пограничникам они показывают российские документы, украинским — украинские.
Крымские власти не раз уже предупреждали об опасности таких поездок. Так, 28 марта этого года глава республики Сергей Аксенов порекомендовал пересекать границу со стороны других регионов — к примеру, в Ростовской области. Тогда же вице-спикер крымского Госсовета Андрей Козенко призвал граждан соблюдать осторожность и выезжать на Украину только в случае крайней необходимости из-за дежурящих на границе в Херсонской области подконтрольных меджлису (признан экстремистским и запрещен на территории РФ) крымско-татарских радикалов и украинских националистов.
Особенно опасно пересекать границу госслужащим, военным, сотрудникам правоохранительных органов, депутатам и судьям. Все украинские военнослужащие, оставшиеся после воссоединения полуострова с Россией, считаются Украиной, согласно директиве Минобороны страны от 6 мая 2014 года, дезертирами. По данным военной прокуратуры Украины, на территории Крыма находятся более восьми тысяч бывших украинских военнослужащих. Все они объявлены в розыск, и в их отношении возбуждены производства по подозрению в дезертирстве. Немало и реальных уголовных дел. Например, в феврале этого года военной прокуратурой Дарницкого гарнизона был задержан подполковник, который до этого служил в Центре медицинской реабилитации «Судак».
Власти Республики Крым, комментируя инцидент, отмечают, что даже после таких случаев нельзя настоятельно попросить жителей полуострова не пересекать границу. «Если у людей там родные, как можно советовать к ним не ездить? Это очень деликатный вопрос», — объяснил «Ленте.ру» один из крымских чиновников. Депутат Госсовета Крыма Сергей Шувайников говорит, что даже крымчане, не работающие в госструктурах и правоохранительных органах, могут иметь проблемы на границе, если въезжают на Украину с новыми российскими номерами. «Их остановят, выпустят, машину заберут. Машины со старыми украинскими номерами не задерживают — поэтому, кстати, многие жители полуострова не торопятся менять номера. Говорить о массовой опасности для рядовых жителей не стоит, крымские власти не считают нужным нагнетать какую-то истерию, чрезмерно запугивать людей. Надо понимать, что почти у половины жителей Крыма есть родственники, которые остались на территории Украины», — пояснил «Ленте.ру» Шувайников.
Бывший депутат Верховной Рады Алексей Журавко, проживающий в Херсонской области Украины, считает, что российских военнослужащих Киев попытается обменять на задержанных в России — например, националистов Николая Карпюка и Станислава Клыха, которых сейчас судят в Москве. «Я уже давно прогнозировал, что Украина будет вести себя в Крыму именно так: пытаться перекрыть воду, взорвать газовые сооружения. Порошенко некуда деваться, поэтому он готов на все, лишь бы отвлечь внимание украинских граждан от проблем внутри страны», — резюмировал Журавко.