Уличные ярмарки и фестивали стали традиционной частью новогодней Москвы. В дни зимних праздников сюда приезжают сотни тысяч россиян и иностранцев — в этом году столица вновь возглавила рейтинг самых популярных российских городов среди туристов. Вместе с ними в город прибывают деньги. «Лента.ру» выяснила, как и что Москва зарабатывает на рождественских историях.
Лидер по туризму
16 декабря в Москве стартовал очередной сезон рождественских городских фестивалей и ярмарок. Благодаря таким мероприятиям, как рождественские ярмарки, столица лидирует в рейтинге российских городов для зимнего туризма, отметил мэр Москвы Сергей Собянин.
Впервые новый формат городского досуга опробовали в канун 2013 года, когда на Манежной площади организовали Страсбургскую рождественскую ярмарку. Событие вызвало такой ажиотаж, что все товары были распроданы в первые несколько дней. Ярмарку посетили около 600 тысяч человек — больше, чем за два года проведения аналогичных мероприятий в Токио, вспоминает заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина.
Интерес к зимнему отдыху в Москве бьет рекорды, причем как среди россиян, так и среди иностранцев: динамично растет поток туристов из Китая, Германии, Швеции, Армении. В середине 2016 года популярный сайт о путешествиях TripAdvisor назвал Москву самым бюджетным для туристов городом Европы, она заняла четвертое место в мире в списке самых популярных городов в Instagram, а сервис Lonely Planet включил столицу России в путеводитель «Лучшие путешествия-2017».
Это не первый выход Москвы в лидеры международных рейтингов. По итогам 2015 года Tripadvisor поставил российскую столицу на 2-е место в Европе и 5-е место в мире в категории лучших развивающихся туристических направлений. «Здорово осознавать, что эти результаты работы городского правительства в определенной степени влияют на привлекательность и имидж всей страны. Это определенное достижение, которое мотивирует», — заметила, комментируя успехи, Наталья Сергунина.
Не меньше мотивируют и отзывы туристов и гостей столицы. «Показала сердце нашего города — Красную площадь — своему родственнику-израильтянину, — пишет пользователь TripAdvisor Елена Пруун. — Впечатлений — море! Красота! При хорошей погоде вообще отлично! Чтобы все это понять, нужно обязательно здесь побывать! А зимой, когда работает каток, это вообще незабываемо!» Французский турист добавляет: «Обязательно нужно сюда идти. Центр Москвы — очень красиво, много исторических объектов, перед праздниками открываются разные ярмарки. Непременно стоит посетить храм Василия Блаженного, посмотреть на лобное место и зайти в ГУМ — съесть мороженое».
«Еще в Сербии я познакомился со многими русскими. Приехав сюда, я часто гулял с ними по улицам и проспектам, — рассказал «Ленте.ру» шеф-повар ресторана «Н.Тесла» Жарко Караклаич. — Белград — это маленький город, а Москва — очень большой, и, признаться, мне сначала не понравилось, что он такой огромный. Но теперь я привык, теперь и для меня "близко" — это 15 минут пешком. Москва — это очень красивый город, его нужно увидеть, почувствовать».
Шеф-сомелье ресторана Balzi Rossi Аксель Дидайллер отмечает: «Для меня Москва не очень отличается от других европейских городов. Здесь так же отдыхают, многие москвичи часто бывают за границей, поэтому город совершенно европейский, как и публика».
Русский размах
В прошлом году фестиваль «Путешествие в Рождество» установил рекорд посещаемости: его площадки посетили 10 миллионов человек. Это в 15 раз больше, чем на уже упомянутой Страсбургской ярмарке, и на 1,5 миллиона больше, чем на том же мероприятии годом ранее.
В этом году «Путешествие в Рождество» пройдет в четвертый раз на 30 основных и 12 дополнительных ярмарках. Фестиваль продлится до 15 января 2017 года, а его участниками станут представители 15 стран и 40 российских регионов. Одновременно с этим фестиваль «Рождественский свет» охватит 40 адресов, где выступят музыканты и танцоры, фокусники и клоуны. События обоих фестивалей частично пересекаются.
Красная площадь традиционно примет Рождественскую ярмарку с сувенирами, подарками и угощениями в русском стиле — блинами с икрой, печеной картошкой и тульскими пряникам с медовухой. Рядом, на площади Революции, можно будет бесплатно покататься на коньках и поучаствовать в мастер-классах 50 известных мастеров фигурного катания. Здесь же покажут ледовые спектакли «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Чиполлино» и «Белоснежка».
В центре «Сокольники» стартует выставка-продажа «Формула рукоделия. Новый год», а следом — раздача сувенирных «Рождественских даров». В центре DI Telegraph на Тверской — ярмарка ArtFlection, участником которой может стать любой производитель поделок и игрушек, прошедший отбор комиссии. Дизайн-завод «Флакон» по традиции примет маркет украшений, текстиля и дизайнерской одежды, вязаных изделий и косметики «Новогодний Flower Market».
В 60 шале-ресторанах, в числе которых «Кафе Пушкинъ», Zizo, «Беверли Хиллс», «Порто Миконос», «ЛавкаЛавка», кафе «Чайковский», горожан угостят блюдами из специального меню, а известные повара проведут мастер-классы по приготовлению рождественских и новогодних угощений.
В рамках фестиваля также запланированы благотворительные проекты — например, в Камергерском переулке пройдет праздник «Удивительные елки», в рамках которого горожане смогут оставить подарки для подопечных фонда «Я есть». Кроме того, для детей и взрослых пройдут три тысячи мастер-классов и обучающих программ, организованных детским городом мастеров «Мастерславль», городом профессий «Кидбург», мастерской технического творчества «Кулибин Про», столярной мастерской «СМ-47» и детским клубом Bosco.
Драйвер экономики
Наталья Сергунина уточнила, что фестивали и ярмарки для любого мегаполиса — двигатели развития туризма, деловой активности и малого бизнеса, и это на самом деле так. Маленькие города, такие как 500-тысячный Нюрнберг или 50-тысячный Буньоль, проводящий помидорные бои Ла Томатина, ежегодно привлекают в четыре-пять раз больше туристов, чем все население города. Туристы «живут в гостиницах, едят в ресторанах и кафе, тратят деньги на шопинг. Бизнес развивается, повышается общий уровень жизни, а у городской администрации есть стабильный источник налоговых доходов, — заметила Сергунина. — И это только один из примеров того, как качественно организованное событие приносит миллионные доходы. Это реально работающая, эффективная бизнес-модель. Как говорится, ничего личного, только экономика».
В Москве благодаря притоку путешественников в фестивальное время дневной оборот 2,5 тысяч ресторанов, кафе, баров, кондитерских, точек фастфуда, расположенных в ЦАО, увеличивается с 500 миллионов рублей вдвое. Бизнесмены, понимая прибыльность таких проектов, активно инвестируют в них: к одному рублю, вложенному городом, еще три рубля добавляют спонсоры, рассказывала Сергунина.
В прошлом году почти 500 бизнесменов подали заявки, чтобы принять участие в праздничной торговле, а фестиваль «Путешествие в Рождество» принес бюджету более 2,5 миллиарда рублей дополнительных налоговых поступлений. Событийный туризм способствует не только новым финансовым поступлениям, но и развитию инфраструктуры и городской среды, укреплению имиджа города, созданию новых рабочих мест, считают власти.
Город планирует заработать даже на арт-объектах, оставшихся после новогодних каникул. В середине ноября на заседании президиума правительства Москвы мэр города Сергей Собянин напомнил о своем поручении продавать с аукционов украшения, оставшиеся после фестиваля. Первый аукцион уже прошел в павильоне «Умный город» на ВДНХ. Продажа восьми фигур Незнайки и его друзей — символов фестиваля «Снова в школу» — принесла городскому бюджету 6,8 миллиона рублей. Куда будут направлены эти средства, москвичи решат сами, проголосовав на сайте «Активный гражданин».