Хотите видеть только хорошие новости?

Трагический ансамбль

Разбился лайнер, вылетевший из Сочи в Сирию: что известно

Ту-154
Ту-154
Фото: Дмитрий Петроченко / Reuters

Утром 25 декабря 2016 года в Черном море потерпел катастрофу самолет Ту-154Б-2 223-го летного отряда Минобороны России. Самолет направлялся в сирийскую провинцию Латакия, на борту находились 93 человека — музыканты ансамбля имени Александрова, девять представителей прессы, шесть сопровождающих и восемь членов экипажа.

С чего все началось?

Около 5 часов 27 минут мск самолет Минобороны Ту-154 пропал с радара после вылета из Сочи. Первым об этом сообщили источники ТАСС в экстренных службах региона около 8 часов утра. Позднее в оборонном ведомстве официально подтвердили эту информацию и уточнили, что на борту, по первоначальным данным, находились 93 человека.

Одновременно стало известно, что большая часть пассажиров — музыканты Академического ансамбля песни и пляски Росcийской армии имени Александрова. Чуть позже уточнили, что на борту находились 9 членов экипажа и 84 пассажира, в том числе представители российской прессы.

О том, что самолет исчез, доложили президенту. Началась поисково-спасательная операция. Поиски велись, по данным РИА Новости, в вероятных местах падения самолета — в горной части Краснодарского края и в акватории Черного моря. К поискам подключились семь морских судов.

Около 9 часов источник подтвердил печальные прогнозы.

«По предварительным данным, самолет упал в Черное море», — сообщили в силовых структурах.

«В 5,5 километрах от береговой линии найдено маслянистое пятно. В 1,5 километрах от берега — фрагмент лайнера — стойка шасси. В акватории Черного моря обнаружены личные вещи пассажиров», — позднее уточнили в пресс-службе Южного регионального центра МЧС России.

Официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков сообщил, что в Адлер вылетела комиссия во главе с замминистра обороны Павлом Поповым. В то же время в Следственном комитете России сообщили, что будет изъята предполетная документация. Будут допрошены должностные лица, занимавшиеся подготовкой самолета к вылету на авиабазу Хмеймим в Сирии.

«Расследование уголовного дела о крушении самолета будут вести следователи центрального аппарата Следственного комитета России», — сообщила «Ленте.ру» официальный представитель ведомства Светлана Петренко.

Кто пропал?

Минобороны обнародовало список лиц, находившихся на борту Ту-154. Согласно данным ведомства, в самолете находились восемь членов экипажа, директор департамента культуры Минобороны Антон Губанков и его пресс-секретарь Оксана Батрутдинова, восемь военнослужащих (в их числе главный военный дирижер Российской армии Валерий Халилов), директор международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка. Также в Сирию летели этим рейсом девять журналистов и музыканты военного ансамбля.

На официальном сайте телеканала «Звезда» сообщается, что в авиакатастрофе погибла их съемочная группа — корреспондент Павел Обухов, оператор Александр Суранов и помощник оператора Валерий Ржевский. Первый канал также назвал имена журналистов, находившихся на борту Ту-154: корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов. По информации официального сайта телекомпании НТВ, от них в командировку в Сирию направлялись корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов.

Что с самолетом?

Катастрофу потерпел самолет Ту-154Б2 бортовой номер RA-85572, произведенный в 1983 году на Куйбышевском авиазаводе (ныне завод «Авиакор»).

По имеющимся учетным данным, самолет выработал относительно небольшую часть летного ресурса (менее 10 тысяч часов), налетывая в среднем около 300 часов в год, что относительно немного для пассажирских лайнеров, которые в гражданской авиации эксплуатируются с интенсивностью 1000 и более часов в год. Назначенный ресурс самолета составлял 37 500 часов, или 16 тысяч посадок, при этом он мог быть продлен до 60 тысяч часов и 22 тысяч посадок.

«Самолет перед вылетом прошел все плановые проверки и был исправен. Никаких претензий к техническому состоянию воздушного судна перед вылетом не было», — сообщил источник «Интерфакс» в экстренных службах.

Эксплуатант самолета — 223-й летный отряд Минобороны, российское государственное авиационное предприятие, обеспечивает авиационные перевозки в интересах государственных структур и выполняет нерегулярные грузовые и пассажирские перевозки — как правило, перевозя личный состав Вооруженных сил. Предприятие было организовано на базе 8-й авиационной дивизии особого назначения (8 адОСНАЗ, 8 адон) ВВС России в Чкаловском в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 января 1993 года № 37-рп «Об обеспечении деятельности 223 и 224 летных отрядов Минобороны России» для воздушных перевозок в интересах госструктур. 223-й летный отряд эксплуатирует пассажирские машины, в то время как перевозками на военно-транспортных самолетах занимается 224-й летный отряд.

Ту-154Б-2 в настоящее время уже выведены из коммерческой эксплуатации в связи с несоответствием принятым нормам шумности и высоким расходом топлива, однако военные машины пока остаются в строю.

Самолет вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский и должен был приземлиться на дозаправку в Моздоке, однако по погодным условиям аэродром дозаправки был изменен на Сочи.

Опасные воздушные ворота Сочи

Адлерский аэропорт печально известен в среде летчиков. В 2006 году трагедия произошла с Airbus A320-211 авиакомпании Armavia, выполнявшем рейс по маршруту Ереван — Сочи. При заходе на посадку в аэропорту Сочи самолет рухнул в Черное море и полностью разрушился. Все находившиеся на его борту 105 пассажиров и 8 членов экипажа погибли.

В октябре 1972 года под Адлером потерпел катастрофу Ил-18В компании «Аэрофлот», в результате чего погибли 109 человек. Истинную причину катастрофы установить оказалось невозможно, так как обломки лайнера затонули на глубине около 1000 метров.

Аэродром в Сочи среди пилотов считается сложным. Взлет и посадка там происходят в сторону и со стороны моря, одним курсом. Для этих маневров особенно важна подготовка экипажа.

Из-за близости моря и гор создать аэропорт в другом месте было невозможно. Одно время на посадку заходили с двух сторон — и с моря, и (если ветер не позволял) с гор, между скал.

«Это был профессиональный цирк, туда только экипажи со спецподготовкой допускали. После того как при заходе с гор произошло несколько инцидентов, посадку с этой стороны запретили», — рассказал «Ленте.ру» заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

У взлета на море есть своя специфика: это непростое дело, особенно ночью (а катастрофа ТУ-154 произошла около 6 утра, когда еще было темно). Дело в том, что в темноте море визуально сливается с небом, а звезды светят не только вверху, но и внизу. За всю историю сочинского аэропорта этот эффект неоднократно подводил пилотов. В такой ситуации нужно пилотировать только по приборам и верить только приборам, считает эксперт.

Судя по информации из открытых источников, самолет исчез с радаров через 20 минут после взлета, с момента отрыва от земли, когда он уже был над поверхностью моря. Сейчас обнаружили нефтяное пятно — это уверенно можно считать местом «ныряния» только что заправленного самолета в воду, считает Смирнов.

«Аэродром считается сложным еще и из-за особых погодных условий. Иногда приходится садиться с попутным морским ветром, а тут нужен строгий расчет, чтобы самолету хватило посадочной полосы. При попутном ветре больше пяти метров в секунду аэропорт даже при отличной видимости закрывается — иначе самолеты просто не успеют затормозить из-за ветра», — рассказал Смирнов «Ленте.ру».

***

Тем временем источник «Ленты.ру» в правоохранительных структурах сообщил, что спецслужбы отрабатывают версию о теракте на борту лайнера Минобороны. Следователи проверяют людей, которые могли иметь доступ к самолету в аэропорту вылета и в Сочи.

People walk past the walls of Jerusalem's Old City lit in blue, white and red, colours of the French flag, in solidarity with Paris, in Jerusalem November 15, 2015Французский исход
Что заставляет евреев бежать из Пятой Республики в Израиль
Монастырь Мар Маттай«Саддам покончил бы с этим бардаком за пару недель»
Рассказ монаха древнего иракского монастыря о жизни по соседству с террористами
Министр обороны Саудовской Аравии принц Мухаммед объявляет о создании блокаНАТО с Кораном и гуриями
Саудовская Аравия строит собственный военный блок
Эффект обратного действия
Теракт в Берлине укрепил позиции Меркель и доверие немцев к стражам порядка
Лошадиные силы
Мустанги, воспитанные за решеткой, несут службу на границе
От 200 и выше
Может ли рост цен на водку снизить ее потребление
Ничего личного
О причинах закрытия печатных медиа
Триллион из продуктовой корзины
Российские ретейлеры подсчитали прошлогоднюю выручку
Жадность не порок
На чем экономят миллиардеры
Морозный рейс
Как авиакомпании решают проблему нелетной погоды
Дональд ТрампБомбы не получилось
Что может помешать Трампу обменять ядерное оружие на санкции
Сергей ОстапенкоВойна и тир
Какие тайны скрывал устроивший бойню в Москве бывший инструктор по стрельбе
Glock, стриптиз и «Крепкий орешек»
Как популярные винтовки и пистолеты пробивались на мировой рынок
Собирательный образ
Похожи ли фотороботы на реальных преступников
Хейтеры возненавидят
Обычные женщины, прославившиеся в Instagram благодаря лишнему весу
Качайся как девчонка
Пауэрлифтинг вошел в моду у представительниц прекрасного пола
«Живу обычно, ем летучих мышей»
История москвича, переехавшего в Камбоджу
Ким КардашьянСтарики-разбойники
Выслежена банда преступников-пенсионеров, ограбивших Ким Кардашьян
Цена слезам не верит
Страны, в которых автомобили намного дороже, чем в России
Красивейшие машины Советского Союза
Самые красивые машины СССР, так и не увидевшие конвейера
Enlarge your Lada
Самые нелепые российские лимузины
Редкие «ГАЗы»
5 внедорожников Горьковского автозавода, которые так и не увидели свет
«Теперь она бомж и живет в закутке под лестницей»
История преподавательницы, лишившейся трех квартир в Москве
«Мы начали решать свои проблемы, как в 90-х»
За потребительские кредиты смогут отбирать квартиры
Развели тут бордель
Экскурсия по самому большому публичному дому Южного полушария
Война дворцам
Каких домов лишились в 2016 году звезды Голливуда