Отечественная легкая промышленность сумела пережить кризис, но пока еще нуждается в господдержке. Производители могут обеспечить высокое качество продукции, но не могут выдавать нужные объемы. О том, как себя чувствует российский легпром и что ему требуется для того, чтобы вырасти, «Ленте.ру» рассказал президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром) Андрей Разбродин.
«Лента.ру»: Есть ощущение, что в последние годы легкая промышленность начала динамично развиваться. Так ли это на самом деле и в каком состоянии сейчас находится отрасль?
Разбродин: Это не совсем верное впечатление. Особой динамичности и заметного развития в отрасли нет. Есть некоторые статистические данные, которые дают «среднюю температуру по больнице». И самое важное, к счастью, то, что в кризис отрасль не развалилась и демонстрирует небольшой рост. Но этот рост больше статистический, чем реальный, и связан с курсовыми разницами и прочими формальными моментами.
Есть эффективные антикризисные меры государственной поддержки, и некоторым предприятиям они действительно помогли стабилизироваться, неплохо себя почувствовать и даже прибавить, но это меры, касающиеся ограниченного количества предприятий, а не отрасли в целом. Прежде всего они помогли компаниям, работающим с госсектором, в рамках госзаказа. То есть там, где действуют новые законодательные инициативы: госкорпорации и госучреждения сегодня обязаны закупать в первую очередь продукцию российского производства. В целом я бы сказал так: отрасль выжила, но находится в непростом положении.
Какие проблемы сейчас у производителей?
Основная проблема — это взаимодействие с банковским сектором. Это не раз отмечали и мои коллеги. Сегодня система работы банков носит ломбардный характер: туда закладывают все по пониженным коэффициентам, и это не дает возможности предприятиям ни расширяться, ни развиваться, ни заниматься импортозамещением. Прежде всего речь идет об оборотном капитале. С инвестиционными возможностями ситуация лучше, есть Фонд развития промышленности, сегодня успешно работающий с некоторыми предприятиями отрасли по направлению инвестиционного кредитования… Но с точки зрения оборотного кредитования ситуация в легпроме пока очень тяжелая. Только-только начинает раскручиваться корпорация МСП, с которой мы подписали соглашение о сотрудничестве, — она работает качественно, но пока это не те объемы, которые нужны отрасли, чтобы жить и развиваться.
Сегодня сплошь и рядом такая неприемлемая ситуация во взаимоотношениях предприятий и кредиторов: предприятие платит налоги с кадастровой стоимости занимаемых ими земель, а банки при выдаче кредита в залоговой документации эту стоимость понижают. Здесь нужно либо принимать закон, по которому кадастровая стоимость выступает и стоимостью залога, либо пусть система будет гибкой, и платить налоги мы будем с той стоимости, которую закладываем. Иначе получается лукавство.
Поэтому основных проблем у отрасли сегодня две. Первая — отсутствие оборотного капитала и банковская система, которая, откровенно говоря, обескровливает промышленность. И вторая — контрабанда и контрафакт, которые в кризис всегда расцветают. С этим идет борьба, есть программы — например, чипирование изделий, в частности, меховых, и они дают первый положительный результат. Тем не менее еще есть с чем бороться.
А что касается современной продукции российского легпрома — у нас есть товары, которые могут конкурировать с зарубежными аналогами?
Есть. И достаточно много — по крайней мере, по номенклатуре. А вот количественно такая продукция пока не очень представлена. Тут та же проблема, о которой я говорил выше: количество очень зависит от оборотов. Большинство российских предприятий не смогли воспользоваться преимуществами кризиса и возможностями импортозамещения. Смотрите, что происходит: чтобы купить сырье, нужны дополнительные деньги. Предприятие в условиях кризиса не может в два раза увеличить производство без дополнительных средств — необходимо купить сырье, материалы… Если банк не дает кредит, вы просто не можете выполнить этот заказ. Из собственной прибыли предприятия, даже если она есть, можно увеличить оборот не больше чем на 5-7 процентов. А объем заказов по ряду предприятий в два раза превышает их финансовые возможности! Понимаете? Финансовые, а не производственные.
Будь у российских компаний в легпроме финансовые возможности, мы могли бы уже по ряду направлений процентов сорок рынка держать. Многие российские предприятия провели переоснащение и выпускают качественную продукцию. В этом наше преимущество — качество при конкурентной цене. Наша продукция интересна и для экспорта, есть спрос от зарубежных заказчиков. Но не дает расти и развиваться большая проблема с оборотными средствами.
То есть на данном этапе отечественным производителям без господдержки не обойтись? Прежде всего финансовой?
Рынок легкой промышленности в России — это три с лишним триллиона рублей в год. Сейчас отечественное производство занимает примерно 25-27 процентов этого рынка — и это 800-850 миллиардов рублей. Если мы хотим расширяться, занимать 30-процентную долю и больше, к этому обороту нужно прибавить еще как минимум пару миллиардов рублей. А общая сумма господдержки на этот год — и такая же планируется на следующий — два миллиарда...
Безусловно, хорошо, что господдержка сегодня существует, и разные программы дают результат, только он точечный, для небольшого числа предприятий. В целом на отрасль он почти не влияет. Но финансы — это только часть необходимой поддержки. Нужны еще и меры регулятивного характера. Например, в этом году был введен запрет на вывоз кожевенного полуфабриката — и кожевенная отрасль показала очень хороший результат, очень сильно нарастила оборот. И подобных примеров достаточно много. Можно было бы снять пошлины на сырье, которое в России не производят, и наоборот — ввести дотирование производства того, что мы делаем из этого сырья. Вот такие меры требуются отрасли — не постоянные запреты, а ограничительные меры на какой-то срок, может, на два-три года. За это время рынок немного перераспределится, переключится и естественным образом начнет работать, после чего чисто запретительные меры станут не нужны.
Я надеюсь, что в ближайшем будущем мы вместе с Минпромторгом научимся подобные меры разрабатывать. И самое главное — принимать их, потому что Минфин пока к этому относится… мягко скажем, настороженно.
Нельзя сказать, что отрасль только ждет поддержки и ничего не делает сама. Например, Союзлегпром ежегодно проводит в Москве, в «Экспоцентре» масштабное конгрессно-выставочное мероприятие — «Российская неделя текстильной и легкой промышленности», где собираются все участники отрасли: производители, потребители и регуляторы, обмениваются опытом, решают текущие вопросы, обозначают перспективы. Такие отраслевые масштабные мероприятия очень помогают развитию легпрома изнутри. Во-первых, тем, что консолидируют отрасль. Во-вторых, это практическое общение и выводы. В нашей отрасли очень много талантливых людей — мыслящих, умных, понимающих, как вести бизнес. Поэтому ежегодная «Неделя легпрома» — это, с одной стороны, смотр и объединение отрасли, а с другой — предельно деловая и практически полезная программа. Здесь начинается выработка многих предложений, которые в дальнейшем становятся программами, в том числе государственными. Так было и в прошлом году, и в нынешнем. В феврале 2017 года нам снова представится возможность встретиться и обсудить наиболее острые вопросы. Все это крайне важно, поэтому нужно это направление правильно формировать и постоянно развивать, делать максимально полезным и практичным для участников отрасли. Пока что нам совместно с «Экспоцентром» и при активной поддержке Минпромторга и Торгово-промышленной палаты это удается.
С 20 по 24 февраля 2017 года на территории ЦВК «Экспоцентр» пройдет второй отраслевой выставочно-конгрессный проект «Российская неделя текстильной и легкой промышленности». Организаторами мероприятия выступают «Экспоцентр» и Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности. Проект объединяет международные выставки «Инлегмаш», «CJF — Детская мода. Весна» (организатор — АО «Экспоцентр»), «Интерткань» (организатор — Союзлегпром), «TechTextile Russia» (организатор — компания «Франкфурт Мессе»), а также отраслевую дискуссионную площадку «Легпромфорум». Впервые мероприятие прошло в 2016 году, став самым значимым событием в отрасли. В очередном форуме примут участие руководители федеральных и региональных органов власти, дизайнеры, представители торговых организаций и отраслевой науки, профессиональные общественные организации, предприятия смежных отраслей и другие участники потребительского рынка. Интерес к участию в «Российской неделе текстильной и легкой промышленности» уже проявили представители отрасли из Германии, Франции, Италии, Турции, Китая и Индии.
Каков ваш прогноз дальнейшего развития отрасли?
Прогнозы — дело неблагодарное… Я могу сказать так: хорошо уже то, что во власти — и в Минпромторге, и выше — меняется отношение к нашей отрасли. Появляется понимание, что легкая промышленность — это не только повседневная одежда, но еще и технические материалы, высокотехнологичные материалы для космоса, авиастроения, строительства, медицины, автомобилестроения. И внимание, которое нам оказывают, заметно. Стали появляться программы поддержки отрасли, пусть они рождаются со сложностями, но все же воплощаются в жизнь. Надеюсь, что со временем поддержка станет более направленной и четкой. Я считаю, что отрасль будет развиваться. Но сколько бы ни было программ, повторюсь: нам нужен естественный банковский оборот. Возможно, после проходящей сейчас чистки изменится банковская система, станет больше направлена на то, чтобы «закачивать» деньги в промышленность. Или ситуация перейдет из кризисной в посткризисную, и мы начнем понемногу прирастать, появятся деньги. Вот тогда и начнется основной рост.