В 2017 год Украина входит без денег МВФ, без особых успехов в реформах и без перспектив быстрого экономического роста. Стране предсказывают десятилетия бедности и застоя. Эксперты уверены, что Украине не помогут преобразования — без стабильной политической системы экономика не выстоит.
Международному валютному фонду (МВФ) нечем порадовать украинцев под Новый год. Нет ни денег, ни обнадеживающих прогнозов.
14 декабря глава миссии МВФ на Украине Рон ван Руден констатировал, что показатель ВВП на душу населения в стране — лишь 20 процентов от среднеевропейского и втрое ниже, чем в соседних Польше и Румынии.
Если даже экономика Украины будет расти на 4-5 процентов в год (а официальный прогноз в несколько раз ниже), стране понадобится целое поколение для того, чтобы просто догнать соседей в Центральной и Восточной Европе, посетовал ван Руден.
«Это еще весьма оптимистичная оценка. Если за 20-25 лет Украине удастся выбраться из бедности, то это будет просто прекрасно. Однако реальность такова: максимальный в постсоветское время объем экономики страны наблюдался по итогам 2008 года. Тогда количество бедных на Украине превышало 25 процентов. В 2015-м ВВП был примерно в два раза меньше, а количество бедных достигло 80 процентов», — прокомментировал прогноз МВФ аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Один из основных показателей развитого государства — ВВП на душу населения больше 20 тысяч долларов, напоминает финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин. И необходим его рост темпами, близкими к динамике мировой экономики.
«Если исходить только из этого, то ВВП Украины на душу населения (сейчас примерно девять тысяч долларов по паритету покупательной способности, номинальный — гораздо ниже) должен расти ежегодно на 4,1 процента в течение 20 лет или одного поколения», — говорит эксперт.
Очевидно, что стране, находящейся в перманентном социально-экономическом кризисе, очень трудно обеспечить даже небольшой экономический рост. Еще в прошлом году главной надеждой украинцев на восстановление была поддержка со стороны МВФ. В общей сложности международная организация пообещала Киеву свыше 17 миллиардов долларов — деньги идут правительству, которое обязано провести реформы. В теории эти преобразования должны подстегнуть экономический рост, повысив уровень жизни населения. На практике все не так просто. У МВФ много претензий к Украине и все больше сомнений в успехе программы финансовой поддержки.
И в этом вопросе МВФ не смог обнадежить украинцев. Рон ван Рубен в очередной раз подчеркнул, что Киев получит деньги при условии урегулирования долгового спора с Россией (Москва ждет погашения задолженности, превышающей три миллиарда долларов; МВФ признает данный кредит суверенным).
Кроме того, представитель фонда заявил, что очередной транш может быть предоставлен Украине не раньше 2017 года. Но пока правительство не выполнило все условия финансирования.
«Мы ожидаем принятия нового бюджета, это внесено в повестку дня Рады на будущую неделю. Надо надеяться, в начале года, когда необходимые условия будут выполнены, вопрос рассмотрят на Совете директоров МВФ», — отметил ван Рубен, отодвигая тем самым реализацию программы помощи на неопределенный срок.
В ноябре глава Нацбанка Украины Валерия Гонтарева рассказала, что ждет страну без денег МВФ. Хрупкая макроэкономическая стабильность рухнет, и Киев останется без резервов, предупредила она.
«Если мы продолжим сотрудничество [с МВФ] в начале следующего года, то это не так страшно, но если мы этого не сделаем, то хочу, чтобы все понимали: если мы имеем сегодня резервов 15,5 миллиарда долларов, то мы начнем их терять каждый день», — сказала Гонтарева.
Чтобы получить транш и избежать катастрофы, необходимо принять бюджет, который бы одобрил МВФ. О том, насколько важен данный документ, можно судить по усилиям Минфина Украины. Там призвали на помощь супергероя и придумали себе помощника по имени Бюджетмен.
По информации Минфина, Бюджетмен обладает несколькими сверхспособностями: суперравновесие (бюджет всегда сбалансирован), суперскорость (закон о бюджете своевременно подается в парламент), суперсила («поднимет даже нашу экономику»), суперзрение (бюджет планируется на три года вперед), изменение реальности (способствует экономическим реформам).
Минфин надеется быстро принять более-менее сбалансированный бюджет, который бы одновременно устроил МВФ и помог повысить благосостояние населения. С первой задачей правительство может справиться — бюджет внесен в парламент с максимально разрешенным дефицитом в три процента. Со второй — улучшением качества жизни людей — все сложнее.
Ключевое положение бюджета-2017, которым гордятся украинские власти, — повышение минимальной зарплаты до 3200 гривен (около 122 долларов). Конечно, ситуация немного улучшится (Украина, к примеру, обгонит по данному показателю Бангладеш, Гану и Замбию, от которых отставала в начале 2015 года), но кардинально не изменится. Для перелома нужны системные реформы, хотя даже они не позволят поднять качество жизни до уровня соседних стран, считают специалисты.
Чтобы добиться показателя в 10-15 тысяч долларов на человека по ППС, Киеву нужно победить коррупцию, провести реформу институтов и избегать политических потрясений. Но дальнейший рост будет затруднен, как и в России, из-за ловушки среднего дохода (ситуация, когда страна застревает на одном уровне роста), понадобится развитие новых отраслей и привлечение инвестиций, говорит Тимур Нигматуллин из «Финама».
«В целом, Украина сегодня достаточно бедная страна со слаборазвитой экономикой даже относительно других стран СНГ», — отмечает он.
«За предыдущие годы Украина так и не показала способностей для выхода из бедности, даже при многомиллиардных дотациях из России и наличии собственных производственных мощностей на уровне среднего европейского государства», — комментирует аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.
Он видит причину всех экономических проблем Украины в политической нестабильности и считает, что после госпереворота в 2014 году правительство принципиально не занимается развитием страны. Ситуацию в экономической и социальной сферах он считает катастрофической.
«Идея о том, что победить бедность можно с помощью работы и вменяемого суверенного правительства, а не используя кредиты из различных организаций, не оформляется в конкретные действия. Любые изменения трактуются с точки зрения идеологии, инакомыслие карается. К сожалению, маргинализация общества к богатству не приводит», — рассуждает аналитик.
По его мнению, Киев может спасти «новый Сталин» или «новый Хмельницкий»: следующим руководителям государства придется кардинально изменить менталитет населения, ввести ответственность на всех уровнях принятия решений, а также мобилизовать внутренние экономические ресурсы.
Но пока этого не происходит, и прогноз МВФ о десятилетиях бедности остается актуальным. Без структурных изменений и без стабильной политической системы может сбыться еще один мрачный прогноз фонда. В начале 2016 года директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард предупредила, что Украина рискует стать образцом провальной экономической политики. В 2017 год страна входит, не прислушавшись к предупреждениям Лагард.